Урок - проект "Падеж имени существительного". Школа 21 века, 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Вершинина Людмила Сергеевна

Технологическая карта урока - проекта по теме "Падеж имени существительного"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Урок-проект по русскому языку 3 класс

ФИО учителя: Вершинина Людмила Сергеевна

Класс: 3 в

УМК: «Начальная школа XXI века»

Предмет: русский язык

Тема: «Падеж имен существительных»

Форма проведения: урок-проект. 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок является уроком открытия новых знаний, тесно связан с изученным материалом, создает  основу для последующих уроков обучения грамоте.

Цель урока: организовать практическую деятельность обучающихся для ознакомления с грамматическим признаком имени существительного - падеж.

Задачи:

Образовательные: создать условия для формирования первоначального представления о склонении имен существительных; знакомства учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.

Развивающая цель: формировать способность к  творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать коммуникативные и исследовательские  навыки.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности: «Падеж имен существительных».

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Продукт: памятка.

Оборудование к уроку:

- для учителя: образная информационная модель, отображающая грамматические признаки имени существительного (Прил. 1), информационные листы для создания памятки «Падеж имени существительного», листы с написанными на них номерами от 1-5.

- для обучающихся: бумага белая, цв. бумага, краски, ножницы, клей, кисти, карандаши цветные, фломастеры, ватман, стикеры для голосования цвету, бейджики с номерами группы

Планируемые результаты

Предметные знания

УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Приобретают знания о понятии «падеж имен существительных», о названии падежей, их количестве, о способе определения падежа им. сущ. по вопросу

Планируют, контролируют и оценивают свою деятельность.

Высказывают свое мнение.

Умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Обосновывают высказанное суждение, используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения, оформляют свою мысль в устной и  письменной форме речи

Ориентируются на понимание причин успеха в учебе, считаются с мнением другого человека, проявляют доброжелательность в споре, выражают интерес к освоению новой учебной информации, осуществляют взаимооценку и взаимопомощь при работе в группе

Ход урока

Название

этапа урока, время

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

1

Мотивирование к учебной деятельности

Организовать начало учебной деятельности учащихся

Фронтальная

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

Организуют свои рабочие места, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей

2

Актуализация знаний

Организовать подводящий и побуждающий диалог для актуализации и изучения нового материала

Фронтальная

Предлагает рассмотреть образную модель, содержащую информацию о грамматических признаках имени существительного (Приложение 1).

Задает вопросы по содержанию модели.

Слушают учителя,

отвечают на вопросы (осознанно и произвольно строят речевое высказывание)

3

Введение в тему

Проблематизация (выявление проблемы)

Применение знаний и способов действий

Постановка учебной задачи

(целеполагание)

Создать проблемную ситуацию для определения темы урока

Организовать работу по формулированию определения  понятия

Организовать работу по постановке   и согласованию учебной задачи применению способов действий,  соответствующих этапу обучения

Фронтальная

Организует подводящий к теме диалог для формулирования обучающимися темы урока через определение «неизвестного» грамматического признака имени существительного

Предлагает выполнить задание, которое способствует осмыслению понятия «падеж имен существительных»

Через анализ выполненного задания предлагает сформулировать учебную задачу, контролирует речевые высказывания обучающихся, оказывает помощь в построении речевого высказывания

Слушают учителя. Рассматривают иллюстрацию.

Определяют тему урока

Выполняют задание, формулируют определение понятия «падеж имен существительных»

Формулируют учебную задачу, обосновывают высказанное суждение, 

считаются с мнением другого человека

4

Планирование

Создать условия для планирования работы по достижению цели

Фронтальная

Предлагает  сформулировать задачи для достижения цели, определить способы действий для решения этих задач

Формулируют задачи, определяют способы действий, обосновывают высказанное суждение, 

считаются с мнением другого человека  

5

Практическая работа

Организовать практическую работу по созданию продукта проекта. Определить регламент работы

Определить план презентации продукта

Групповая

Организует работу в группах для создания продукта проекта - памятка «Падежи имен существительных»: кластер, таблица, плакат.

