Конспект уока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России) 3 класс
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Конспект уока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России) 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 18.05.2022                                                                                                                           ФИО учителя Кириченко Л.И.

Школа: МОУ СОШ №45                                                                                                                     ФИ студента Щетинина А.

Класс: 3 Б                                                                                                                                     ФИО методиста Андреева Т.С

Кабинет: 204

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Неопределенная форма глагола

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;

- уметь правильно ставить глаголы в начальную форму;

- уметь различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?;

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:  Учебник.В. П. Каникина. Русский язык: учебник для общеобразовательных организаций для 3 класса в 2-х частях. Часть 2.-М.: «Просвещение», 2017г.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет урок русского языка.

 Тихо садятся девочки и ещё тише мальчики.

- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачной работы на уроке.

Приветствуют учителя.

Присаживаются.

Слушают учителя.

Л:самоопределение;

Л: формирование мотивации к обучению;

II. Актуализация знаний и мотивация

-Открываем тетради и записываем число, классная работа.

-Прежде чем узнать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, что мы изучили на предыдущих?

-Что такое глагол?

Минутка чистописания

-Сейчас вам нужно прописать сочетания букв: ть, ти, чь.

-Пишем красиво, аккуратно!

-Как вы думаете, можем ли мы в глаголах встретить такие сочетания букв? Приведите пример.

-Хорошо.

-Посмотрите на экран. Прочтите стихотворение.

Любимое слово

Это кто там ложку «ложит»?

Знай такого быть не может!

Ложку мы на стол кладём,

А тебя к обеду ждём.

-Слова, какой части речи в нем пропущены?

-Верно! Вот эти глаголы (на экране). Вставьте их в текст, в правильном порядке.

-Прочтите полное стихотворение.

Выполняют задание.

-Глагол.

-Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы - что делать? что сделать?

Выполняют задание.

-Да, можем; бежать, принести, печь.

Читают про себя.

-Глаголы.

Выполняют задание.

Читает один ученик.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

Р: принимать и сохраняют учебную задачу

III. Постановка учебной задачи

-Посмотрите на экран. Выделите из этого ряда глаголов, у которого мы не можем определить время действия.

Сидим, смотрим, летят, мокнут, лаять, не хотят

-Когда происходят действия всех остальных глаголов?

-Мы можем по этим глаголам определить, одно лицо производит действие или несколько?

-Значит, эти глаголы обозначают и время, и лицо, верно?

-Мы можем также сказать про глагол – лаять?

-Как вы думаете, как называются такие глаголы?

-Форму глагола, не обозначающего ни категорию времени, ни категорию числа, называют неопределенной формой глагола.

-Как будет звучать тема урока?

-Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?
План?

-Лаять.

-На данный момент.

-Да, можем.

-Да.

-Нет, потому что неизвестно сколько лиц производят действие, и когда оно происходит.

Предположения детей.

Слушают учителя.

-«Неопределенная форма глагола».

-Узнать, какая форма глагола является неопределенной, её отличительные признаки; находить глаголы неопр. ф.  в тексте и учиться ставить глаголы в неопределенную форму.
1.Узнать, какая форма глагола является неопределенной, её отличительные признаки;
2.Будем находить глаголы неопр. ф.  в тексте
3.Будем учиться ставить глаголы в неопределенную форму.

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи.

П: самостоятельное выделение и постановка цели

IV. Открытие нового знания

Посмотрите на схему на экране. Какой вывод можно сделать?

  Лаять

Пр. вр.                    Наст. вр.

Лаял                           Лает

                                       Лаяла                         Лают

-Почему стрелочки идут от глагола лаять?

-Значит, начальной формой является неопределенная форма глагола?

-Какой вывод мы можем сделать?

-А начальная форма не обозначает ни времени действия, ни лица – производителя действия.

-На какой вопрос отвечает слово – лаять?

-Откройте учебник на стр. 106. Найдите правило и прочитайте его про себя.

-Кто прочтёт всему классу?

-Посмотрите на упражнение 181. Прочитайте задание.

-Давайте разберем первую пару слов. В чем сходства и различия в значении слов?

Говорить – поговорить

-Я предлагаю вам обсудить остальные пары слов с соседом по парте. Обратите внимание и найдите пары слов, в которых оба отвечают на одинаковый вопрос.

-Спишите по заданию в учебнике.

-Какие пары слов отвечают на одинаковый вопрос? И на какой?

-Молодцы!

 -Сейчас немного с вами отдохнем!

Динамическая пауза

Слушают учителя.

-Слова пр. вр. и наст. вр. образовались от слова лаять.

-Да.

-Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола.

-Что делать?

Читают правило про себя.

Читает один ученик.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните глаголы, отвечающие на вопрос – что сделать и выделите в них приставку.

Ответы детей.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

-Спросить-переспросить, объяснить-объяснять; Что сделать?

Выполняют задание.

