Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс Тема: "Времена глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кутепова Дарья Анатольевна

Задачи урока

Дидактические:

1. Дать представление о термине «время глагола»

2. Учить определять времена глаголов.

Развивающие:

1. Развивать устную речь.

2. Развивать умение понимать свои ошибки.

Воспитательные:

1. Уметь проводить самооценку.

2. Воспитывать бережное отношение к книге через работу с учебником.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 26.04.2023г.

Школа: МОУ СОШ №105

Класс:

Урок: 1

Время: 8:00-8:40  Кабинет:

Студент: Кутепова Дарья Анатольевна

Группа: 44

Учитель: Ибатулина Альфия Амировна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока «Времена глаголов»

Тип урока:  открытие «нового» знания

Цель урока: формирование понятия о временах глаголов, их отличительных признаках и роли в речи, умения определять времена глаголов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Дать представление о термине «время глагола»

2. Учить определять времена глаголов.

Предметные:

1. Знакомятся с временами глаголов.

2.Определяют времена глаголов.

Развивающие:

1. Развивать устную речь.

2. Развивать умение понимать свои ошибки.

Личностные:

1.Осознают роль языка и речи в жизни людей.

2. Оценивают собственную учебную деятельность.

Воспитательные:

1. Уметь проводить самооценку.

2. Воспитывать бережное отношение к книге через работу с учебником.

УМК: «Школа России», учебник русский язык: 3 кл.: Учебник: в 2ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

ЭТАПЫ УРОКА

Этапы

Образовательная цель этапа урока

Формы

организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне

Ф.

беседа

Группа словесных методов

Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

-Здравствуйте, ребята! Давайте мы улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение на целый день.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

-Внимательно проверьте, чтобы у вас на столах лежало только все самое необходимое на сегодняшний урок.

Определяют своё эмоциональное состояние на  начало урока.

Определяют готовность своего рабочего места.

УУРД:

проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы

 

УУКД: вступать в диалог

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф.

Беседа.

Внешний контроль

Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания»

-Ребята, сегодня на нашем уроке в гостях Робот.

-Ребята, я подготовил для вас интересное задание.

Выпишите глаголы. Укажите их, лицо, число и время.

Поздней осенью наступает ненастье. С деревьев опадают последние листья.

Получилось ли у вас выполнить задание, которое вам дал робот?

Давайте спросим, может робот знает.

-Ой, я тоже не знаю.

Что у нас случилось?

    

Повторяют ранее изученный материал.

Слушают Робота

  1. Актуализируют знания с помощью заданий учителя

-Мы не знаем как определить время глаголов.

 

УУПД: структурирование знаний;

Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

УУКД: 

умение полно и точно выражать мысли;

УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.  

Презентация

Слайд 1

Слайд 2

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф.

Опрос,

Беседа

Группа словесных методов

Организация

учебного

общения

Проводит подводящий диалог к постановки темы урока.

-Тогда догадайтесь, какая тема урока сегодня.

-Верно!

Проводит подводящий диалог для формулирования  обучающимися  целей урока.

 -Сформулируйте цели нашего урока с помощью опорных слов:

«Познакомиться…»

«Узнать…»

-Хорошо, молодцы!

Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке.

- Чтобы достигнуть поставленных целей, давайте составим план урока.  

 

Вторая парта у доски, остальные работают на местах с карточкой №1.

– Прочитайте, как будет звучать план:

1.Узнаем правило про времена глаголов.

2. Составим алгоритм и научимся его применять.

3. Выполним самостоятельную работу.

4. Подведём итоги.

Выдвигают варианты формулировок темы,                       участвуют в их обсуждении.

-Тема урока: Времена глаголов.

Выдвигают варианты формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

 Цели:

  1. Узнать времена глаголов.
  2. Научиться определять времена глаголов.

Составляют план в правильном порядке.

УУРД: составление плана действий; принимать себя не осуждая.

УУПД:

Работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

УУКД:

Воспринимать и формулировать цели и задачи.

