Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс Тема: "Неопределённая форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кутепова Дарья Анатольевна

Задачи урока

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с неопределенной формой глагола;

2. Научить различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать?.

Развивающие:

1. Развивать устную речь;

2. Развивать умение понимать свои ошибки.

Воспитательные:

1. Умение проводить самооценку;

2. Воспитывать бережное отношение к книге через работу с учебником.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 20.04.2023

Школа: МОУ СОШ №105

Класс:

Урок: 1

Время:8:00-8:40  Кабинет:

Студент: Кутепова Дарья Анатольевна

Группа: 44

Учитель: Ибатулина Альфия Амировна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока «Неопределенная форма глагола.»

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся понятие о неопределенной форме глагола по вопросам.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с неопределенной формой глагола;

2. Научить различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать?.

Предметные:

1. Научатся  определять неопределенную форму глагола по вопросам;

2. Уметь правильно ставить глаголы в начальную форму;

Развивающие:

1. Развивать устную речь;

2. Развивать умение понимать свои ошибки.

Личностные:

1. Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

2. Понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Воспитательные:

1. Умение проводить самооценку;

2. Воспитывать бережное отношение к книге через работу с учебником.

УМК: Учебник «Русский язык» 2 часть, 3 класс, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, (УМК «Школа России»).


ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб.деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Встаньте ровно, проверьте всё ли лежит у вас на партах. Учебник, тетрадь, пенал и дневник.

2. Создание эмоционального настроя.

 -Доброе утро! Надеюсь, наш урок пройдет интересно и продуктивно.

Ребята, давайте вспомним правила успешного урока. Какие правила вы знаете?

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

3.Проверяют готовность к уроку.

УУКД:

настраивать  на урок, планировать учебного сотрудничества с преподавателем и сверствниками.

Учебная презентация

Слайд №1

Актуализация знаний и  мотивации

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Индивидуальная

Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации

Группа практических методов: работа по заданию учителя

1.Организует актуализацию знаний через выполнение теста.

1. Организует минутку чистописания.

Откройте свою тетрадь, отступите две строки от прошлых записей и по середине запишите число, сегодня 24 апреля. На следующей строке «Классная работа».

Минутка чистописания

- Сейчас вам нужно прописать сочетания букв, чередуя каждый слог: ть, ти,

-Далее с новой строки  вам нужно написать следующий слог до конца строки

чь.

- Пишем красиво, аккуратно!

- Как вы думаете, можем ли мы в глаголах встретить такие сочетания букв? Приведите пример.

- Хорошо.

- Прежде чем узнать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, что мы изучили на предыдущих?

- Что такое глагол?

- Все верно, молодцы!

-А сейчас посмотрите на слайд, перед вами стихотворение С. Михалкова «Если»

Мы …   и  …  в окна.

Тучи по небу …   .

На дворе собаки … ,

Даже …   не    … .

Но как вы  видите, в нем не достает слов, попробуйте догадаться, какие слова нужно вставить.

-Слова какой части речи здесь пропущены?

-Кто сможет прочитать текст с пропущенными глаголами?

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

- Найдите,  пожалуйста, глагол, у которого мы не можем  определить время действия.

(на слайде представлены данные глаголы в ряд)

Что мы можем сказать о глаголах первой группы?

6. Действие, происходящее в какое время, они обозначают?

7.  Мы можем по этим глаголам определить – одно лицо производит действие или несколько?

9. Значит, эти глаголы обозначают и время,  и  число. (По этим  глаголам мы можем определить время действия лиц и число ).

10. Мы можем то же самое сказать о глаголе  ЛАЯТЬ?

-Можно ли сказать, что глагол ЛАЯТЬ обозначает действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем? Можно по этому глаголу определить, сколько лиц производили это действие?

-Как вы думаете, как называется такая форма глагола

1.Актуализируют знания. Выполняют тест.

- Пишут число, классная работа, подчеркивают самую красивую букву

Выполняют минутку чистописания.

-О глаголе

- Глагол –это часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает? И т.д

-Глаголы

сидим                             лаять

смотрим

летят

мокнут

не хотят

- Действия происходят в настоящее время

-Да. Несколько

Нет

-Мы не можем определить когда происходило данное действие.

