Технологическая карта урока русского языка по теме "Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

 Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Тип Урок открытия нового знания

Цель: Создать условия для написания сочинения  по заданной теме.

Задачи:

  1. Определять порядок своих действий по подготовке к написанию сочинения;
  2. Писать сочинение в соответствии с выбранной темой и главной мыслью;
  3. Корректировать свою работу по результатам рефлексии

Планируемые результаты

Предметные:

  • Создавать устное и письменное высказывание в соответствии с темой и главной  мыслью

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • извлекать, преобразовывать и представлять полученную в ходе общения, анализа объектов  информацию;
  • составлять устное  и письменное сообщение на основе полученной информации;
  • оценивать результаты деятельности, находить пути исправления ошибок.

Личностные:

  • осознавать ответственность за успешность/неуспешность деятельности на уроке.

Ресурсы урока: Учебник «Русский язык» 4кл. УМК «Школа России», рабочая программа

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает рассмотреть две репродукции картин И.И Левитана «Золотая осень» (слайд №1) и ответить на вопросы:

Какое время года изображено на картинах? Какое название вы бы дали каждой картине? Мог ли эти картины нарисовать один и тот же художник?

  • Поясняет, что обе картины были написаны И.И. Левитаном, но в разные годы (№1- 1895 г., №2- 1896г.)
  • Сравнивает названия, придуманные учащимися, с авторским.
  • Спрашивает какой цвет передает слово золото? (Желтый, золотистый, цвета золота, с блеском золота.)
  • Рассматривают, рассуждают, отвечают на вопросы

Актуализация необходимых знаний

  • Выводит тему урока на доску «Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень». Выводит репродукцию картины на доску, учащихся просит открыть «Картинную галерею» на стр.113 учебника.
  • Предлагает определить учебную задачу и цель урока. Спрашивает, что такое сочинение (изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему)

  • Предлагает вспомнить какие существуют типы текста (описание, повествование, рассуждение, оценка).
  • Предлагает вспомнить как называется жанр картин, изображающих природу? (наводящий вопрос -слова из стихотворения «Песня о картинах» Г. Гладкова «если видишь: на картине нарисована река, или ель и белый иней, или сад и облака, или снежная равнина, или поле и шалаш, обязательно картина называется ...»., Термин живописи пейзаж произошел от французского «pays» — местность)
  • Просит  определить к какому типу текста относится сочинение по картине «Золотая осень» (сочинение-описание по пейзажной картине)
  • Читают тему урока, открывают «Картинную галерею» на стр.113 учебника.

  • Определяют учебную задачу и цель урока- учимся составлять текст и писать сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень». Вспоминают, что такое сочинение.

  • Вспоминают какие существуют типы текста, отвечают на вопрос.

  • Вспоминают как называется жанр картин, изображающих природу.

  • Определяют к какому типу текста относится сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Организация познавательной деятельности

  • Кратко рассказывает о художнике: «Исаак Левитан родился в 1860 году в Литве в небогатой, но образованной семье. Когда мальчику было 10 лет, семья переехала в Москву. В 13 лет Исаак поступил в Московское училище живописи. Его учителями были такие известные художники, как Перов, Саврасов, Поленов. Семья Левитана жила бедно. Вскоре родители Левитана умерли и платить за обучение стало нечем. Однако мальчик проявлял большие успехи в живописи, поэтому в училище его освободили от оплаты за обучение. В 24 года, Левитан блестяще окончил училище. Больше всего ему нравилось рисовать пейзажи. Русская природа была единственной темой всех произведений Левитана. С какой любовью он писал родные овражки, перелески, полянки! В его пейзажах ожило скромное очарование русской природы. В 1898 году Левитану присвоили звание академика пейзажной живописи, и он начал преподавать в училище, в котором когда-то учился сам. Очень много своих картин Левитан посвящал осени— у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Левитан любил стихи русского поэта Е. Баратынского. И про него самого можно было сказать словами этого же поэта:

«С природой одною он жизнью дышал,

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье».