Презентация

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

«Открытие» детьми нового знания ( 7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф.

Беседа,
опрос

Работа с картинками.

Работа со звуковичками

Работа с учебником:

Чтение предложений.

Внешний контроль

-Ребята, прочитайте предложение. О чём тут говорится? Когда это происходит?

Светит солнце. Плывут облака.

-Когда происходит то, о чём говорится в этом предложении?

Растаял снег.

-Скоро закончится урок

Когда это произойдёт?

-Задайте вопросы к каждому глаголу.

-Как вы думаете, какие времена есть у глаголов?

-На какие вопросы отвечают глаголы в каждом времени?

Ребята, где мы можем посмотреть правильно ли вы ответили?

-Откройте учебник на странице 112, прочитайте правило.

-Расскажите правило друг другу в парах.

В парах заполните схему «Времена глагола»

Ребята, я тоже составил, проверьте правильно или нет?

-Ребята, я не понимаю, как нужно определять время глагола. Что может нам помочь?

-Ребята, как вы думаете, что самое первое нужно сделать?

-Я прочитал глагол, что делать дальше?

-Молодцы, что делаем дальше?

-Ребята, пока вы говорили я всё записывал. Достаньте из конверта карточку под названием алгоритм.

 

-Какой пункт плана мы выполнили?

Отмечаю галочкой

ФИЗМИНУТКА

-Перед тем, как мы продолжим работать, предлагаю немного отдохнуть. Встаем на физминутку.

видеофрагмент

-Это происходит сейчас, говорится о погоде.

-Это происходило в прошлом.

-Скоро, в будущем.

-Светит (что делает?), плывут (что делают?), растаял (что сделал?), закончится (что сделает?)

-Настоящее, прошедшее, будущее.

-Что делает? Что сделает? Что сделал?

-В учебнике

Работают с правилом из учебника.

Заполняют схему

Самопроверка

-Алгоритм

-Прочитать глагол

-Задать вопрос

-Определяем в какой момент речи происходит действие.

Алгоритм:

1) найти и прочитать глагол

2) задать вопрос

3) определить в какой момент времени происходит действие

УУРД:

Осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

УУПД:

Выявлять причинно- следственные связи.

УУКД:

выражать свою точку зрения.

Презентация

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф.

Беседа,
опрос

Внешний контроль,

Взаимоконтроль.

авайте выполним упражнение 195 на странице 111.

-Найдите в тексте глаголы. Поставьте к ним вопросы.

-Молодцы, ребята!

-Вы слишком легко справились с этим заданием. Молодцы, но теперь я дам задание сложнее.

Упр.196 на стр.111.

-Выпишите из упр.195 три предложения в последовательности: прош.время, наст.время, будущее время.

-Укажите время глаголов так: наст.вр,  прош.вр, буд.вр

 

-Какой пункт плана мы еще выполнили? /Отмечаю галочкой/

Выполняют задание на отработку полученных знаний.

Работа с учебником

Кончились (Что сделали?), прилетели (что сделали?), растаял (что сделал?), греет (что делает?), набухают (что делают?), летят (что делают?), зазеленеет (что сделает?), расцветет (что сделает?), звенеть (что делать?).

Самопроверка

-Применили алгоритм.

УУРД:

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

УУКД:

Умение работать индивидуально.

УУПД:

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Учебник

Стр.81

Самостоятельная работа с самопроверкой ( 4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И.

Беседа

Работа с проектором:

запись слов по картинкам.

Самоконтроль

Организует самостоятельную работу.

-В начале урока у нас возникла проблема! Сейчас мы знаем чуть больше, и с легкостью справимся с этим заданием.

 

Задание: Прочитайте. Напишите рядом с глаголами время, в котором они употреблены.

Я оглядываюсь _______ по сторонам и замечаю _________  что-то розовато-синее. Это распустился ________ цветок медуницы. На толстом зелёном стебле красуются _______отдельные цветочки.

