Мягкий знак на конце и в середине слова как показатель мягкости согласного звука.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Бойчук Валентина Владимировна

Мягкий знак на конце и в середине слова как показатель мягкости согласного звука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Мягкий знак на конце и в середине слова как показатель мягкости согласного звука.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи урока:

Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.

Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.

Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости,; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.

Планируемые результаты

1. Предметные: наблюдение над произношением слов с мягким знаком, соотношение количества звуков и букв в словах с мягким знаком, подбор примеров слов с мягким знаком, объяснение написания мягкого знака в словах.

2.Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование положительного отношения к учению.

3.Метапредметные:

Познавательные: формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Регулятивные: развитие умения критически мыслить, оценивать свои достижения на уроке, обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

  1. Организационный момент.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

  1. Введение в тему урока

Орфографическая разминка. --Прочтите внимательно эти слова.

 Карась, тополь, кольцо, рысь, тетрадь, олень, пеньки,  декабрь 

-- Прочтите еще раз эти слова, что объединяет их. (во всех словах присутствует на  Ь)

-- Попробуйте предположить о чем мы сегодня будем говорить, Сформулируйте тему нашего урока. (Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков. Правописание ь в середине и конце слова).

-- Какие задачи мы поставим перед собой –( учиться находить слова с мягким знаком; вспомнить, какую работу он выполняет; повторить все, что мы знаем о мягком знаке – показателе мягкости согласных; учиться писать слова с мягким знаком). Все задачи на доску!

3. Открытие нового знания.

Мягкий знак очень робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём. У мягкого знака слишком мягкий характер, поэтому он не обозначает звука и смягчает согласные.

- Попробуйте и вы побыть фокусниками, но вместо волшебной палочки у вас будет Ь, благодаря которому мы будем менять лексическое значение слова. Как превратить слова:

мел - в мелкое место;                      угол - в топливо;                         шест - в число?

-- Запишите парами выделенные и отгаданные слова.

-- В чём их различие?

мел – мель                  угол – уголь                             шест - шесть 

- Сравните слова по количеству букв в первом и втором столбике.

- А по числу звуков? (в первом звуков и букв одинаково, а во втором звуков меньше, чем букв )

- Почему? (ь не обозначает звука)

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.

Вывод: Мягкий знак пишется после буквы согласного и указывает на мягкость согласного

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится, но в слово

Часто просится.

-- Что ещё меняет мягкий знак, был мел добавили Ь стала мель?

-- Какой вывод можем сделать?

Вывод: Может менять лексическое значение  слова.

- Вы сделали правильный вывод. Если буква ь стоит после согласного, то она обозначает мягкость предшествующего согласного. В отличие от других букв мягкий знак не обозначает никакого звука. И может менять значение слов. Вот такая интересная буква.         Правило на стр.124

(все выводы на доску)

  1. Работа по теме урока. Работа по учебнику, с. 124. Упр.202.

4.1. Прочитайте задание. Объясните смысл пословиц.

- Скромность – всякому к лицу. (Скромность украшает человека)

Кто из вас считает себя скромным?

Ребята, скромный человек никогда не скажет – я скромный, я. Люди вокруг сами всё видят и понимают.

-  Как люди это определяют? (по поступкам и поведению человека).

- Бережливость – не скупость.

- Что такое скупость?

 - А в каком словаре можем найти лексическое значение слова?

- Прочитайте, каково лексическое значение этого слова в словаре С.И. Ожегова.

Скупость – чрезмерная бережливость

Карандаш? Мы должны его беречь? Да! Не теряем, не ломаем. А если в классе попросит одноклассник, вы дадите ему карандаш?

Скупость, а антоним? – щедрость.

- Совесть – верный советчик. Когда человек что-то делает, он должен подумать обязательно, плохой или хороший поступок он совершает.

Есть такие выражения: совесть грызёт, совесть замучила. Значит человеку стыдно за какой-то поступок.

- Какие хорошие, положительные качества вы хотели бы развить в себе?

- В каких словах есть буква ь? Почему её надо написать?

- Прочитайте пословицу, которая вам понравилась больше других?

Запомните. Повторите. Закройте учебники и запишите пословицу по памяти.

САМОПРОВЕРКА ПО УЧЕБНИКУ.

- Откройте снова учебник на с.124. Проверьте себя сами, исправьте допущенные ошибки.

- Поднимите руку те ребята, кто не допустил ни одной ошибки.

Поставьте на полях +

- У кого 1-2 ошибки? У кого три ошибки?

- Есть те ребята, кто допустил 4 ошибки и более?

- Подчеркните букву, которая не обозначает звука.

Физминутка. 

- Я буду называть разные качества, характерные для человека. Если вы услышите положительные качества, хлопаете  в ладоши 2 раза.

Отрицательные – топаете 2 раза.

Смелость, трусость, верность, вежливость, жадность, плаксивость, щедрость, злость, доброта, честность.             Все справились, молодцы.