-Неопределенная

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУПД:

строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Учебная презентация

Слайд №2

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Группа практических методов: работа по заданию учителя

Внешний контроль

1.Проводитподводящийдиалогдляформулирования обучающимисяцелейурока.

-Сформулируйте тему данного урока?

-Поставьте цель на урок?

-Ребята, чтобы нам продолжить нашу работу, у нас будет план, по которому мы будем работать, но пока я готовилась, он перепутался, сейчас вам с соседом по парте нужно восстановить его в паре.

2.Познакомиться с неопределёнными глаголами.

4. Проверить свои знания.        

1.Повторить, что такое глагол.

3. Выполнить тренировочные задания.

Также у каждого на столе лежит небольшой листочек. Кто мне скажет, что это ?

-Совершенно верно, это карта успеха, в которой мы будем отмечать наши с вами достижения с помощью галочек.

-Первый пункт плана мы с вами уже реализовали

1. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

Неопределённая форма глагола

-Узнать какая форма глагола является неопределенной.

1.Повторим, что такое глагол.

2.Познакомимся с неопределёнными глаголами и составим памятку

3. Выполним тренировочные задания.

4. Проверим свои знания.

Карта успеха.

УУПД:

строить рассуждение по

теме урока в соответствии с

возрастными нормами

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению

Учебная презентация

Слайд №3

Слайд №4

«Открытие детьми нового знания»

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником

1.Организовывает деятельность  обучающихся  по открытиюновогознания.

2.Организует работу с учебником

Посмотрите внимательно на эту схему.

                         Лаять

         Пр. вр.                    Н..вр.    

            лаял                     лает

           лаяла                    лают

                                     

-Почему стрелочки идут от глагола ЛАЯТЬ?

-Значит, начальной формой является неопределенная ф. глагола.

-Какой вывод можно сделать?

-Отметьте первое окошко в карте успеха

-Посмотрите на слайд, какие слова здесь стоят в неопределенной форме?

Если взять все эти лужи

И соединить в одну…

На какой вопрос они  отвечают?

-Какой вывод мы можем сделать из этого всего?

-Посмотрите  на схему, она будет вам помощником в дальнейшем.

          Н.Ф.= неопр. ф.

Что делать?  Что  сделать?

           - ть, -ти, -чь

-Итак, давайте сверим, то, что мы с вами узнали.

-Откройте учебники на странице 106 и прочитайте правило.

- Кто сможет рассказать данное правило?

-Все верно, Молодцы!

-Вот мы реализовали 2 пункт плана

-Сейчас давайте встанем и немного разомнемся.

-Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи и разные формы глаголов. -   Если глагол в н.ф. – руки вверх.

- Если глагол в других формах – руки вперед.

- Если слово не является глаголом – присели.

Ходить, ходит, кость,  косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричьплести, кости,  везти, грусть,  стеречь.

 

-Потому что от него образованы остальные формы слова.

Неопределенная форма глагола является начальной  формой  глагола .

-Взять, соединить

-Что сделать?

- Начальная форма глагола – неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы

что делать? /что сделать?

-Выполняют задание

УУПД:  узнавать новую тему при взаимодействии с детьми, строить рассуждение по

теме урока в соответствии с

возрастными нормами

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению

УУКД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстником

Учебная презентация

Слайд №5

Учебник, с.42-43

Слайд №6

Слайд №7

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

Физкультминутка.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули…

Покрутили…

Постучали…

И открыли!

1.Повторяют движения.

УУРД:

мобилизировать силы и энергию

Видеоролик №1

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником

Внешний контроль

1.Организует работу с учебником.

--Сейчас посмотрите на упр. 181. Прочитайте задание.

-Что нужно сделать?

-Я предлагаю вам поработать в парах. Сейчас мы будем отрабатывать умение ставить вопросы к глаголам неопределенной формы.

Выполним это упр. Выборочно:

I ряд – пары №1, 2, 3.

II ряд - пары №4, 5, 6.

II ряд - пары №7, 8, 9.

-Запишите данные пары слов, и ответьте на вопрос.

-Давайте проверим. Читаем 1 пару слов называем в чем сходства и в чем различие.

-Хорошо, следующая пара слов.

