Олимпиадные задания по русскому языку для 1-4 классов
олимпиадные задания по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Задания для олимпиад по русскому языку для начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ

2 класс

Задания, игры, упражнения для младших школьников, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления. Задания использую на факультативах, в группе продленного дня, как дополнительный материал к урокам русского языка, при подготовке к олимпиадам и викторинам.

  1. В этих словах две первые буквы и две последние  повторяются. Запиши эти слова в тетрадь.

Например: тахта

__ __ но __ __                        __ __ ри __ __    

__ __ туш __ __                            __ __ леч __ __

  1. Найди в каждом слове спрятанное слово, запиши.

Например: смех – мех

столб – ___________                                     коса - __________

полк –  ___________                                                 зубр - __________

удочка –  _________                                                 мель - __________

дорога - __________                                      лень – ___________

  1. Соедини стрелочкой одинаковые по смыслу предложения. Запиши в тетрадь одну пару таких предложений.

Часто меняет решения.

Ничему не верит.

Безобидный человек.

Очень болтливый.

Мухи не обидит.

Имеет язык без костей.

У него семь пятниц на неделе.

Фома неверующий.

  1. Закончи  пословицу. Запиши в тетрадь.

Без труда …..

С кем поведёшься, от того и ….

Поспешишь – людей …..

Не спеши языком ….

Лучшая вещь новая, лучший друг ….

Труд кормит, а …..

  1. Соедини половинки слов и запиши.

само

бол

кон

нал

бук

вар

ва

ка

фут

варь

ка

гон

бал

ник

гон

кан

чай

кон

кап

верт

  1. Собери буквы, которые рассыпались, получишь названия животных. Запиши.

бруска

аблек

обкаса

вюрдлеб

шокка

берза

  1. Напиши слова с противоположным  смыслом.

злой

короткий

уронил

беспорядок

дикий

враг

день

внутри

  1. Вставь гласные, чтобы получились слова.

м__йк__

__к__л

м__р__

п__л__ц

л__м__н

п__л

м__л

__ж

п__л__

  1. Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово.

Пример: каша, река, тарелка – карета.

колос, рота, ваза –

молоко, невод, таракан –

коса, лото, боксёр –

баран, рана, банка –

соловей, лето –

  1. Восстанови слова и подчеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным словам.

  • пашак, сокни, вобрь, камай, фотак
  • коморвь, рецуго, кочабак, ивалс, мидороп
  • клов, бакасо, кашок, заок, рокова

  1. Напиши одним словом, что значит выражение.

Бить баклуши –

Намылить шею –

Витать в облаках –

Душа в пятки ушла –

Зарубить на носу –

На краю земли –

  1. Допиши слова по смыслу.

Топором рубят, а пилой …

Ластиком стирают,  а ручкой …

Летом идет…, а зимой …

Рыбы …, а птицы …

Воду можно разлить,  а горох …

Сено косят, а волосы…

  1.  Допиши подходящие по смыслу слова.

Из муки – оладьи, а из творога – сырники.

Из молока – коктейль, а из апельсина – …

Из свёклы – борщ, а из капусты – …

От коровы – молоко, а от курицы – …

Из руды – металл, а из дерева – …

Из икры – мальки, а из яиц – …

  1. Найди лишнее слово.

Часы – спят, стоят, идут, спешат.

Солнце – греет, веет, сияет, светит.

Дорога – стоит, ведёт, бежит, петляет.

Ветер – дует, веет, гудит, молчит.

Река – бежит, течёт, идёт, движется.

Дождь – идёт, стучит, хлещет, бежит.

  1. Подбери к слову из первого столбика  подходящее по смыслу слово из второго  столбика, запиши.

неповоротливый

крот

неуклюжий

пёс

слепой

медведь

трусливый

лис

злой

слон

верный

бык

хитрый

заяц

упрямый

жираф

длинный

волк

  1.  Подбери недостающие слова в выражения.

Как в ______________________ канул.

Мастер на все ________________ .

Толочь _________________ в ступе.

Золотые _________________.

В _________________ рябит.

  1. Подбери к группе слов общее название.

Что это?