4.2. Работа в паре

-- Возьмите КРАСНЫЕ карточки. Прочтите:

сладкая ягода            слабый голос            маленький дом              веселый  рассказ

ближний лес            здоровый ребенок

-- Что это записано? (словосочетание)

-- Записать в тетрадь, заменив первое слово анонимом,  в котором будет мягкий знак.

-- Что такое анонимы? Приведите примеры своих анонимов.

(высокий – низкий, черный – белый, добрый – злой, широкий – узкий).

-- Кто напомнит задание? Записывать в столбик.

Проверка. Что записали? Кто согласен?

-  Поднимите руку те ребята, кто не допустил ни одной ошибки.

(Горькая (кислая) ягода, сильный голос, большой дом, печальный (грустный) рассказ, дальний лес. больной ребенок.)

4.3 Работа в парах.

- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

- У вас на столах лежат оранжевые карточки.

-- Какое бы задание вы придумали? (вставьте пропущенные буквы, составьте предложения.

-- Давайте сначала вставим пропущенные буквы.

1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

Составьте и запишите предложения, прошёптывая каждое слово.

-- Выделите грамматическую основу. Давайте проверим правильность написания предложений . Поднимите руку те ребята, кто не допустил ни одной ошибки.

Физкультминутка-

-- Вспомните игру волк заяц, только теперь, я буду произносить слова, если в слове нужен Ь, вы приседаете, если не надо писать стоите.

Гость, пирог, гусь, арбуз, дверь, тополь, рысь, друг, волк, мебель, замок, пень, ладонь, рыбак, огонь, мел, мель.

  1. Кроссворд

 Возьмите БЕЛУЮ  КАРТОЧКУ.

-  Что вы видите? Как выдумаете что вам нужно будет сделать? (разгадать кроссорд).

Как вы думаете, что общего в написании будет в отгадках?

По горизонтали

4. стол и стул, диван и кресло - это

5. зимующая птица

6. северное животное

По вертикали

1. и в клетку, и в линейку

2. для катания по льду

3. водоплавающая птица

5. растёт вверх ногами

Проверка. Поднимите руку те ребята, кто не допустил ни одной ошибки.

5. Домашнее задание ( по выбору)

1) с. 125 упр. 204.

2) составить свой кроссворд, где бы встречались слова с мягким знаком.                  

6.  Итог урока

- С какой темой урока мы сегодня познакомились?- Для чего служит буква ь?

- Где в слове может встретиться ь – показатель мягкости?

- У кого за урок 4  + , поднимите руку. Вы поработали на уроке отлично!

7.  Рефлексия

Попробуем оценить свою работу.

- Поднимите руку те ребята, кому всё понятно и не возникло сложностей на уроке.

- Поднимите руку, у кого возникали трудности. В чём?

Откроем дневники. Поднимите карандаш и закрасьте кружок

•        Зелёным цветом, если   понятно.

•        Красным – непонятно, трудно

•        Жёлтым  – некоторые моменты вызывают сомнения.

КРАСНЫЕ 

сладкая ягода                             слабый голос  

маленький дом                          веселый  рассказ

ближний лес                              здоровый ребенок

___________________________________________________

сладкая ягода                             слабый голос  

маленький дом                          веселый  рассказ

ближний лес                              здоровый ребенок

___________________________________________________________________________________________________________________

сладкая ягода                             слабый голос  

маленький дом                          веселый  рассказ

ближний лес                              здоровый ребенок

___________________________________________________________________________________________________________________

сладкая ягода                             слабый голос  

маленький дом                          веселый  рассказ

ближний лес                              здоровый ребенок

___________________________________________________________________________________________________________________

сладкая ягода                             слабый голос  

маленький дом                          веселый  рассказ

ближний лес                              здоровый ребенок

Оранжевые 

1. поймал,  окун_ков,  Игор_,  пят_,  на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

____________________________________________________________________________________________________________________________

1. поймал,  окун_ков,  Игор_,  пят_,  на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

__________________________________________________________________________________________________________________________

1. поймал,  окун_ков,  Игор_,  пят_,  на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

____________________________________________________________________________________________________________________________

1. поймал,  окун_ков,  Игор_,  пят_,  на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

____________________________________________________________________________________________________________________________

1. поймал,  окун_ков,  Игор_,  пят_,  на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

____________________________________________________________________________________________________________________________

1. поймал,  окун_ков,  Игор_,  пят_,  на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

__________________________________________________________________________________________________________________________

1. поймал,  окун_ков,  Игор_,  пят_,  на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

____________________________________________________________________________________________________________________________

1. поймал,  окун_ков,  Игор_,  пят_,  на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука

1. Развивать умение писать мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце слова.2.Развивать умение объяснять орфограмму графически.3.Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умени...

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Уточнить представления учащихся об обозначении мягкости согласных звуков на письме, совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме. Развивать орфографическую зоркость, память. Воспиты...

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Уточнить представления учащихся об обозначении мягкости согласных звуков на письме, совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме. Развивать орфографическую зоркость, память. Воспиты...

Урок русского языка в соответствии с ФГОС Тема: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме. ...