Внеурочное занятие по русскому языку по теме "Словарные слова"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Чижикова Лариса Владимировна

Внеурочное занятие по русскому языку по теме "Словарные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnyy_urok_dlya_1_klassa.docx56.77 КБ

Предварительный просмотр:

 

Внеурочное занятие по русскому языка в 1 классе на тему: «Словарные слова»

Чижикова Лариса Владимировна,

учитель начальных классов

Сергиевского филиала

МБОУ Мучкапской СОШ

с. Сергиевка, 2022 год

Актуальность темы: В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является научить ребёнка писать эти слова без ошибок. В начальной школе учитель стремиться сделать процесс усвоения словарных слов более эффективным, подобрать и систематизировать упражнения для работы над словарными словами .  Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов.

Цель:

-создать условия для формирования умения правильного правописания словарных слов с непроверяемыми орфограммами;

-создать условия для формирования умения работать со словарем, энциклопедией;

-расширить словарный запас и повысить эрудицию,

-повысить грамотность;

-создать условия для формирования у учащихся творческих способностей и любви к родному языку.

Учебные задачи:

- познакомить учащихся с образованием и написании словарных слов;

- развивать орфографическую зоркость,

-развивать навыки исследовательской и проектной деятельности,

-развивать умение находить словарные слова среди других слов,

-развивать мыслительные операции, речь учащихся;

-воспитывать интерес к языку, слову. 

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

2.        Этап актуализации.

Учитель предлагает отгадать кроссворд:

- Ребята, а чтобы узнать, о чём мы с вами будем говорить на уроке, вам поможет кроссворд

По горизонтали:

1.Он круглый и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней …...

    2.Сто одежек и все без застежек.

    3.Летом рад я свежей ягодке медвежьей, а сушеная в запас от простуды лечит нас.

По вертикали:

3.Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

4.Ни окошек, ни дверей- полна горница людей.

Дети вписывают ответы:1.Помидор. 2.Капуста. 3.Малина. Морковь. 4.Огурец.

-        Чем похожи все слова? (Это всё словарные слова)

- А какое слово здесь лишнее и почему? (Малина)

-        Запишем эти слова через запятую в тетрадь, поставим ударения и подчеркнём орфограммы.

-        Какие слова называют словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)

-        Ребята, предположите тему нашего урока.

-        Тема урока – словарные слова.

 -        Как вы думаете, почему целый урок будет посвящён этой теме? (Потому, что словарных слов в русском языке очень много и писать их надо правильно.)

3.        Этап открытия нового знания.

- А где можно проверить правильность написания слов?

-        А какие знания необходимы, чтобы быстро найти нужное слово в словаре? (Нужно знать русский алфавит)

-        Расскажите алфавит по цепочке.

-Я предлагаю вам проверить ваше знание словарных слов и знание алфавита,

- Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь записать название овощей, которые хозяйка принесла с базара.

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
  Картошку,
    Капусту,
      Морковку,
        Горох,
          Петрушку и свёклу.
            Ох!..

Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
  Картошка?
    Капуста?
      Морковка?
        Горох?
          Петрушка иль свёкла?
            Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
  Картошку,
    Капусту,
      Морковку,
        Горох,
          Петрушку и свёклу.
            Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
  Картошка,
    Капуста,
      Морковка,
        Горох,
          Петрушка и свёкла.
            Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

Ученики записывают в тетради словарные слова в алфавитном порядке, ставят ударения и подчеркивают «опасные места»: картошка, капуста, морковь, горох.

-        Проверим правописание слов по орфографическому словарю.

Физкультминутка:

Раз - кружок, два -  кружок,

Раз – шажок, два - шажок,

Наши пальчики шагают,

На кружочки наступают. – поочередно нажимать каждым пальцем на воображаемый кружок  

Раз, два, три, четыре, пять.

Ходят пальчики опять.

От мизинца - до большого,

А потом к мизинцу снова.  

Раз, два, три, четыре, пять.

Будут пальцы отдыхать!   

4.        Этап построения проекта выхода из затруднения.

Вернёмся к нашему уроку. Сегодня на уроке мы с вами  познакомились  с новыми словарными словами. А как можно одним слово назвать, то что хозяйка принесла с базара? (овощи)

 Ваша задача запомнить их правильное написание. Я предлагаю вам отгадать загадки, записать ответы, поставить ударение в словах .

1.Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко

Ведь правда вкусная… (картошка)

2.Красный вкусный, хоть не сладкий.
Зреет на обычной грядке,
Но, как в сказке, с давних пор
Все зовут его: «Сеньор». (Помидор)

3. Этот овощ всем знаком:
Листьев много очень в нем.
Он — качан и в нем не пусто.
Это вкусная...(капуста)

4.Растут усы и зелёные стручки,

В стручках близнецы сидят,

На улицу выходить не хотят!(Горох)

5. В ней хранится витамин,
Натуральный каротин,
Эта рыжая плутовка
Называется...(морковка)

6. Любит воду и тенёк,

Носит жёлтенький цветок,

Усы зелёные растит

И на зубах всегда хрустит! (Огурец)

5.        Этап первичного закрепления с проговариванием в речи.

-        Поделим слова  на слоги

 -        Составим и запишем предложение с любым из этих слов.

6.        Этап рефлексии учебной деятельности.

-        Какие же слова в русском языке называются словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)

-        С какими новыми словарными словами мы с вами познакомились?

- Ученики получают карточки с изображением улыбающегося солнышка, хмурящего солнышка, выглядывающего из-за тучки и грустной тучки. Детям нужно дать предельно простой ответ:

  • Доволен своей работой на уроке.
  • Были отдельные моменты, когда я испытывал трудности.
  • Не доволен, много не сумел сделать.

-        В заключение урока послушайте стихотворение (читает ученик)

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь

И относится он к ним

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

Список источников (список использованной литературы с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания с учетом требований ГОСТ 7.1.-2003;

Список электронных ресурсов:

https://multi-mama.ru/zagadki-pro-ovoshhi/

https://multi-mama.ru/palchikovye-igry-dlya-detej/

https://pedsovet.su/fgos/6400_refleksia_na_urokah_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс. Знакомство со словарным словом ВОКЗАЛ

Внеурочное занятие по русскому языку представлено в занимательной игровой форме. Показаны нетрадиционные способы запоминая орфограмм, основанные на зрительном, слуховом, деятельностном восприятии....

Внеурочное занятие по русскому языку "Тема текста. Опорные слова". 3 класс. "Планета Знаний".

Предложенное занятие возможно использовать на внеурочных занятиях и на уроках. Главная цель - обобщение знаний по теме "Тема текста"...

Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Тайны волшебных слов".

Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Тайны волшебных слов"....

Внеурочное занятие по русскому языку «Слова из бабушкиного сундучка. «Устаревшие слова»»

Цель занятия: Закрепить знания учащихся об устаревших словах....

"Душа слова"- внеурочное занятие по русскому языку

Цели: 1) Образовательная: создать условия для формирования у детей представления о том, что такое «доброта» с разных точек зрения: в этимологии, лексике, словообразовании, фонетике, о...

Внеурочное занятие по русскому языку в 4 классе Удивительный мир слов

Внеурочное занятие по русскому языку в 4 классе Удивительный мир слов...