Малина, клубника, черника –

Сапоги, ботинки, туфли –

Пчела, бабочка, стрекоза –

Кресло, шкаф, диван –

Пила, отвёртка, молоток –

Саратов, Тверь, Москва –

  1. Дополни выражение.

Сбыть с _________________.

Не в бровь, а в ___________.

Сидеть, сложа ___________.

Тише __________ ниже травы.

Много ______________ утекло.

Выплакать все_____________.

  1. Первые два слова связаны по смыслу. По тому же принципу подбери к третьему слову одно подходящее по смыслу из скобок.

Варежка – рука = ботинок – … (рука, нога, дерево, человек).

Ворона  - чёрная = малина – … (красная, фрукты, письмо, добрая).

Дешевый – дорогой = день  – … (вечер, луна, ночь, чёрный).

Трава – зелёная = снег  – … (красный, белый, чистый, искристый).

Собака – шерсть = гусь  – … (крыло, перья, клюв, голова).

Стул  – дерево = пальто – … (человек, мягкое, материал, нить).

  1. Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова.

Облака, кора, отмель - …

Сало, ступа, вата - …

Купи, перо, снежок - …

Пальма, орлы, ерши - …

Много, чучело, носок - …

Муза, поезда, удача - …

  1. Вставь буквы там, где нужно.

Строч?ка, помощ?ник, постел?ка, жен?щина, петел?ка, скуч?но, мел?ница, кос?ба, конеч?но, свад?ба, камен?щик, печ?ник, мен?ше, бол?ше, тон?ше, прос?ба, пол?за, сосул?ка.

  1. Допиши слова так, чтобы в каждом из них была буква «мягкий знак».

Друз…, руч…, клоч…, свин…, солов…, полоз…, хлоп…, ком…, полен…, печен…, варен…, плат…, воскресен…, половод… .

  1. К признаку подбери предмет.

апельсиновый _________

пчелиный ____________

телефонный __________

настольная ___________

чайная ____________

отбойный __________

  1. Подбери к предложению слово, совпадающее по значению.

В час по чайной ложке - …

Рукой подать - …

Раз, два и обчёлся - …

Куры не клюют - …

Кожа да кости - …

  1. Придумай и запиши 3 слова, в которых все согласные звуки – сонорные. А 5 слов сможешь придумать? Запиши их.

  1. Измени одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово (название животного).

воск - ______                     роза - _____

лес - _______                    сода - ______

щит - _____                     горка - ____

лист - ____                      корона - ____

  1. Напиши слово, для которого подходят эти определения.

Новогодняя, зелёная, пахучая _______.

Обеденный, письменный, кухонный ______.

Белое, парное, коровье ________.

             А теперь наоборот:

Мёд (какой?) ________, ________, ________.

Перец (какой?) ______, _______, _______.

Трава (какая?) _______, _______, _________.

Масло (какое?) _______, _______, ________.

  1. Подбери к словам из первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запиши парами.

март

август

декабрь

октябрь

зима

осень

весна

лето

бык

баран

конь

кабан

лошадь

свинья

корова

овца

  1. Раздели слова на группы – по 3 слова в каждой.  Дай название каждой группе.

Уменьшаемое, зима, берёза, роза, треугольник, Маршак, лето, разность, василёк, волк, дуб, квадрат, Пушкин, ромашка, кошка, вычитаемое, круг, Михалков, осень, собака, сосна.

  1. Допиши к слову по три признака.

Ученик (какой?) - ______,_______,______.

Облако (какое?) –

Озеро –

Погода –

Репа –

Огурец –

Ель –

  1. Подбери слово с противоположным значением.

быстрый –

ошибочный –

щедрый –

светлый –

храбрый –

плакать –

холодный –

  1. Напиши слова, которые имеют противоположный смысл данным:

север –

зима –

жара –

правда –

весёлый –

друг –

радость –

трудный –

белый –

глубокий –

  1. Составь из этих букв слова:

рулжан –

жичи –

бажа –

урдг –

куж  -

цатпи –

  1. Угадай слова:

_ _ _ _ _ ж _ _          Избушка сторожа.

_ _ _ _ ж _ _             Украшение в ушах.

_ _ _ ж _ _                Застёжка на ремне.

_ _ ж _ _                   Часть стола или стула.

