Урок по русскому языку "Алгоритм определения склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Иванова Жанна Владимировна

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Алгоритм определения склонения имен существительных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного».

Учитель: Иванова Жанна Владимировна

Класс: 4  МБОУ «Иваново- Эсинская СОШ» Ковровского района Владимирской Области.

УМК: «Школа России»

Авторы учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

 Тип урока: Урок систематизации знаний.

ЦЕЛЬ:  содействовать в разработке алгоритма определения склонения любых существительных; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду существительных, употребленных в косвенных падежах,  развивать исследовательские навыки, память, логическое мышление, воспитывать интерес к урокам русского языка и изобразительного искусства, любви к родине, природе,  к своему краю.

УУД,  формируемые на уроке:

Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры,  стремление к красоте, нравственности.

Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: -  осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию,  осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,  осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Предполагаемые  результаты:

Предметные:  овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Метапредметные: определение общей цели и путей ее достижения, готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Личностные: формирование эстетических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, любви и бережного отношения  к природе.

Оборудование:  компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, словарики, листы формата А4 и формата А3- по 6 шт., маркеры- 6 шт, интерактивная игра «Определи склонение» автор- Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района  Новосибирской области;  книга Е. Каменевой «Какого цвета радуга» М. Детская литература, 1987 ;учебники  для 4 класса Л.А.Неменской «Изобразительное искусство» М.: Просвещение,2014;  учебники В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык, 4 класс» М.: Просвещение ,2014 г, рисунки - пейзажи  детей, тетради.

                                                Ход урока:

I.  Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности.  

    - Здравствуйте, дорогие     друзья! Сегодня у нас  необычный урок . Мы позвали в гости не только учителей из других школ  нашего района, но и попросили к нам на урок заглянуть иностранные, заимствованные из других языков, слова , которые так сроднились с нашими исконно русскими словами, что мы и не замечаем их иноязычного происхождения.  

2.Актуализация 

-Итак, приглашаем всех на вернисаж! (слайд 1)

-Что такое «вернисаж»? Где мы можем узнать лексическое значение этого слова? ( в толковом словарике)

-Посмотрите  в нашем толковом словаре на с. 152.

- Есть ли оно там? (нет) Где еще можно его поискать?(возможно, это иностранное слово ) Посмотрим в словаре иностранных слов, с.158.Что оно означает? (Открытие художественной выставки)  

-Из какого языка оно к нам пришло? ( из французского)

-Какие затруднения может вызвать это слово? ( безударные гласные «е» и «и»)

-Почему буква «Ж» выделена зеленым цветом, а не красным? (Ее можно проверить)  

-Запишите это слово в словарик и в тетрадь.  

- К какой части речи относится это слово? ( имя существительное)

-Определите его склонение.( м.р., нулевое окончание, 2-ое склонение)

- Для чего нужно уметь определять тип склонения существительного? (чтобы правильно писать окончания сущ-ных в косвенных падежах)

-Постарайтесь определить тему урока.(Склонение имен существительных) ,

-Какую цель поставим ( учиться определять тип склонения любых сущ-ых  )

-Да, мы сегодня попробуем составить алгоритм определения склонения сущ-х. А что такое алгоритм? ( Это строго определенная последовательность, порядок  действий, направленных на решение поставленной задачи. Шаги алгоритма нельзя менять местами) (слайд 2)

3. Работа со словарным словом.

-Итак, у нас- открытие выставки  - вернисаж.(слайды 3- 13)

-Какие картины здесь представлены?

Как их назвать одним словом? ( пейзажи) (слайд 14)

-Что такое «пейзаж»? Посмотрите в толковом словаре.(зачитываем со стр.153)

-Сколько значений у этого слова? ( 2) Как называются такие слова? (многозначные)

На доску- плакат «Лексическое значение слова «пейзаж»

-Какая буква может вызвать сомнение в этом слове?  ( безударная гласная «е»)

-Запишите это слово в словарик и в тетрадь. Посмотрите на оба записанных слова. Заметили для себя что-то интересное?

4. Работа в группах.

