Самостоятельная работа №5
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Татьяна Николаевна Серёгина

Дорогой друг! Тебе предлагается самостоятельная работа №5, направленная на расширение возможностей при изучении темы «Однородные члены предложения. Словосочетания. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota_no_5_po_russkomu_miru.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык                                                                                4 класс

Дорогой друг! Тебе предлагается самостоятельная работа №5, направленная на расширение возможностей при изучении темы «Однородные члены предложения. Словосочетания. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений».

       4.5–1 (3)

                                                    уровень задания

                                          номер карточки

класс           № сам. раб.

Карточки вырезаются и вклеиваются в тетрадь для самостоятельных работ. Не забудь, пожалуйста, оценить выполнение задания с помощью знаков «+» «+ –», «–» рядом с выполненным заданием.

Дата презентации – 20 марта!

Умения

Уровень 1

Уровень 2

Находить однородные члены предложения

№ 1, 8, 12

№ 2, 3

Употреблять знаки препинания

№ 10, 14, 15

№ 2, 3, 11

Выделять словосочетания

№ 7, 20

№ 4, 5, 6

Определять грамматическую основу предложения

№ 9, 14, 15, 16, 17, 20, 21

№ 18

Определять второстепенные члены предложения

№ 14, 15, 20, 21

№ 18, 19

Определять виды предложения по цели высказывания

№ 13

Определять части речи

№ 16, 20, 22

№ 19

Списывать текст

№ 21, 22

Повторение

№ 23 – 40

4.5–1(1) Выпиши предложение, в котором нет однородных членов.

Ребята бегали по поляне и весело кричали.

На поляне не было ни деревьев, ни кустарников.

Светило солнце, и звонко пели птицы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5–2(2) Преобразуй данные высказывания в предложения с однородными членами, расставь знаки препинания, объясни их постановку.

В лесу цвёл орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Птицы летом живут в лесах, живут на озёрах, живут на реках, живут на болотах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5–3(2) Составь 2 предложения с однородными членами о весне.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5–4(2) Дано предложение: Ветер подул и поднял пыль на дороге.

Петя выписал словосочетания из этого предложения.

1) ветер подул; 2) на дороге; 3) подул и поднял; 4) ветер поднял; 5) пыль на дороге

Какие ошибки он допустил. Обоснуй свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

4.5–5(2) Выдели, какие словосочетания употреблены в переносном значении?

тяжёлый характер, золотое кольцо, холодный взгляд, бархатный голос, чёрствый хлеб, верный друг, крепкая верёвка, крепкий чай, верный ответ, тонкий подход, тонкая нить.

4.5–6(2) Определи словосочетания, которые составлены неверно. Запиши их правильно.

дружеский коллектив, дружная улыбка, цветастый фильм, цветастый сарафан, дружные ребята.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5–7(1) Подчеркни слова, которыми можно заменить слово маленькая в словосочетании маленькая девочка.

небольшая, крохотная, микроскопическая, миниатюрная, карликовая, малюсенькая.

4.5–8(1) Выделенное слово замени однородными членами предложения. Получившееся предложение запиши.

После дождя в лесу появились грибы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5–9(1) Отметь, а затем выпиши предложение, в котором неправильно определена грамматическая основа (подлежащее и сказуемое). Определи её правильно.

А) Тёплый зелёный свитер вяжет бабушка для внука.

                                   

Б) После уроков мальчики будут играть в футбол.

                                                                           

В) Между зелёными коврами овса белеет гречиха.

4.5–10(1) Прочитай текст. Поставь, где нужно запятые.

     Аист цапля и скворец спят на одной ноге. Щегол спит на двух ногах. Летучая мышь спит вниз головой но не падает. Белка ночью сворачивается в колечко укрывается своим пушистым хвостом.

4.5–11(2) Объясни, почему у К.И. Чуковского в тексте стихотворения «Мойдодыр» в одних случаях перед союзом «И» стоит запятая, а в других - нет?

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята, и жучки, и паучки.

Ты один не умывался

И грязнулею остался.

________________________________________________________________________________________________________________________

4.5–12(1) Прочитай текст. Подчеркни однородные члены в предложениях. В каждом предложении – другим цветом.

