Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 24.04.23

Школа: МАОУ «СОШ № 91»

Класс: 3 «а»

Урок: 1

Время: 08:00-08:40                  Кабинет: 35

Студент: Елисеева Елизавета Олеговна

Группа: 42

Учитель: Силина Ирина Юрьевна

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: «Неопределенная форма глагола»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Учить определять неопределенную форму глагола по вопросам;

2.Формировать навык правильно ставить глаголы в неопределенную форму.

Предметные:

1. Правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;

2. Формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения).

Развивающие:

1. Развивать внимание через выполнение упражнений;

2. Развивать умение делать выводы через полные ответы на вопросы учителя.

Личностные:

1. Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к урокам русского языка через занимательный материал;

2. Воспитывать уважение к одноклассникам через парную форму работы.

УМК: учебник «Школа России». «Русский язык». В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 3 класс, 2 часть.

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная работа.

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации)

Внешний контроль

Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой на урок,  проверяет готовность обучающихся к уроку.

Здравствуйте, ребята. Начнем наш урок русского языка.

- Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!  

Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!

Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

 —Ребята, посмотрите, на партах у вас лежат карточки «Моя успешность на уроке». В них вы будете оценивать свои результаты смайликами. Улыбающийся – с заданием справился(ась), грустный – были допущены ошибки.

Записывает число на доске.

- Перед началом работы откройте тетради и запишите число, классная работа.

-Скажите сколько букв с мы напишем в слове классная? Записываем.

-Не забываем про правила посадки. Спина прямая.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку    готовности куроку.

Записывают число.

2

УУКД: выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения

УУРД: владеть способами самоконтроля, самомотивации.

Проектор с презентацией

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная работа.

Группа словесных методов (диалог)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации)

Группа практических методов (выполнени

е заданий)

Внешний контроль

Актуализирует опыт обучающихся,

подготавливает к изучению нового материала.

- Посмотрите на доску и давайте хором прочитаем предложенные слова.

-Знаете ли вы, какой части речи эти слова?

  • Давайте вспомним, что такое глагол?

  • На какие вопросы отвечают глаголы?

- Каким членом в предложении является глагол?

  • Посмотрите еще раз на слова на слайде и  скажите, на какой вопрос отвечают все эти  слова?

-Посмотрите на другие слова (Весной, ближнего, леса, дороги, быстрому). Поставьте          эти слова в начальную форму.

  • Что такое начальная форма имени        существительного?
  • Что такое начальная форма имени   прилагательного?
  • Скажите, а у местоимения есть начальная форма?

Выдвигает проблему.

  • У глагола есть начальная                    форма?
  • У нас возникло затруднение.

Сегодня, мы это узнаем.

Выполняют задание, вспоминают и обобщают учебный материал.

-Читают хором слова.

(Ходить, бегать, думать, решить, нести, печь)

  • Глаголы.
  • Это часть речи, которая обозначает действие предмета.

-Что делать? Что сделать? Что делает? И др

- Сказуемым

  • Отвечают на вопрос - что       делать?
  • Весна, ближний, лес, дорога, быстрый.

  • Слова в Им. пад. ед.ч.

  • Слова в Им. пад. ед.ч. м.р.

  • Нет

- Не знаем

УУПД:  знать, что такое начальная форма имени существительного, прилагательного.

УУКД:в процессе диалогов по обсуждению изученного материала —высказывать мнения, суждения.

УУРД: оценивать рациональность своих действий.

Проектор с презентацией.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов (диалог)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. Организует работу по составлению плана.

-Для того чтобы определить тему урока, расшифруйте слова.

АЛОГАЛГ АМРОФ ЯАННЕЛЕДЕРПОЕН

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Чтобы добиться поставленной цели, нам необходимо составить план урока. На слайде вы видите слова-подсказки. Попробуйте составить план урока.

Узнать…

Научиться…

Выполнить…

Выдвигают варианты формулировок темы, цели, участвуют в их обсуждении, высказывают свои мнения, суждения. Составляют план урока.

- Неопределенная форма             глагола.

-Узнать, что такое неопределенная форма глагола

- что такое неопределенная форма глагола

-ставить глаголы в неопределенную форму

-выполнить упражнения по теме урока

 

УУПД: выбирать, анализировать информацию различных видов и форм представления

УУКД:принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению

УУРД:аргументировать предлагаемые варианты решений

Проектор с презентацией.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование

способности к его выполнению

Фронтальная. Парная работа.