-Отметьте 2 окошко в карте успеха.

-Теперь посмотрите на упр. 182 прочитайте задание.

-Что нужно делать?

-Работаем в тетради. У вас есть 5 минут. Затем мы вместе проверим.

-Итак, время закончилось, кто хочет зачитать глаголы, которые он подчеркнул?

-Отметьте 3 окошко в карте успеха.

Мы реализовали 3 пункт плана

2.Выполняют задание.

-Найти сходства и различия в каждой паре.

Действие длится -  действие совершено. Отвечают на разные вопросы.

-Списать и подчеркнуть глаголы в неопределенной форме.

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Учебник, с.43

Слайд №8

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации

1.Организует самостоятельную работу.

- Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределенной формы и впишите  в карточку на место пропусков

Когда просыпаешься, нельзя(лежув постели. Надо сразу(встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя(задерживаю) дыхание, надо(дышу) спокойно.  Зарядку  нужно (делаю) при открытой форточке.

Время закончилось, теперь обменяйтесь карточками с соседом и сверьте с доской.

Поднимите руки, у кого нет ошибок?

-Вот мы реализовали последний пункт плана

-Отметьте в карте успеха следующее окошко

1.Выполняют самостоятельную работу.

 

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ видеоролика

1.Организуетповторениеизакреплениеранееизученного науроке.

-А сейчас давайте прочитаем стихотворение в упр. 183

-О чем данное стихотворение?

-Какой синоним мы можем подобрать к слову Отчизна?

-Что обозначает слово учить?

- Что обозначает слово учиться?

-Сравните написание форм  этого слова.

-Почему они пишутся по-разному?

- Поставьте вопросы к ним? Чем они отличаются?

Какая особенность правописания части слова –ться?

-Спишите данное стихотворение и подчеркните глаголы неопределенной формы.

-Кто хочет выйти к доске и на обратной стороне записать глаголы?

-Давайте теперь сверим.

-На какие сочетания букв оканчиваются данные глаголы?

-Какой глагол не стоит в неопр. форме?

Давайте поставим.

-Отметьте следующее окошко в карте успеха.

-Откройте дневники, запишите домашнее задание стр. 107, упр. 184, учить правило.

1.Выполняют предложенные задания.

- Помогают, помогать 

2.Записывают домашнее задание.

УУРД:

осуществлять  итоговый контроль,  формулировать выводы из коллективного обсуждения

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация

Слайд №9

Рефлексия деятельности

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Индивидуальная

Самоконтроль

1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Какова тема сегодняшнего урока?

- Что такое лексическое значение слова?

- Если мы не знаем лексического значения слова, что нужно сделать?

Ребята, у кого все сегодня получилось, кто доволен своей работой на уроке – поднимите 2 руки.

У кого были трудности, кто не со всеми заданиями разобрался – поднимите правую руку.

Кто совсем ничего не понял – поднимите левую руку.

- Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч!

1.Анализируютсвоюработунауроке,уровеньусвоенияучебногоматериала

Неопределённая форма глагола

-Узнать какая форма глагола является неопределенной.

УУРД: анализировать собственную  работу

Учебная презентация

Слайд №10

Слайд №11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени».

Тип урока: комбинированный Дидактическая цель: создать условия для осознания осмысления закрепления новой учебной информации средствами ИКТ. Задачи урока: познакомить учащихся с образованием  глагол...

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме "Времена глаголов"

Методическая разработка урока по русскому языку ( развитие речи) , тема урока "Времена глаголов" для 4 класса....

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Изменение глагола по числам"

Тема урока: Изменение глагола по числам.Цель:  формировать умение изменять глаголы по числам.Задачи: - образовательные: ознакомить учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием су...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Спряжение глаголов.

Урок проводится в форме путешествия, что интересно для младших школьников. В начале урока, дети сами определяют тему и цель урока....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Повторение. Глагол».

Конспект урока  по русскому языку в 4 классе  по теме: «Повторение. Глагол»....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Правописание НЕ с глаголом"

В работе предлагается конспект урока, презентация к консректу, раздаточный материал к уроку русского языка в 3 классе.УМК: "Школа России"Тип урока: открытие новых знанийТема:"Правописан...