      Май – это настоящий праздник. Распускаются листья у берёзы, рябины, ольхи, вяза, орешника, сирени, жасмина, вербы. Зацветают и отцветают черёмуха, красная смородина. Цветут яблони, жёлтая акация, чёрная смородина, крыжовник, земляника. Украшают землю первые весенние цветочки. Рождаются детёныши у хорьков, выдр, норок. Просыпаются змеи.

4.5–13(1) Определите вид предложений: по цели высказывания, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов, по интонации.

  1. В саду расцвели яблони и груши. __________________
  2. Который час? _________________________________
  3. Не шумите, пожалуйста. ___________________________
  4. Какое прекрасное утро! __________________________
  5. На лугу паслись коровы, козы и овцы. ____________________

4.5–14(1) Поставьте знаки препинания, где они необходимы. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Запишите текст.

Вы любите спорт он делает людей сильными и смелыми спорт укрепляет здоровье бегаете плавайте ходите на лыжах катайтесь на коньках

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5–15(1) Поставьте знаки препинания, где они необходимы. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Запишите текст.

Посмотрите на это чудо на веточке развешены гирлянды грибов кто же это сделал это белка готовится к зиме

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5–16(1) Подчеркни подлежащее в следующих предложениях, напиши, чем оно выражено.


1. Вдали кто-то запел. 2. Завтра не будет похоже на сегодня. 3. Десять делиться на два. 4. Дед с матерью шли впереди. 5. Присутствующие говорили о разных предметах. 6. Поезд мчался в неясную даль, и я вспомнил зимнюю ночь.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

4.5–17(1) Спиши текст. Подчеркни в предложениях главные члены.

      Стояли жаркие дни. Мальчики пришли на речку. Солнце палило нещадно. Ребята прыгнули в тёплую воду. Костя заплыл очень далеко. Дима и Артём заволновались. Они замахали другу руками. И тогда Костя поплыл к берегу. Вдоволь накупавшись, мальчики вышли из воды.

4.5–18(2) Составь из слов и напиши предложения. Подчеркни в них подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения.

1) небе, месяц, светил, на, ярко
2) густой, стрекотали, в, кузнечики, траве
3) море, шторм, на, сильный, начался
4) созрел, яблок, урожай, саду, богатый, в
5) ученики, диктант, вчера, словарный, писали

4.5–19(2) Расположи предложения так. Чтобы получился рассказ. Подчеркни грамматические основы предложений. Определи части речи

Она подняла голову и завиляла хвостом. Моя ласка придала ей силы. Лада заболела. Лада стала лакать молоко. Я погладил ее. Я присел около собаки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5–20(1) Разбери предложение по частям речи и по членам предложения. Выпиши словосочетания.

Красивые розы распустились в городском парке и пахли прекрасным ароматом.

4.5–21(1) Спиши текст по алгоритму. В последнем абзаце найди главные и второстепенные члены предложения, подчеркни их.

Скворцы

      Весна выдалась дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди. Мы с нетерпением ждали наших старых знакомых – скворцов, милых, весёлых птиц. Много километров надо им лететь. Сколько приключений и опасностей в дальнем пути!

      Вечером на ветвях тополей мы увидели скворцов. Среди прозрачных деревьев легко покачивались на гибких ветвях тёмные неподвижные комочки. Два дня скворцы набирались сил и всё осматривали прошлогодние знакомые места.

      Устроившись в гнёздах, скворцы начали таскать туда мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо скворцы устраивают очень глубокое, чтобы в него не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона.

4.5–22 (1) Спиши текст по алгоритму. В выделенном предложении определи все части речи.

Весеннее утро

      Солнце только что поднялось над сплошными белыми облаками. Вся окрестность озарилась радостным светом. Дорога широкой лентой вьётся впереди, между большими полями, лесными перелесками. Кое-где по дороге попадаются угрюмые ракиты, молодые берёзки с мелкими клейкими листочками и старые развесистые дубы. Деревья бросают длинные неподвижные тени на засохшую дорогу и на молодую зелёную травку, которая выросла по сторонам дороги.

      Однообразный шум колёс не заглушает весёлых песен жаворонков. На душе легко и спокойно. Хочется сделать что-то хорошее для людей, которые едут вместе со мною весенним утром по красивой дороге.