Группа словесных методов (диалог)

Группа практических методов (выполнение заданий)

Группа наглядных методов (учебник, демонстрация презентации)

Внешний контроль.

Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности.

- Ребята, откройте учебники на странице 106, давайте выполним упражнение 181. Прочитайте задание.

-Сейчас выполните задания после текста. 1 ряд списывает и работает с 1,2.3 парой глаголов. 2 ряд с 4,5,6 парой. 3 ряд с 7,8,9 парой.

-Посмотрите на экран и проверьте себя.

- Отметьте свой успех по 1 заданию в карточке.

-На какие вопросы отвечают глаголы, с которыми вы работали?

- Как вы думаете, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

-Предположите, как по-другому называется форма глагола, если от нее образуются новые глаголы?

- Хорошо, давайте проверим ваши предположения и ниже прочитаем правило.

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Что такое неопределенная форма глагола?

- Как оканчиваются глаголы в неопределенной или начальной форме?

-Расскажите правило друг другу в парах.

- Давайте выполним упражнение 182.

Прочитайте предложение.

Какая мысль  выражена в предложении?

Сейчас спишите предложение.

Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

-Что делать? Что сделать

-Что делать? Что сделать

-Начальная

Отвечают на вопросы по учебнику.

В предложении говорится о том, что умный человек должен уметь спрашивать, слушать и молчать, когда нужно

УУПД: понимать, что такое неопределенная форма глагола

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения

УУРД:

владеть способами самоконтроля

Проектор с презентацией. Учебник.

Обсудите в парах и подчеркните глаголы в неопределенной, начальной форме. Что нужно сделать для этого?

-Посмотрите на экран и проверьте ваши работы.

- Отметьте свой успех по 2 заданию в карточке.

-Вывод: как определить глаголы в неопределенной (начальной) форме?

.

-Задать вопрос, посмотреть, чтобы глаголы оканчивались на ть, ти, чь

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: что делать? Что сделать? И оканчиваются на ть, ти, чь

Первичное закрепление
(4-5мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная работа. Самостоятельная работа.

Группа словесных методов (диалог)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации)

Группа

практических методов (выполнение заданий)

Внешний контроль. Самоконтроль.

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

  • Давайте выполним следующее задание на карточках №1. Замените данные словосочетания глаголами в               неопределенной (начальной) форме. Давайте поработаем с первыми 3 словосочетаниями вместе.

1) Нести службу   2) хранить молчание

3) сделать пирог в печи 4) громко разговаривать 5) принимать еду утром 6) оказывать помощь

Поработайте с 4,5,6 словосочетаниями самостоятельно.

-Давайте проверим. Прочитайте глаголы.

- Отметьте свой успех по 3 заданию в карточке.

  • На какие вопросы отвечают глаголы в                      неопределенной (начальной) форме?
  • На что оканчиваются глаголы в  неопределенной, начальной форме? Верно.

Выполняют задания на новый способ действий.

 

1) Служить

2) молчать

3) испечь

4) кричать

5) завтракать

6) помогать

  • Что делать? Что сделать?

Ть, ти, чь.

УУПД: уметь ставить глаголы в неопределенную форму

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

УУРД:

владеть способами самоконтроля.

Проектор с презентацией. Раздаточный материал.

Проводит динамическую паузу.

-Сейчас, я предлагаю немного отдохнуть. Я буду читать слова, среди которых есть разные части речи и разные формы глаголов.  Если глагол в н.ф. – руки вверх. Если глагол в других формах – руки вперед. Если слово не является глаголом – руки вниз. Ходить, ходит, кость, плести, кровать, носят, скатерть, стричь,

Выполняет упражнения.

Физкультминутка

(1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная

рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Самостоятельная работа.

Группа практических методов (выполнение задания)

Группа наглядных методов (раздаточный материал)

Взаимоконтроль.

Самоконтроль.

Организует самостоятельную работу.

Контролирует выполнение работы.

- Посмотрите у вас на партах лежат карточки №2. Вам нужно выполнить задание самостоятельно на карточках.

- Глаголы, данные в скобках, замените однокоренными глаголами неопределенной (начальной) формы и впишите в карточку на место пропусков.

Пример: Не забудь (чистили) почистить зубы с утра!

