План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бадалян Светлана Тиграновна

Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с именами существительными одушевленными и неодушевленными, презентации проекта «Мои друзья – омонимы».

Задачи:

Предметные: содействовать изучению новой темы, формированию у учащихся лексических умений; распознавать лексико-грамматический признак имён существительных (одушевлённость /неодушевлённость; находить слова по заданным основаниям; понимать текст, сопоставлять грамматический признак имени существительного (неодушевлённость) с приёмом олицетворения; развитие активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;

Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Метапредметные – способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

б) познавательных – воспринимать смысл предъявляемого текста; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; сравнивать; составлять классификации.

в) коммуникативных – принимать участие в работе с парой, договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: учебник «Русский язык» (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.; 3 класс, часть 2), тетрадь, раздаточный материал, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку

(3 класс, «Начальная школа XXI века»)

Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с именами существительными одушевленными и неодушевленными, презентации проекта «Мои друзья – омонимы».

Задачи:

Предметные: содействовать изучению новой темы, формированию у учащихся лексических умений; распознавать лексико-грамматический признак имён существительных (одушевлённость /неодушевлённость; находить слова по заданным основаниям; понимать текст, сопоставлять грамматический признак имени существительного (неодушевлённость) с приёмом олицетворения; развитие активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;

Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Метапредметные – способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

б) познавательных – воспринимать смысл предъявляемого текста; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; сравнивать; составлять классификации.

в) коммуникативных – принимать участие в работе с парой, договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: учебник «Русский язык» (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.; 3 класс, часть 2), тетрадь, раздаточный материал, презентация.

Ход урока

Этапы урока

Время

Содержание деятельности на уроке

Формы и приемы деятельности

1.Организационный момент

2-3 мин.

1)Проверка готовности учащихся к уроку.

- Учебник на столе у вас?

А ручка и тетрадка?

Тогда урок начнем сейчас

Раз все у вас в порядке! (Слайд 1)

2)Речевая разминка:

Проводится в виде диалога: учитель спрашивает, дети хором отвечают.

Учитель:

Дети:

Кто будет разговаривать?

Кто будет выговаривать?

Все правильно и внятно?

Чтоб было всем понятно?

Мы будем разговаривать!

Мы будем выговаривать!

Все правильно и внятно!

Чтоб было всем понятно!

3)Подготовка руки к письму и повторение правил посадки (Слайд 2 – плакат «Правила посадки»):

а) упражнения для кистей рук;

б) массаж пальцев.

2. Проверка дом. зад.

5 мин.

Презентация проекта «Мои друзья – омонимы».

- Дети, давайте вспомним, что такое «омонимы»? (Омонимы – это слова, которые совпадают между собой как в звучании, так и написании, но имеют различное значение.) (Слайд 3)

- В своем проекте со словами какой части речи вы работали? (Имя существительное)

- А что такое имя существительное? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет или явление. Отвечает на вопросы: кто? что? кого? чего? кому? чему? и т.д.) (Слайд 4)

Выступление детей по одному представителю из каждой группы.

1 группа – зачитывает слова-омонимы и значения к каждому слову (словарик).

2 группа – зачитывает предложения,  которые придумали со словами-омонимами.

3 группа – зачитывает отрывки из художественных произведений и стихотворения, в которых присутствуют омонимы.

4 группа – зачитывает пословицы и поговорки, содержащие в себе омонимы.

5 группа – читает мини-рассказ с омонимами.

6 группа – представляет свои парные рисунки слов-омонимов.

Выступление детей сопровождается презентацией.

Фронтальный опрос.

Выступление детей

3. Актуализация опорных знаний

3 мин.

Словарная работа.

На презентации даны слова-омонимы из детского проекта.

в..вод, ж..´ла, зу.., к..ток, м..дведка, ..хота, предл..жение

- Спишите, вставляя пропущенные буквы в слова.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте свою работу. (Проверка на Слайде 5)

- Составить два предложения с одним из слов с двумя разными значениями.

 - Найти и подчеркнуть грамматическую основу.

Индивидуальная работа.

Взаимопроверка

4.Каллиграфическая работа

5 мин.

1. Работа с загадкой.

- То как синий поясок
Пробиваюсь сквозь песок.
То лечу автомашину,
Ей откручиваю шину.
То на пять певучих рук
Усадил я каждый звук.
То звенящею походкой
Открываю дверь бородкой.
Работящ, хитёр, певуч!
Отгадали? это 
(Ключ.) (Слайд 6)

- Какие значения ключа даны в загадке? (ответы детей)

2. Выполнение учебных действий в тетрадях:

Кк Кк Кк (Слайд 5)

- Пропишите букву «К», пользуясь первым правилом чистописания.