  • Предлагает внимательно рассмотреть репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень». Напоминает, что картина – это своеобразный текст, так как автор с помощью красок рассказывает о чем-то. Как у текста, так и у картины есть своя тема, своя главная мысль. Предлагает определить тему и главную мысль картины (золотая осень / красота русской осенней природы). Выбрать и записать заголовок сочинения.
  • Предлагает прочитать предложенный план сочинение в упр. 48 на стр.34 учебника.

  • Предлагает уточнить, о чём нужно написать в каждом пункте плана и подобрать опорные слова и выражения:
  • Организует работу по содержанию вступительной части сочинения: спрашивает, о чем можно написать во вступлении (кто автор картины, кратко рассказать о художнике и об истории создания картины); как можно начать вступительную часть текста; какие опорные слова можно использовать, предложенные варианты выводит на доску (передо мной картина известного, художник, живописец, пейзажист, русская природа, более ста осенних картин, 1895...).
  • Организует работу по содержанию основной части сочинения (п.2-4 плана):

-спрашивает учащихся и корректирует в случае необходимости их ответы:

Что будем описывать в основной части сочинения? (будем описывать картину - то, что изобразил художник);

Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (В картине преобладают жизнерадостные светлые тона, день полон света);

Что изображено на переднем плане? (Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками);

Что мы, в целом, видим на картине? (Мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве);

Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане. (У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая);

Почему? Как вы думаете? (Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень.);

Что растет по берегам речки? (По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст);

Что мы видим на высоком берегу вдали картины? (На заднем плане мы видим зеленеющее озимыми поле, деревушку. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.).

Предлагает учащимся перечислить «опорные слова» для написания основной части, предложенные варианты выводит на доску (осенний день, воздух, небо, река, деревья, поле, луг/трава, деревушка...).

-предлагает разбиться на четверки и дополнить опорные слова (каждая группа получает 2-3 слова) до словосочетаний, которые могут быть использованы в сочинении;

-обсуждает предложенные варианты и выводит их на доску:

день -осенний, солнечный, тёплый, погожий...

воздух- бодрящий, прозрачный...

небо -  голубое, светлое, чистое, солнечное, васильковое, с белыми облаками, с легкой дымкой...

река, берега реки- неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, извилистая, удаляется в глубину, спокойно несет воды, отражаются...

деревья- березки, ивы, желтые, золотые, молодые, разноцветные, как свечки, одиноко, красивые, белые стволы...

трава/луг - сухая, желтая, как ковер, бурая, рыжеватая...

поле - зеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик.

деревушка - маленькая, дальняя.

-спрашивает какими словами можно начать основную часть сочинения и какие еще опорные слова можно использовать; предложенные варианты выводит на доску (На картине изображена, на переднем плане, на заднем плане, по мере удаления от переднего края картины, на линии горизонта...).

  • Организует работу по содержанию заключительной части сочинения:

- предлагает обсудить, о чём можно рассказать в заключительной части текста. (Какое впечатление производит картина? Нравится ли она тебе? Почему?) Возможна работа со словарем настроений.

-обсуждает предложенные варианты, опорные слова выводит на доску (Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…, мне эта картина нравится тем, глядя на картину, хотел показать, светлое чувство радости и спокойствия, немного грустно, сбросят золотую листву...).

  • Предлагает:

- самостоятельно в парах устно составить текст сочинения, используя план (упр. 48 стр. 34 учебника) и опорные слова (на доске);

- определить: соответствует ли текст теме и главной мысли картины;

удалось ли понятно описать содержание картины; удалось ли передать чувства, вызываемые пейзажем;

- в случае необходимости провести корректировку, затем записать текст сочинения.

  • Предлагает перечитать еще раз и проверить грамотно ли записан текст.

  • Слушают рассказ учителя.

  • Рассматривают репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень».

  • Определяют тему и главную мысль картины. Выбирают и записывают заголовок сочинения.

  • Читают план сочинение в упр. 48 на стр.34 учебника.

