Рабочая программа "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Коршукова Лариса Ивановна

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zanim_grammat_3_kl.zip119.32 КБ

Предварительный просмотр:

       C:\Users\Лариса\Downloads\20230207_200001 (1).jpg                               

                               Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

СП 2.4.3648-20;

СанПиН 1.2.3685-21;

Основной образовательной программы НОО.

Цель: формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;

Задачи:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
  • Содержание курса грамматики строится на основе:
  • - системно-деятельностного подхода;
  • - системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.
  • В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
  • Линии, общие с курсом литературного чтения: 
    1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  • 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  • 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
  • Линии, специфические для курса «Русский язык»:
  • 4) приобретение и систематизация знаний о языке;
    5) овладение орфографией и пунктуацией;
    6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
    7) развитие чувства языка.

Планируемые  результаты освоения учебного курса:

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества письма и речи.

Содержание программы

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной

Результаты обучения

Личностные результаты обучения.

В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся на ступени начального общего образования научатся: осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметные результаты обучения.

В процессе изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся  научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач ; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения ; научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач ( диалог, устные монологические высказывания, письменные тесты ) с учетом особенностей разных видов речи. Ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве  с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметные результаты обучения.

К концу курса учащиеся должны знать:

- Правила правописания слов с изученными орфограммами. 

- Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола). 

- Главные члены предложения. 

- Состав слова.

уметь:

-Различать приставки и предлоги.

-Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. 

-Разбирать предложения по членам предложения. 

- Обозначать на письме интонацию перечисления. 

- Разбирать слова по составу. 

- Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. 

- Писать правильно слова с удвоенными согласными. 

- Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

- Определять число, время глаголов. 

- Писать НЕ с глаголами. 

- Работать со словарем.

- Группировать и подбирать слова на определенные правила. 

- Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. 

- Составлять рассказы по картинке.

Тематическое планирование

3 класс

Тема занятия

Форма проведения занятия

Часы

ЦОР/ЭОР

1

Хорошо ли ты знаешь грамматику?

Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение».

1ч.

http://www.gramota.ru/

2

Сокровища родного языка.

Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.

 

1ч.

http://www.gramota.ru/

3

Незаменимый мягкий знак.

Работа с интерактивными карточками.

1ч.

http://www.gramota.ru/

4

Путешествие по стране “Удвоенных согласных”.

Интерактивная игра

1ч.

http://www.gramota.ru/

5

Хорошо ли ты знаешь алфавит?

Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных).

Работать с памяткой «Алфавит».

1ч.

http://www.gramota.ru/

6

Волшебник “Ударение”.

Групповое обсуждение

1ч.

http://www.gramota.ru/

7

Из чего же, из чего же состоят слова?

Работа с интерактивными карточками.

1ч.

http://www.gramota.ru/

8

Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.

Как корень слова учил окончания уму – разуму.

Интерактивная игра

1ч.

http://www.gramota.ru/

9

В стране парных звонких и глухих согласных.

Работа с видеоматериалами

1ч.

http://www.gramota.ru/

10

В стране парных звонких и глухих согласных.

Работа с интерактивными карточками.

1ч.

http://www.gramota.ru/

11

В стране одиноких согласных.

Интерактивная игра

1ч.

http://www.gramota.ru/

12

Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).

Работа с видеоматериалами

1ч.

http://www.gramota.ru/

13

Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).

Работа с видеоматериалами

1ч.

http://www.gramota.ru/

14

Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные).

Работа с интерактивными карточками.

1ч.

http://www.gramota.ru/

15

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные).

Интерактивная игра

1ч.

http://www.gramota.ru/

16

Новые друзья корней – приставки.

Работа с видеоматериалами

1ч.

http://www.gramota.ru/

17

Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак).

Викторина

1ч.

http://www.gramota.ru/

18

Слова – части речи.

Работа с интерактивными карточками.

1ч.

http://www.gramota.ru/

19

Имя существительное – часть страны Речь

Интерактивная игра

1ч.

http://www.gramota.ru/

20

Как у существительных род появился.

Работа с видеоматериалами

1ч.

http://www.gramota.ru/

21

Доброе утро, имя прилагательное!

Викторина

1ч.

http://www.gramota.ru/

22

Имя прилагательное – часть страны Речь.

Викторина

1ч.

http://www.gramota.ru/

23

Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным).

Интерактивная игра

1ч.

http://www.gramota.ru/

24

Глагол – часть страны Речь.

Работа с интерактивными карточками.

1ч.

http://www.gramota.ru/

25

Глагол – часть страны Речь.

Работа с видеоматериалами

1ч.

http://www.gramota.ru/

26

Глагол и его друзья.

Викторина

1ч.

http://www.gramota.ru/

27

Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Неопределенная форма глаголов).

Викторина

1ч.

http://www.gramota.ru/

28

Как мама Глаголиха учила глагольчиков.

 ( Прошедшее, настоящее, будущее времена глаголов).

Работа с видеоматериалами

1ч.

http://www.gramota.ru/

29

Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Времена глагола).

Работа с интерактивными карточками.

1ч.

http://www.gramota.ru/

30

С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!

Интерактивная игра

1ч.

http://veselajashkola.ru/klass/chasti-rechi-ne-s-raznymi-chastyami-rechi-v-stihah/

31

С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!

Работа с видеоматериалами

1ч.

http://veselajashkola.ru/klass/chasti-rechi-ne-s-raznymi-chastyami-rechi-v-stihah/

32

А все–таки она хорошая! (О роли орфографии).

Рассказ – беседа о роли орфографии.

1ч.

http://www.gramota.ru/

33

Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”.

Работа с интерактивными карточками.

1ч.

http://www.gramota.ru/

34

Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику. Беседа. Игры.

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой

1ч.

http://www.gramota.ru/

Литература

  1. В.Волина. Веселая грамматика. – Москва: Знание , 1995
  2. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008
  3. В.А.Иванова, В.А.Потиха, Д.Э.Розенталь. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. Л., 1990.
  4. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  6. З.Д.Лобановская, Л.А.Горбатенкова, М.С.Зимина. Его Величество Глагол: Практическое пособие для школьников. – СПб.: Корона принт, 1998.
  7. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  8. И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова. Гимнастика для ума. Книга для учащихся начальных классов. Москва: «Экзамен», 2013
  9. Т.Рик. Здравствуй, дядюшка глагол! М., 1984
  10. Т.В.Ходова. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. Москва: Айрис-пресс, 2011

Интернет ресурсы

  1. School-collection.edu.ru
  2. Cdo.omrc.ru
  3. Oldskola1.narod.ru
  4. http://festival.1september.ru/articles/104304/ 
  5. http://veselajashkola.ru/klass/chasti-rechi-ne-s-raznymi-chastyami-rechi-v-stihah/

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/07/24/prezentatsiya-k-meropriyatiyu-myagkiy-znak-vazhnyy-znak
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/12/19/vneklassnoe-meropriyatie-po-russkomu-yazyku-chasti-rechi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Занимательная грамматика"

Программа "Занимательная грамматика" расчитана на 4 года обучения 1-4 класс и может быть использована при организации внеурочной деятельности в начальной школе. Программа предназначена для обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Рабочая программа "Занимательная грамматика".

Полная разработка программы кружка " Весёлая грамматика". живо и интересно проходят уроки, рекуомендую....

Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.

ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....