ПОВТОРЕНИЕ

Родственные (однокоренные) слова

4.5–23 (1) Какое слово среди приведённых не является однокоренным?

А) полянка;   Б) полевой;   В) поле;   Г) поливать.

4.5–24 (1) Среди данных однокоренных слов найди проверочное для слова ТЕМНОТА:

А) тёмный;

Б) потемнеть;

В) темнеть;

Г) затемнение.

4.5. – 25 (1) Какое слово среди приведённых не является однокоренным?

А) заря;

Б) зарево;

В) зарница;

Г) заречье.

4.5–26 (1) Подчеркни однокоренные слова, выдели в них корень.

маленький, малыш, малюет, малютка

повозка, воздух, возить, перевозка

4.5–27 (1) Укажи слово, не являющееся однокоренным с остальными. 

1) бездорожье 2) подорожник 3) подорожание 4) дороженька

4.5–28 (1) Найди верные утверждения.

  1. В слове зимний корень зимн.
  2. В слове зимний корень зим.
  3. В слове травинка корень трав.
  4. В слове травинка корень травинк.

Фонетика

4.5–29 (1) В каком слове все согласные звуки МЯГКИЕ?

А) малина;

Б) порог;

В) небо;

Г) пень.

4.5–30 (1) В каком слове звуков меньше, чем букв?

А) мойка;

Б) диван;

В) мебель;

Г) язык.

4.5–31 (1) В каком ряду все слова пишутся с разделительным мягким знаком (Ь)?

А) руч…и, обез…яна;

Б) под…езд, об…ём;

В) об…явление, доч…ка;

Г) пон…чик, суч…я.

4.5–32 (1) Укажи последовательность букв, расположенных в алфавитном порядке.

1) ПОЛТ               2) ЖЗЕЁ                3) ГДМЛ                4) УФХЦ

4.5–33 (1) Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

спереди,   выговорить,   название,   перепутали

4.5–34 (1) В данном ниже ряду слов найди слово (слова), в котором (которых) буква «я» обозначает тот же звук или те же звуки, что и в слове «мяч». Выпиши это слово (эти слова).

семья,  маяк,  моряк,  пять

Значимые части слова

4.5–35 (1) Новые слова образуются с помощью...

А) приставки и корня;

Б) окончания и суффикса;

В) корня и окончания;

Г) суффикса и приставки.

4.5–36 (1) Состав какого слова соответствует схеме ¬ ∩ ^□?

А) лесной;

Б) выход;

В) задумка;

Г) вытрясут.

4.5–37 (1) Выдели значимые части слова.

перегородка,     дождевая,     столик,      зимушка,      погрузчик.

4.5–38 (1) Выдели значимые части слова.

перелесок,     старик,     тенистый,     побелка.

4.5–39 (1) Какое слово отличается от других по составу?

1) записал              2) водил             3) убежал              4) отрубил

4.5–40 (1) Придумай слова, строение которых соответствуют схеме:

http://185.12.29.196:8081/media/B37E6A425494AE6B41A2E59AA908F7ED/xs3qstsrcFFC9FD85B32A807A47D2B5D82F6A17D9_1_1435752339.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Карточки для дополнительных заданий, самостоятельных работ, контрольных работ

Работая в школе с коррекционной направленностью, важно пользоваться карточками с дополнительным материалом, а также карточки это всегда хороший способ, проверять насколько правильно и быстро ученики м...

Формирование умений самостоятельной работы как фактора повышения уровня познавательной самостоятельности у младших школьников

Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную  учебно–познавательную деятельность и, прежде всего,  при выполнении  самостоятельных рабо...

Исследовательская работа в системе самостоятельной работы школьников.

Самообразование школьников является составной частью всей системы учебной работы любого образовательного учреждения. Всё это предполагает умение учиться, самостоятельную работу с различными источникам...

Самостоятельные работы, контрольные работы, тесты по математике Л.Г.Петерсон УМК "Перспектива" (4 класс).

В данном материале представлены самостоятельные работы, контрольные работы, тесты по математике Л.Г.Петерсон "Перспектива" (4 класс)....

Самостоятельная работа по русскому языку для учащихся 4 класса.Работа с текстом.

Тексты для списывания с пропущенными орфограммами.Предлагаются грамматические задания к каждому тексту....