-Предлагаю вам провести микроисследования в группах. Отчет каждой группы- страничка журнала «Юный словесник» Одна страничка уже есть.(слайд 15)

Задания для групп:

  1. В книге Е.Каменевой «Какого цвета радуга» найдите статью «Пейзаж», прочитайте ее и выпишите слова, родственные слову «пейзаж». Разберите их по составу, определите, какой частью речи являются эти слова.
  2. Проведите сравнение слов «пейзаж» и «вернисаж» Что общего? Напишите.
  3. Просклоняйте слова «вернисаж», «пейзаж». Что общего? Существительные какого склонения изменяли?
  4. Проведите звуко- буквенный разбор слова «пейзаж».

Отчеты групп- на доску. Оцениваем работу групп смайликами.

5.Этап выявления места и причины затруднения.

- Посмотрите на слайд(слайд 16). Прочитайте предложение. Найдите ошибки в определении склонения существительных(устно).

 Осенний лес (2 скл.) стоял в своем желто- багровом уборе(2 скл.), напоминая пейзажи (4 скл.) русского художника (1 скл.) Левитана (1 скл.)(слайды 17,18)

-Как вы думаете, почему ошибся ученик, определяя склонение сущ-х?( не поставил в И.п., неправильно определил род)

6. Этап открытия нового знания.

-Попробуем составить алгоритм определения склонения сущ-х. Работаем в группах.

1 группа: складывает пирамидку из шагов алгоритма

2 группа: складывает паззл из шагов алгоритма

3 группа: раскладывает предложения в нужном порядке.

4 группа: вставляет пропущенные слова

-Проверяем.(слайд 19,20)

6.Первичное закрепление.

-А теперь немного отдохнем и одновременно попробуем применить алгоритм на практике. Игра «Передай эстафету» ( по интерактивной игре «Определи склонение»)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Откройте учебник изо на с.16. Найдите предложение о том, что приходит вслед за золотой осенью? Запишите его в тетрадь и, следуя алгоритму, определите склонение всех имен сущ-х.

Доп-но: синтаксический разбор предложения.

Проверка(слайд 22):

-Назовите сущ. 3-го скл (осенью, радость) Почему они имеют разные окончания? (стоят в разных падежах)

- Что надо сделать, чтобы определить склонение сущ. в косвенном падеже?

-Как разобрали предложение? Какой частью речи является слово «вслед»? (наречием, следом за…)

- Репродукции каких художников-пейзажистов вы видите? (Исаак Ильич Левитан, Игорь Грабарь, Иван Иванович Шишкин, Николай Рерих, Виктор Борисов- Мусатов) (слайд 23)

-Посмотрите на слайд, какой пейзаж здесь изображен? (морской)

-А вы знаете, как он называется?  (марина, а художник - маринист).Кстати, имя Марина означает «морская»(слайд 24)

8. Инструктирование по домашнему заданию.

- Для закрепления материала выполните дома упр.179 с.101(слайд 25)

9. Рефлексия.

- Урок завершается. Смогли ли мы достичь цели, составили ли мы алгоритм определения склонения сущ-х? Запомнили ли мы, как пишется словарное слово пейзаж?

- Оцените свое настроение в конце урока. Дорисуйте смайлик. (слайд 26)Поместите его в тетрадь.

-Наш урок-вернисаж состоялся. Выставка открыта!(Открыть на стенде выставку «Наши пейзажи» из рисунков учеников, выполненных заранее)

Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".Цели: закреплять знания о типах склонения имен существительных...

Урок русского языка в 4 классе. "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного"

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.  Программа В.П. Канакина, В.Г. Горецкий....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

Конспект урока по русскому языку "Три склонения имен существительных"

Три склонения имен существительных Тип урока: урок «открытие» новых знаний. Цель. Дать общее понятие о 3-х склонениях существительных, Задачи: Образовательные...

Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс

Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс....

Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс

Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс...

Открытый урок по русскому языку " Определение падежей имен существительных" 3 класс.

Задачи: 1. формировать умение различать падежи;2. способствовать запоминанию названий падежей и вопросов к ним;3. организовать деятельность по постановке  учебной задачи, планировании деятельност...