определение основной и второстепенной информации (П);

постановка и формулирование проблемы (П);

структурирование знаний (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

V.Первичное закрепление во внешней речи

Продолжим работу. Давайте выполним упражнение 182.

-Прочитайте задание

Кто прочитает предложение?

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда, нечего сказать.

-Что вы думаете об этом высказывании?

-Приступайте к выполнению по заданию.

-Отлично!

Слушают учителя.

-Спишите, подчеркните глаголы в неопределенной форме.

Читает один ученик.

Предположения детей.

Выполнение упражнения.

П:структурирование знаний

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

VI. Включение в систему знаний

Продолжается парная работа: На слайде записаны слова: л..чил,   п..хали,   к..сили,  л..вил,  т..нул, ут..пил.

-Образуйте от данных глаголов глаголы неопределенной формы и вставьте пропущенные буквы.

-Проверьте и исправьте ошибки.

Лечить, пахать, косить, ловить, тонуть, утопить.

-О чем сегодня на уроке мы говорили?

-Что такое неопределенная форма глагола?

-Хорошо!

Выполняют задание.

-О неопределенной форме глагола.

-Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола, отвечает на вопросы – что делать? что сделать?, и оканчиваются на ть,ти,чь;

Р: осуществлять итоговый контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

VII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Давайте запишем домашнее задание.

-В чём испытывали затруднение?

-Ребята, мы достигли цели урока?

-Вы хорошо поработали. Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание.

Ответы детей.
-Да.

Р: анализировать собственную работу.

Схема структурного самоанализа урока

Тема урока: Неопределенная форма глагола

Тип урока _открытие нового знания________________________________________

Учитель: __Кириченко Л.И____________________ Класс  3 Б

  1. Этап самоопределения к деятельности (1-2 мин)

Соответствие/

несоответствие

1. Созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

2. Исходя из решенных ранее задач, установлены тематические рамки содержания.

3. Вместе с обучающимися определена основная цель урока.

4. Выдержаны примерные временные рамки.

  1. Актуализация знаний и мотивация (12-15мин)

1. Организовано повторение используемых способов действий.

2. Способы действий зафиксированы в буквенной или знаковой форме.

3. Проведена самостоятельная работа

4. В соответствии с уровнем класса для обязательного выполнения предусмотрены необходимые и достаточные задания для проведения самоконтроля по выделенным способам действий.

5. Для учащихся, справившихся с обязательным уровнем, предусмотрены дополнительные задания.

6. Организована самопроверка учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок).

7. Выдержаны примерные временные рамки.

  1. Постановка учебной задачи (3 - 4 мин)

Учащиеся, допустившие ошибки:

1. Проанализировали решение, определили место ошибки (где?).

2. Указали способы действий, в которых допущены ошибки

3. На этой основе учащиеся уточнили цель дальнейшей деятельности.

Учащиеся, не допустившие ошибки:

1. Сравнили свое решение с предложенным эталоном.

2. Выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

3. Выдержаны примерные временные рамки.

  1. Открытие нового знания (8- 9 мин)

1. Учащиеся, конструируя проект выявления причин и исправления допущенных ошибок (алгоритм исправления ошибок):

а) самостоятельно выдвигали и обосновывали гипотезы;

б) участвовали в побуждающем к гипотезам диалоге;

в) участвовали в подводящем диалоге.

2. Учащиеся выявили, в чем именно заключается ошибки в указанных способах действий.

3. Причина ошибки зафиксирована знаково.

4. Пользуясь алгоритмом исправления ошибок, учащиеся исправили свои ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона.

5. Выдержаны примерные временные рамки.

  1. Первичное закрепление  во внешней речи (2-3 мин)

I. Организовано обсуждение типовых затруднений.

2. Учащиеся проговорили формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

3. Выдержаны примерные временные рамки.

  1.  Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Учащиеся, допустившие ошибки:

Выполнили самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки.

Провели самопроверку своих работ по готовому эталону и зафиксировали знаково результаты.

Учащиеся, не допустившие ошибки:

Выполнили самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

Выдержаны примернее временные рамки.

  1. Включение в систему знаний и повторение (4 - 5 мин.)

При положительном результате предыдущего этапа:

1. Учащиеся выполняли задания, в которых рассматриваются способы действий, связаны с ранее изученными и между собой. Также решались задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате предыдущего этапа:

1. Учащиеся повторили предыдущий этап для другого варианта.

2. Выдержаны примерные временные рамки.

VIII

Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин)

1. Учащиеся проанализировали, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления.

2.Учащиеся проговорили способы действий, вызвавшие затруднение.

3. Зафиксирована степень, соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечены цели последующей деятельности.

4. Учащиеся проанализировали и оценили деятельность

всего класса на уроке.

5. Учащиеся проанализировали и оценили свою деятельность на уроке.

6. Домашнее задание предложено в соответствии с достигнутыми результатами урока.

7. Домашнее задание содержит элементы выбора, творчества.

8. Выдержаны примерные временные рамки.