- Красиво и аккуратно спишите загадку и отгадку в тетрадь.

- В загадке найдите и подчеркните имена существительные.

Все буквы должны быть одинаковой высоты – первое правило чистописания.

5.Определение и формулирование темы урока

3 мин.

Беседа.

На презентации открываются слова

Прочитайте слова (Слайд 6).

Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.

- Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.

- По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто? и слова, которые отвечают на вопрос что?)

- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (Одушевлённые имена существительные.)

- Как называются слова, отвечающие на вопрос что? (Неодушевлённые имена существительные.)

- Сформулируйте тему урока («Имена существительные одушевленные и неодушевленные»). (Слайд 7).

Фронтальный опрос. Беседа

 

6.Первичное усвоение новых знаний.

15 мин.

1.  Работа по учебнику.

- Упражнение 1 на стр. 61.

- Выпишите только неодушевленные имена существительные. Устно докажи правильность своего выбора.

- Проверьте свою работу по презентации (Слайд 8).

2. Работа по группам.

Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа получает свое задание. Задания представлены на презентации (Слайд 9).

1 группа – упражнение 2 на стр. 61. Прочитай текст. Определи одушевленным или неодушевленным является существительное лист. Почему о предмете, названном неодушевленным именем существительным, писатель пишет как о живом существе? Слова какой части речи помогают рассказать о листе как об одушевленном предмете? Запиши эти слова в тетрадь.

2 группа – упражнение 3 на стр. 62. Спиши стихотворение. Подчеркни одушевленные имена существительные, которые «оживают» в этом тексте. Выпиши эти имена существительные вместе с глаголами, которые называют действия неодушевленных существительных как действия людей.

3 группа – из проекта «Мои друзья – омонимы» в два столбика по 7 слов выписать существительные одушевленные и неодушевленные.

Проверка задания.

Из каждой группы по одному представителю зачитывают свои задания и ответы на них.

3. Физкультминутка.

Физкультминутка на Слайде 10.

Фронтальный опрос

Самопроверка

Фронтальный опрос

Работа в группах

7.Первичное закрепление новых знаний.

5 мин.

- Отгадайте загадки. Самостоятельно запишите в два столбика. В первый столбик одушевленные имена сущ., а во второй неодушевленные имена сущ.

1.Сидит баба, в сто шуб одета. Кто ее раздевает, тот слезы проливает.

2.Что за птица людей боится. Не летает высоко, а поет «ко-ко-ко»?

3.Снег идет, и ветер свищет.

А малютка пищу ищет.

Ты всегда его жалей –

Это серый...

4. Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет,

А мороз щипает,

Когда это бывает?

5. Гладит всё, чего коснешься, а дотронься – кусается.

6. Белый камушек похудел сильно, а следы на доске видно.

7. Теремок ползет.

На себе его везет

Хозяюшка богатая,

Рогатая.

-Какие слова вы записали?

Самостоятельная работа.  Работа с загадками

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1 мин.

- В учебнике на стр. 163 упр. 4.  Спиши текст. Определи, одушевленными или неодушевленными являются слова. Определи склонение и падеж этих слов.

Домашнее задание высвечивается на Слайде 11

9.Рефлексия (подведение итогов занятия)

1 мин.

- Замените одним словом, запишите.

•   Промежуток времени, равный 60 минутам (час).

•   Военнослужащий, стоящий на посту, на часах (часовой).

•   Лесной доктор (дятел).

•   Модель земного шара (глобус).

- Какие из этих слов отвечают на вопрос кто ?, а какие — на вопрос что? Почему?

- Что обозначают одушевлённые имена существительные?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- Что такое омонимы?

- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Фронтальный опрос

10.Итог урока

1) Оценка работы класса.

2) Оценивание работы отдельных учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Начальная школа ХХI века Тема: «Склонение имен существительных

Урок русского языка3 классНачальная школа ХХI века  Тема: «Склонение имен существительных...

Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.

Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».

Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне   слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века»)

Тема урока: «Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по повт...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Качественные имена прилагательные».

Тема урока: «Качественные имена прилагательные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с качественными име...

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Начальная школа 21 века", тема " Связь предложений в тексте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАДата: 28.03.2023Школа: МАОУ «АЛ №95»Класс: 2-6Урок: 3Время: 9:50-10:30 Кабинет: 306Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учитель: Полякова Н...