Предлагает план презентации готового продукта

Осуществляют работу в группах, распределяют обязанности, работают  по предложенному плану, соблюдают регламент работы

6

Презентация

Организовать работу по презентации продукта проекта

Групповая

Организует работу по презентации продукта каждой группы по предложенному плану

Осуществляют презентацию продукта по  предложенному плану

5

Рефлексия учебной деятельности

1. Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности

на уроке и поставленной цели.

2. Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

3. По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей

деятельности

Фронтальная

Организует рефлексивную деятельность обучающихся по достижению цели урока.

- Какая задача стояла перед нами? Удалось ли решить ее? Кто самостоятельно справился  с задачей? Кто испытывал затруднение?

Отвечают на вопросы учителя.

Проводят самооценку.

Строят логические цепочки рассуждений и доказательств.

Обосновывают показатели качества

 

Приложение 1.

Ознакомьтесь с информацией для создания памятки по теме «Падеж имени существительного»

Незнайка и падежи

Незнайке нужно было списать предложения, поставив имена существительные в нужную форму и определить их род, число и падеж.  Над (лес) поднималось белое облако. Заяц сидел на (пенёк). На прощание она помахала (рука).

С первыми тремя заданиями он справился, но вот определить падеж у него никак не получалось. Тогда он обратился к Знайке, который ему объяснил, что   изменение формы слова и есть изменение имен существительных по падежам. Знайка дал Незнайке энциклопедию, в которой он прочитал, что в русском языке существует 15 падежей, но только шесть из них изучается в школе. Это  именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи.

 - Но как же я смогу понять, где, какой падеж? – спросил Незнайка.

- А ты читай внимательнее и узнаешь - ответил Знайка.

Незнайка продолжил читать. «Чтобы научиться определять падеж имени существительного, т.е. отличать отличить один падеж от другого, используют специальные падежные вопросы:

Именительный (И.п.) отвечает на вопросы кто? что? (заяц, лес),  родительный (Р.п.) - на вопросы кого? чего? (зайца, леса), дательный - кому? чему? (зайцу, лесу), винительный  – кого?  что? (зайца, лес),  творительный  – кем?  чем? (зайцем, лесом), предложный  – о ком?  о чем? (о зайце, о лесе).

 Незнайка поблагодарил Знайку и побежал выполнять задание. Задавая вопрос, он с легкостью определял падеж имён существительных. Но как же записать падеж над словом? Названия падежей такие длинные, а над ними  были уже записаны кратко род и число. Название падежей не поместится.  

-Эх, надо было сделать памятку. Посмотрел и все понятно. Но Знайка уже улетел на Луну. Как же я теперь выполню домашнее задание?

А вы, ребята, догадались о том, как сокращенно над словом записать название падежа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Число имен существительных" в 3 классе УМК"Начальная школа XXI века"

Урок проводился в 2013 году до олимпиады в Сочи. Дети осваивали имя существительное, узнавая зимние олимпийские виды спорта. Презентация интерактивная с использованием системы Mimio-vote....

Конспект урока "Разбор имени существительного" (2 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока и учебная презентация для 2 класса, на тему "Разбор имени существительного", УМК "Школа России"...

Конспект урока " Связь имени существительного с именем прилагательным" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Связь имени существительного с именем прилагательным". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК &qu...

Конспект урока "Падежи имен существительных." (3 класс, УМК "Школа России)

Тема урока: Падежи имен существительных.Цели урока: развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам.Планируемые результаты:Предметные: фор...

Урок русского языка в 3 классе "Связь имени прилагательного с именем существительным."( Школа России)

Тема урока : Связь имени прилагательного с именем существительным.Цель урока: развивать умение устанавливать связь слов в предложении..Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена при...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: "Употребление имен существительных в одном числе", УМК “Школа России”, 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об именах существительных, имеющих только одну форму числа. Задачи урока:Дидактические:1.  Формировать понятие...