Общие выводы по уроку, рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отчет студента

Студент (ка) ГБПОУ «ЧПК № 1» __Щетинина Анна Сергеевны__группы__301 НК

Специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах проходил(а) практику «Пробные уроки»

с «16»мая 2022 года по «22»мая 2022 года

в _______________МОУ СОШ № 45 _________________________________

(наименование образовательного учреждения, класс)

под руководством___ Погорелова О.Ю.______________________________

(Ф.И.О. работника образовательного учреждения)

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Анализ деятельности

Документ, удостоверяющий выполнение задания

(если есть)

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

В соответствии с планом конспекта было спланировано

Изучить и понять новый материал

Титульный лист к конспектам уроков

ПК 1.2. Проводить уроки.

Проведен 1 уроков  по теме неопределенная форма глагола

1 конспектов уроков

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

1.Проведено пояснение нового материала

2. Выявлено воодушевленное  изучение материла ученикам

Таблицы с результатами проведенных уроков и рекомендации

ПК 1.4. Анализировать уроки.

На пробных уроках   у меня получилось полностью объяснить материал

Анализируя проведенные уроки у меня получилось провести урок и сплотить класс

Анализ уроков

ПК 1.5.

Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

В соответствии с календарно-тематическим планом я спланировал(а) конспект урока, самоанализ урока

Оформление документов

ТАБЕЛЬ–ЛИСТ ПО ПРАКТИКЕ

Пробные уроки

Щтинина Анна Сергеевна

ФИО

обучающий(я)ся на

3

 курсе в 20

22

уч. г. по специальности СПО

44.02.02. Преподавание в начальных классах

(Код и наименование)

ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования.

(Наименование профессионального модуля)

в организации

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1», ул.Молодогвардейцев,43

(Наименование организации, юридический адрес)

Пробный урок по предмету: Русский язык

Тема урока: __Неопределенные формы глагола

3 Б_ класс. Учитель: ___Кириченко Л.И______________________________________

Руководитель практики: _______Погорелов О.Ю_____________________________

Подготовка пробного урока (оценивает методист ЧПК №1)

п/п

Показатели

Оценка

(0-1-2)

Формулировка цели соответствует теме урока

Планируемые личностные результаты соответствуют поставленным задачам

Планируемые метапредметные результаты соответствуют поставленным задачам

Планируемые предметные результаты соответствуют поставленным задачам

Предусмотренные этапы отражают последовательность (логику) урока

Предусмотрено не менее трех форм организации учебной деятельности обучающихся

Запланированы формы контроля и оценки

Уровень сложности материала, объем соответствует возрастным особенностям обучающихся

Наглядные средства обучения соответствуют требованиям

Конспект/Технологическая карта оформлены в соответствии с требованиями и сданы своевременно

Итого:

Отметка: ________

Подпись руководителя практики _________________

20 – 17 баллов – «5»

16 – 13 баллов – «4»

12 – 10 баллов – «3»

менее 10 баллов – «2»

Рекомендации____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Проведение урока (оценивает учитель)

п/п

Показатели

Оценка

(0-1-2)

учитель

Рук-ль прак-ки

Выполнение профессиональных требований к внешнему виду учителя

Мотивация учащихся на уроке

Фиксирует затруднения в учебном действии (проблемная ситуация)

Вовлекает учащихся в процесс постановки целей и задач учебной деятельности

Вовлекает учащихся в организацию урока (через определение последовательности действий на уроке)

Организует чередование форм работы (фронтальный, индивидуальный, парной и групповой)

Владеет понятийным аппаратом, подбирает фактический и иллюстративный материал с точки зрения научности

Уровень сложности материала, объем соответствует возрастным особенностям обучающихся

Большинство учащихся демонстрируют усвоение новых знаний, правильно отвечая на вопросы учителя

Большинство учащихся демонстрируют сформированность умений применять усвоенные знания при выполнении учебных заданий на новый материал (первичных умений на первом уроке по теме)

Подбор и проведение динамических пауз в соответствии с возрастными особенностями

Соблюдение санитарных норм и правил безопасности

Осуществляет оценивание деятельности обучающихся

Грамотность в устной и письменной речи (на слайдах, доске)

Итого:

Отметка

Подпись учителя _____________                  Подпись руководителя практики ________________

28 – 24 балла – «5»

23 – 19 баллов – «4»

18 – 14 баллов – «3»

менее 14 баллов – «2»

Рекомендации: ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Форма слова. Окончание" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: ввести понятие «форма слова»; учить сравнивать формы одного и того же слова, научить выделять окончания....

Конспект урока по русскому языку, тема: «Неопределённая форма глагола» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Неопределённая форма глагола" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Неопределённая форма глагола» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопрос...

Конспект урока по русскому языку.Тема "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России,3 класс)

Тема: Неопределенная форма глагола  Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления и обобщения знаний учащихся о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах г...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умения распознавать глаголы в неопределенной форме. Планируемые результаты Предметные: - знать что та...