1) Нужно (берегут) беречь природу.

2) Когда просыпаешься, нельзя (лежу) лежать в постели.  Надо сразу (встаю) вставать  и (сделаю) делать зарядку.

3) Вы можете (идет) идти, как только будете готовы.

Организует взаимопроверку.

-Посмотрите на экран и проверьте работы друг друга по эталону. Если все правильно- поставьте веселый смайлик в карте успеха соседа, если есть ошибки- грустный.

-Сделайте вывод: на какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной (начальной) форме?

На что оканчиваются глаголы в  неопределенной, начальной форме?

Верно.

Выполняют самостоятельную работу. Анализируют выполненное задание.

Оценивают друг друга.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: что делать? Что сделать?

Ть, ти, чь.

УУРД: владеть способом взаимоконтроля

УУКД: выражать свою точку зрения

Проектор с презентацией. Раздаточный материал.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная работа.

Группа словесных методов (диалог)

Группа наглядных методов (работа с учебником)

Группа практических методов (выполнение упражнений)

Внешний контроль

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

Сейчас, откройте страницу 107, выполним упражнение    183. Прочитайте задание.

Давайте прочитаем стихотворение в упр. 183

-Какая главная мысль данного стихотворения?

 -Какие синонимы мы можем подобрать к слову Отчизна?

-Что обозначает слово учить?

- Что обозначает слово учиться?

-Спишите данное стихотворение и подчеркните глаголы неопределенной формы.

-Какие глаголы вы подчеркнули?

- Почему глагол учиться стоит в неопределенной форме, ведь он заканчивается на ться?

-Какой глагол не стоит в неопр. форме? Почему? Давайте поставим его в неопр. форму.

-Сделайте вывод: на что оканчиваются глаголы в неопределенной (начальной) форме?

- Отметьте свой успех по 5 заданию в карточке.

Выполняют упражнение.

Главная мысль: книги содержат ответы на многие вопросы, дают советы.  

 Родина, Отечество.

Учить - передавать кому- то знания; учиться - самому получать знания.

- Жить, работать, учиться, дорожить

-Данный глагол отвечает на вопрос: что делать?

-Помогают.

Он отвечает на вопрос: что делают? Помогать

-ть, ти, чь, ться

УУПД: осуществлять анализ информации, применять полученные знания

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения

УУРД:

составлять план действий; владеть способами самоконтроля

Проектор с презентацией. Учебник.

Рефлексия деятельности

(2-3мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения,

границ применения нового знания

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов

 (раздаточный материал)

Внешний контроль.

Самоконтроль.

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся

- Наш урок подходит к концу, поэтому давайте подведем итоги.

- Какой была тема урока сегодня?

-Какую цель вы ставили на урок?

- Как вы думаете, вы достигли ее?

-Молодцы.

 А теперь проанализируйте свою карточку успеха. Поднимите руку те, у кого все смайлики веселые.

У кого 1 смайлик грустный? 2? Больше двух смайликов грустные?

— Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Урок окончен.

Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения

-Тема урока: «Неопределенная форма глагола»

-Цель: узнать, что такое неопределенная форма глагола

УУПД: анализировать информацию

УУКД:уметь полно и точно выражать своё мнение.

УУРД: владеть способами самоконтроля, рефлексии

Проектор с презентацией. Раздаточный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Как пишутся приставки» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о правописании приставок, оканчивающихся на -З, -С;Задачи урокаДидактические:&midd...

Технологическая карта урока русского языка "Слово и словосочетание" 3 класс УМК "Школа России"

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся об отличиях слов от словосочетаний Задачи урокаДидактические:Структурировать знания о  словосочетании;научить отлич...

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор местоимений» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения определять число, лицо и род местоимения и употреблять их в речи.Задачи урокаДидактические:Знать, что такое местоимение, его значени...

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор местоимения», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Морфологический разбор местоимения» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ф...

Технологическая карта урока Русского языка «Звуки и буквы» (2 класс, УМК Школа России)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование понятий обучающихся о звуках и буквах; формирование умения различать звуки и буквы, обозначать звуки буквами на письме, ис...

Технологическая карта урока русского языка. Звуки и буквы. 2 класс. УМК "Школа России"

Тема урока «Звуки и буквы»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление умения обучающихся различать гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие; выделя...