  1. Продолжи перечень слов и назови общим словом.

Ложка, тарелка,_________, __________ - ____________.

Лейка, лопата, _________, __________ - ____________.

Волга, Кама, _________, __________ - ____________.

Учитель, врач, _________, __________ - ____________.

Франция, Китай, _________, __________ - ____________.

  1. Составь слова из последних слогов слов в порядке их следования.

лапти, мина - __________

тропа, король - _________

точка, ноша - _________

метро, люди, пена - _________

тропа, вилла, пихта - _________

  1. Допиши предложение.

Берлога – это дом для______________

Груша – это дерево, на котором ___________

Улей – это дом для______________

Сахарница – это посуда для __________

  1. Допиши слог так, чтобы получилось слово.

ре…

лу…

боч…

но…

гор…

коч…

печ…

но…

чай…

ша…

ко…

ме…

лу…

ре…

ко…

  1. Раздели слова на 3 группы. Дай название каждой группе.

Комар, кот, ворона, муха, лиса, собака, бабочка, волк, грач, медведь, снегирь, пчела, стрекоза, жаворонок, белка, жук, воробей, муравей, лошадь, синица, лебедь.

  1. Среди букв есть слова, найди и подчеркни (раскрась) их.

  1. Из каждого слова выбери определённый слог и ты составишь новое слово.

Укол, человек, садовник - ______________.

Пастух, плотина, фантазия - ____________.

Сапоги, парашют, фантазия - ___________.

Косари, заморозки, лётчик - ___________ .

  1. В каждом горизонтальном и вертикальном ряду должны читаться одни и те же слова.

1

2

3

  1. Повар на судне.
  2. Глаз.
  3. Домашнее животное.

  1. Измени одну букву и получи новое слово.

лото –

икра –

зуб –

Лена –

липа –

жук –

река –

полк –

Маша –

  1. Восстанови слова, в которых перепутаны буквы, начиная с выделенной

рунубкуд –

росскоикв –

тилонаап –

рюкастря–

кушакку –

влоидоп –

очтсалка –

рикскап –

  1. Переставь буквы, получи новые слова.

сон –

валик –

дог –

адрес –

кар –

тёрка –

  1. Раздели слова на три группы. Дай название каждой группе.

Пескарь, июнь, сом, февраль, май, топор, окунь, июль, дрель, плотва, клещи, ёрш, рубанок, август, карп, декабрь, молоток, щука, пила, сентябрь, плоскогубцы.

  1. Восстанови слова и в каждом ряду подчеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным четырём словам.

рлео, ьрасак, ртксеа, болва

оматт, обакас, оргуце, апкутса

пдааз, освток, еесвр, люпсо

квауб, омрб, ргку, окачт

  1. Подбери слово, поясняющее это выражение.

Повесить нос –

Вставлять палки в колёса –

В два счёта –

Валять дурака –

Делать большие глаза –

Заморить червячка –

За тридевять земель –

Молоть языком –

Делать из мухи слона –

  1. Допиши по три прилагательных к слову.

Медведь (какой?) _________,_______,_________.

Собака                                              Глаза

Банка                                                Кошка

Волосы

  1. Составь из букв имена.

ашса____________                 селяо______________

квиа____________                 одвляо_____________

глео____________                  атри____________

  1. Переставь буквы, собери названия рек.

мсвако –                 днонол –

глвао –                 яабле –

лирнбе –                 неал –

внеа –                         рипаж –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для 3-4 классов.

данные задания помогут учителю подготовить детей к олимпиаде по русскому языку...

Олимпиадные задания по русскому языку и чтению. 1 класс

Олимпиадные задания по русскому языку и чтению. 1 класс...

олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3 класса

данный материал представлен в виде буклета...

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ по русскому языку для учащихся 2 классов

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ по русскому языку для учащихся 2 классов ...

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 - 4 классов

В данной папке представлены олимпиадные задания для 2-4 классов, которые подойдут для всех УМК. Задания ориентированы на среднего ученика. Желательно проводить в первом полугодии учебного года...

Методическая разработка олимпиадного задания по русскому языку для 2-го класса

Методическая разработка олимпиадного задания по русскому языку для 2-го класса                    ...