  • Рассуждают, предлагают варианты, совместно с учителем выбирают наиболее точные и интересные из них

  • Рассматривают картину, отвечают на вопросы учителя

  • Предлагают варианты, совместно с учителем выбирают наиболее точные и интересные из них

  • Дополняют опорные слова до словосочетаний в четверках, представляют на суд одноклассников. Совместно с учителем выбирают наиболее точные и интересные варианты

  • Предлагают варианты, совместно с учителем выбирают наиболее точные и интересные из них

  • Предлагают варианты, совместно с учителем выбирают наиболее точные и интересные из них

  • В парах составляют текст согласно пунктам плана, используя опорные слова и словосочетания. Выборочно предоставляют на суд одноклассников. Выслушивают оценочные высказывания.
  • Определяют: соответствует ли текст теме и главной мысли картины; удалось ли понятно описать содержание картины; удалось ли передать чувства, вызываемые пейзажем;
  • В случае необходимости проводят корректировку текста, записывают текст в тетрадь
  • Перечитывают, проверяют написанное сочинение и определяют степень его успешности 

Рефлексия деятельности

  • . Предлагает соотнести поставленную на уроке задачу и результаты её решения:
  • ответить на вопросы: «Чему мы учились, когда выполняли упр.48? Какая в начале урока перед нами стояла задача? Мы с этой задачей успешно справились?»

  • Раздает детям Памятку как писать сочинение по картине (приложение №2).
  • Предлагает рассмотреть оценочный лист (приложение №3) и выполнить самооценку.
  • Предлагает записать домашнее задание:

1. Прочитать и вставить в «папку правил» Памятку как писать сочинение;

2. Задание на выбор:

- найти и переписать в тетрадь стихотворение/отрывок стихотворения, которое передаёт тему или главную мысль картины И.И. Левитана «Золотая осень» 1896 г.

-  написать сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» 1896 г.

  • Соотносят поставленную на уроке задачу и результаты её решения:
  • отвечают на вопросы: «Чему мы учились, когда выполняли упр.48? Какая в начале урока перед нами стояла задача? Мы с этой задачей успешно справились?»

  • Заполняют оценочный лист. Определяют степень своей успешности/неуспешности. Намечают пути исправления ситуации, если необходимо.

  • Записывают домашнее задание, п.2 выбирают на основе результатов своей деятельности на уроке.

 

                                                                                                                                                                                                                     Приложение №1

 

                                                                                                                                                                                                                      Приложение №2

Памятка

как писать сочинение по картине

  1. Внимательно рассмотри картину.
  2. Кто автор картины? Кратко расскажи о художнике и об истории создания картины.
  3. Какова тема картины? Какова главная мысль картины? Выбери заголовок для сочинения.
  4. Что изобразил художник на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)? Опиши эти объекты, подбирая слова как можно точнее, используй синонимы, образные выражения, сравнения.
  5. Каково твоё отношение к картине? Нравится ли она тебе? Почему? Какое впечатление на тебя производит картина?
  6. Составь план описания картины.
  7. Подбери опорные слова или словосочетания, которые помогут написать сочинение.
  8. Напиши сочинение.
  9. Проверь себя.

                                                                                                                                                                                                                      Приложение №3

Оцени свою работу на уроке:

могу/знаю

сомневаюсь, попробую ещё раз

не могу/не знаю

1.

Я могу определить жанр, тему, главную мысль картины

2.

Я могу составить план сочинения по картине

3.

Я могу самостоятельно найти информацию о художнике, который нарисовал картину

5.

Я могу самостоятельно подобрать опорные слова и составить описательный текст по картине

6.

Я могу выразить свое отношение к картине

7.

Я могу самостоятельно написать сочинение по любой пейзажной картине

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень»....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Цель: научить детей писать сочинение по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»Задачи:1.Образовательная: повышать грамотность учащихся; обогащать и активизировать словарь детей; озн...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Развитие речи . Картина по сюжетам».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Развитие речи . Картина по сюжетам»Тип урока: ОНЗЦель урока: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Задачи урока Дидактические:уме...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе на тему _Сочинение по картине И.С. Остроухова _Золотая осень_

Презентация  к уроку русский язык составлена в соответствии с этапами урока. К каждому этапу подобраны задания, позволяющие решать поставленные задачи....

Конспект открытого урока русского языка: "Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Тип урока - Решение частных задач, развитие речи.Педагогическая задача - Создать условия для составления текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»; совершенствовать умен...