Усекаемая и неусекаемая основа глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Завьялова Айседора Игоревна

Усекаемая и неусекаемая основа глагола

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usekaemaya_i_neusekaemaya_osnova_glagola.docx11.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 22.03.2022

Студентка: Завьялова А.И.

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей 148»                                                     

Группа: 36

Класс: 3 «Б»

Учитель:  Трашкова Е.В.

Урок: 2

Методист: Кошкарова Л.С.

Время: 8.55 – 9.35  Кабинет: 222

Тема урока «Усекаемая и неусекаемая основа глагола»

Тип урока: Повторение изученного

Цель урока: Проверка умений определять спряжение глагола по усекаемой и неусекаемой основе глагола.

Задачи урока

Дидактические:

  • Установить соотношение между двумя основами ( основы инфинитива и настоящего времени).
  • Установить два типа основ инфинитива по суффиксам.

Развивающие:

1.Определять спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Воспитательные:

1.Продолжают формировать  представление об усекаемых и неусекаемых основах инфинитива.

2.стимулировать активный творческий труд, воспитывать любовь к учёбе.

Оборудование: Учебник, презентация.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность  обучающегося

Планируемые результаты(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личност но значимом уровне

Ф

Словесные: беседа

1.Проверяет готовность к уроку

2.Создание эмоционального настроя

Приветствую детей. Эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Игоревна, сегодня я проведу у вас урок.

Посмотрите друг на друга пожелайте друг другу хорошего настроения и начнем урок.

Приветствуют учителя

. М: личностное

включение в учебную

деятельность (Р)

Презентация

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод:Беседа, Рассказ учителя и учащихся

Практический метод

-Вспомним тему прошлого урока.

Определять спряжение специально нам нужно только у слов, в которых есть слабая позиция гласного в окончании (т. е. безударный гласный). У слов с ударным окончанием тип спряжения понятен по гласному -е -1 спр., -и - 2 спр.).
Чтобы определить, какой вид основы у каждого конкретного слова, надо к инфинитиву подобрать форму настоящего времени. В инфинитиве выделить суффикс и посмотреть, если в личной форме этот 
суффикс сохранился, значит, это не усекаемая основа, а если выпал, то - усекаемая.

Как определить, усекаемая или не усекаемая основа у слова?

 -Молодцы!

 - Поставить слово в инфинитив

Выделить значимые части

Посмотреть на суффикс

П:

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление месnа и причины затруднения, поста новка цели урока

Словесный метод:
Беседа

-Откройте учебник на странице 121 упр. 272

Прочитайте текст и проанализируйте.

Слова бежать, чтить – разноспрягаемые глаголы.

Я бегу – 2 спр. Чту 2спр.

ты бежишь ;чтишь

он бежит; чтит

мы бежим ;чтим

вы бежите ;чтите

они бегут – 1 спр. Чтят (чтут – 1 спр.)

Презентация

 «Открытие» детьми нового знания
 (7-8 мин)

 Построение детьми нового способа действий  и формирование способ ности к его выполнению

Словесный метод:
Беседа

Словесный метод:

Беседа;

Рассказ учителя;

Работа с  учебником.

 -Далее упражнение номер 273.

Вставьте в высказывания нужные изменения слова бежать.

Одинаково ли значение слова бежать во всех высказываниях? Каким синонимом можно его заменить в каждом из них?

-1. Годы бегут. 2. Изкрана бежит вода. 3. Куда ты так бежишь? 4. Тропинка бежит по склону горы. 5. Из-под корней деревьев бегут прозрачные ручейки.

П:

самостоятельное выделение и формулирование цели.

устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений.

Презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового спо соба действий

Практический метод:

-Выполните письменно упражнение номер 241.

- Какие основы называем усекаемыми? Прочитайте слова с усекаемыми основами. Прочитайте слова с неусекаемыми основами. Почему мы их так называем?

-Для чего же мы учились определять, какой является основа инфинитива?

Увидит – увидеть (У, вертит – вертеть (У, белит – белить (У, белеет – белеть (НУ, дышит – дышать (У, вдыхает – вдыхать (НУ, колет – колоть (У, строит – строить (У, просит – просить (У, присылает – присылать (НУ, болит – болеть (У, болеет – болеть (НУ).

- Чтобы легко и быстро научиться определять спряжения слов.

закрепление навыков математических вычислений

Презентация,

Физминутка

(1-3 мин)

Видео

Повторение за учителем

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериориза новго способа действий,индивидуальная реф лексия дос тижения цели ,созание ситуации

Практический метод:

Самостоятельная работа

Сравните инфинитив и изменения по лицам в таких парах слов: лететь и летать, уснуть и мешать, поклониться и кланяться.

Лететь – лечу, летать – летаю, уснуть – усну, мешать – мешаю, поклониться – поклонюсь, кланяться – кланяюсь.

Проверка работы. Вывод: В первом слове каждой пары суффикс инфинитива при изменении слова по лицам выпадает, «усекается».

-Как же можно назвать такой суффикс?

-А вот когда суффикс сохраняется и при изменении слов по лицам, как мы его назовем?

-Эта особенность инфинитива и позволяет легко и точно определить, к какому спряжению относится слово.

Работа в парах.

-Усекаемый.

- Неусекаемый.

Индивидуальная форма

Презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический метод:

Организация работы в группах

-Выполните устно упражнение 274

-Можно ли с помощью схемы определить , к какому спряжению относятся слова, указанные в этом списке?

Ко 2 спряжению относятся

1) Все слова на –ить ( кроме брить, стелить);

2) Семь слов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;

3) Четыре слова на –ат: гнать, держать, дышать, слышать.

Все остальные слова относятся к 1 спряжению.

И схема, и список позволяют определить слова 2 спряжения.

Групповая форма

Презентация

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ при менения но вого знания

Словесный метод:

Самооценка

-Какая была тема сегодняшнего урока?

Вам понравилось как вы сегодня работали?

Спасибо за урок.

- Усекаемая и неусекаемая основа глагола.

Оценивают свою работу.

Фронтальная, индивидуальная

Презентаци


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Online – викторина «Как определить спряжение глагола, если окончание ударное» на основе приложения Web 2.0 LearninqApps.org

Активная Ссылка на online – викторину «Как определить спряжение глагола, если окончание ударное» на последенем слайде материала....

Конспект урока «Сравнение как средство выразительности художественной речи (упр.237) Понятие об усекаемом и неусекаемом инфинитиве.», 3 класс.

Конспект урока по русскому языку, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...

Конспект урока «Установление признаков слов, относящихся к 1-му и 2-му спряжению. Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива", 3 класс.

Конспект урока по русскому языку, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...

Определение спряжения по основе глагола

Определение спряжения по основе глагола...