Урок русского языка в 4 классе на тему ": Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Федяева Любовь Михайловна

Учить писать сочинение отзыв по картине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме: Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова  «Иван Царевич на Сером волке»              

ФИО учителя: Федяева Любовь Михайловна

Класс: 4

УМК: образовательная программа «Школа России»

Предмет: русский язык

Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова  

                            «Иван Царевич на Сером волке»              

Цель: учить писать сочинение-отзыв по картине.

Задачи: 

  • учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержание картины;
  • совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повествования;
  • развивать воображение;
  • расширять словарный запас.

Планируемые результаты:

 учащиеся получат возможность научиться:

Предметные

  • писать сочинение с опорой на план, понимать мысли художника картины;
  • соотносить текст и содержание картины;
  • подбирать необходимые описания;

Метапредметные

Познавательные УУД: 

  • искать и выделять необходимую информацию; 
  • ставить и формулировать проблемы, рефлексия способов и условий действия, контроль (взаимоконтроль) и оценка процесса и результатов деятельности;
  • анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; 
  • планирование.

Коммуникативные УУД: 

  • полно и точно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: 

проявлять интерес к уроку русского языка, сотрудничать с учителем и сверстниками.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

О какой сказке идёт речь?

     «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитителя.

Царь перестал и пить, и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:

- Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить…»

«Иван Царевич и Серый Волк» Чем детские книги отличаются от взрослых книг? (есть иллюстрации). Кто рисует иллюстрации? (художники-иллюстраторы). В учебнике в картинной галерее есть не просто иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый Волк», а репродукция картины, которая была написана к этой сказке. Кто автор этой картины? (Виктор Михайлович Васнецов). Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (писать описание картины). Мы будем не просто описывать картину, нам нужно выразить свои чувства к этой картине, будем учиться писать сочинение по репродукции картины. Попробуйте использовать наречия в вашем изложении.

3.Работа в парах (карточка-помощница)

Карточка-помощница

Рассмотрите  картину подробно

Болото с кувшинками, сухая трава, чёрная земля, полевые цветы

Рассмотрите  картину подробно

Что изображено в центре 

картины? 

Серый волк, Иван Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес, волшебный лес, глухой, древний, небо,  цветущая поляна,    чёрное болото, цветущая яблонька,  дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота. Лес мрачный. Кругом опасности. Зловеще сплелись причудливые ветви. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной

Опишите верхнюю часть картины

Небо ….. — деревья высокие, …., но сквозь них брезжит свет.

Какое настроение создаёт этот пейзаж?

Лес мрачный. Кругом опасности. Страшно. Зловеще сплелись причудливые ветви

Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позы.

Как художник относится к своим героям? Почему вы так решили?

Елена Прекрасная: грустная, весёлая, счастливая, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная. голубом платье с оранжевым подолом. 

Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской, храбрый,

выражает тревогу, держит на руках… ,бережно обняв…

Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится, друг Ивана царевича, защитник, враг царевича…

Для чего художник изобразил яблоньку?

Она предвещает хороший конец, победу добра над злом. Она выжила и расцвела в этом дремучем лесу.)

Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

помогает поверить в победу добра над злом……

когда смотрю я погружаюсь в сказку……..

я переживаю за героев……….

она наполнена загадками……..

4.Работа по учебнику. Упр. 134 (с. 77).

Ребята, прочитайте, как отозвался об этой картине один из ценителей русской живописи, меценат Савва Иванович Мамонтов.

Какие наречия встретились в отзыве С.И. Мамонтова? (Кругом, просто, непосредственно.)

Как помогают наречия выразить отношение к увиденному, услышанному?

5.Составление плана сочинения

План

  1. Художник-сказочник.
  2. Волшебный лес.
  3. Главные герои картины.
  4. Мое впечатление о картине.

Словарно-орфографическая работа

Подробно рассмотрим образы картины, подберём прилагательные и наречия для их описания.

Что вы напишете о лесе? (Лес дремучий, глухой, древний, чёрное болото, цветущая яблонька)

Как вы опишете Ивана Царевича? (задумчивый, тревожный)

Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? (уставшая, печальная)

Как скачет Серый волк? (Быстро, стремительно.)

6.Творческая работа. Работа над сочинением.

Записать 1 предложение из упр.133 как начало 1 части.

Продолжим работу в следующей части. Составьте 3-4 предложения, где надо дать описание природы. Подбирайте имена прилагательные.

Напишите о героях картины 5-6 предложений

В заключительной части сочинения выразите свои чувства и отношение к картине.

6.Рефлексия

(Чтение и анализ нескольких сочинений.)

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

Задачи:учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержа­ние картины;совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повеств...

Сочинение - отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван - Царевич на Сером волке»

Сочинение - отзыв по картине В.М.Васнецова«Иван - Царевич на Сером  волке»...

Технологическая карта по русскому языку 3 класс на тему: "Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова "Снегурочка"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: Создать условия для обучения соотнесению художественного текста и изобразительных средств картины; содействовать воспитанию любви к чтению, ...

Урок русского языка 4 класс Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова«Иван Царевич на Сером волке»

Задачи:учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержа­ние картины;совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повеств...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»» (4 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока русского языка по теме «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»» (4 класс, УМК "Школа России&q...