-Обменяйтесь карточками и выполните взаимопроверку по эталону.

-Какой пункт плана мы выполнили?

Отмечаю галочкой

Выполняют самостоятельную работу

Работают с карточками

Взаимопроверка по эталону

-Выполнили самостоятельную работу.

УУКД:

Умение работать индивидуально.

УУПД:

Умение определять понятие

УУРД:

Владение основами самоконтроля

Презентация

Слайд 12-16

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф. П.

Опрос,

Беседа

Работа по карточкам

Работа с учебником:

работа по предложению.

Внешний контроль

Самоконтроль.

Организует повторение изученной темы.

-Давайте выполним упражнение 19 на стр. 112. Прочитайте.

-Какие глаголы употреблены в переносном значении?

-Определите время и число глаголов в каждом предложении.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите время глаголов.

 

-Молодцы, ребята!

-Следующее упр.198. Прочитайте стихотворения.

-Какой темой их можно объединить?

-Верно. Теперь найдите глаголы, объясните, как определить их время?

-В каком стихотворении все глаголы указаны в будущем времени? Задайте к ним вопросы.

-Спишите в тетрадь первое стихотворение. Укажите времена глаголов.

Работают в парах по карточкам.

-Перекатывается, ворчит; ветер вышел,постучал, пробежал, поиграл.
1) ед.ч. Наст.вр

2) мн.ч, буд.вр

3) ед.ч, прош.вр

Работа в тетради

Самоконтроль

-Весна

-Нужно задать к глаголу вопрос и определить в каком времени происходит действие.

-Во 2-ом стихотворении. Что сделает? Что будут делать?

(наст.время, буд.время)

УУРД:

Осознанно относится к другому человеку, его мнению;

Признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

Умение строить логические рассуждения

УУКД:

Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Презентация

Слайд 17

Раздаточный материал:

«карточка 1

(распределение слов)»

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф.

Беседа,

Опрос

Работа с лестницей успеха

Внешний контроль

Подводит итоги урока.

Создает ситуацию для анализа своей работы на уроке.

 -Ну что, ребята, наш урок подходит к концу.

-Спасибо ребята, мне сегодня было очень интересно с вами работать! Я обязательно приду к вам еще!

-Давайте и мы скажем Роботу спасибо за интересные задания.

- Ребята, какая была тема нашего урока?

-Цель?

 

 

 

 -Как вы считаете, мы достигли поставленной цели?

-Пододвиньте к себе смайлы. Если вы активно работали на уроке и вам было все понятно – раскрасьте смайлы зеленым цветом, если у вас были затруднения – желтым, если материал урока вам не понятен – красным.

Поднимите руку, кто раскрасил смайл зеленым (желтым, красным)?  

Молодцы, урок окончен!

Осуществляют оценку учебной деятельности, соотносят цель и результат.

  

-Спасибо!

- Тема урока: Времена глаголов.

-Цель:  

- 1. Узнать времена глаголов.

- 2. Начиться определять времена глаголов.

-Достигли.

 

УУРД:

Признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУКД:

Конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы.

Раздаточный материал:

« смайлы»

Презентация

Слайд 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме "Времена глаголов"

Методическая разработка урока по русскому языку ( развитие речи) , тема урока "Времена глаголов" для 4 класса....

конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме:"Глагол как часть речи"

Урок повторения и закрепления изученного во 2 классе. В разработке данного урока много дидактического материала, игровых моментов, через которые дети лучше усваивают материал....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с тся и ться."

На уроке дети познакомятся с понятием  возвратная  форма глагола, научатся отличать написание глаголов с тся и ться.На уроке ребята будут учиться выделять главное, логически мыслить, развива...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться.»

Цели урока: - познакомить детей с возвратной формой глагола, с правописанием –тся и –ться;- повторить изученное о глаголе;- развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;- развивать логическое мы...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Прошедшее время глагола. Изменение глаголов по числам и родам».»

На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам. ...