Методическая разработка урока русского языка во втором классе по теме "Число имени существительного"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Лабузова Татьяна Дмитриевна

 

 Единственное и множественное число имен существительных

Оргмомент – 1 мин

Поздоровались с гостями, садитесь.

У вас на столах лежит карта нашего урока.

Актуализация знаний – 7 мин.

Какое слово лишнее? (глагол).

 К какой части речи относятся все слова?

Что такое имя существительное?

Раздели слова на собств. и нариц.?

Одушевл.и неодуш?

 

  • Выборочный диктант: мальчики одуш, дев – неодуш; 1 вариант собств, 2 вариант – нариц.

Россия, Анна, собака, картофель, Москва, учитель, Кирилл, пальто.

Фронтальная проверка.

(ЭКРАН – МАРШР ЛИСТ) Сколько ответов должно было быть? Найдем в маршрутном листе число 2 и обведем точку.

Тема и цели урока – 4 мин

  •  Переходим к новой теме. ЭКРАН. Я попрошу вас разделить на 2 РАВНЫЕ группы эти слова. Кто догадается?

 

- Кто догадался, какая тема урока? (слайд) Единственное и множественное число имен существительных.

- кто сформулирует правило? (имена существительные, которые обозн. один предмет…., два или много…)

- Чему будем учиться? (определять число, использовать в речи, грамотно писать)

- Найдите на нашей карте название признака имен существительных, о котором мы узнали. Соединим красным карандашом две точки.

Первичное закрепление – 2 мин

  1. На экране картинка - назовите, определите число. 2 раза – изменить число по моей просьбе. Сделаем вывод: имя сущ. изменяется по числам или число – постоянный признак? (ответ). Миша сделал важное научное наблюдение, оно важно: имя существительное изменяется по числам. Повтори…

Орфография – 7 мин

  1. Поупражняемся в изменении имен сущ. по числам. Что это? (нож) – ребенок на доске:

 

нож – ножи (не обсуждаем пока орфографию. Правильно ли? – хлопок)

гриб – грибы

шапка - шапки

пруд – пруды

прут – прутья

 

Какая орфограмма есть во всех словах первого столбика? Помогло ли нам изменение по числам проверить букву? (шапка – нет). Почему? (как было перед парным согласным, так и осталось). Какое проверочное слово подойдет? (шапочка). Почему?
Кто нашел и другие орфограммы?

Что интересного в последних двух словах? (слышатся одинаково, а пишутся по-разному). В каком числе? А во множественном? (этого нет)

 

- Найдите на карте пару слов, в которой действует это же правило. Проведем линию. В каком числе стоят имена сущ.? Измените число слов «код»? «Кот»?

 

Физкультминутка – 1 мин.

Еще поупражняемся и подвигаемся. Если я нызываю сущ. в ед. числе – приседаете, во множ. – тянетесь вверх
 

Стол, парта, двери, лампа, друзья, блюдце, блюдечко, блюдца, блюдечки, потолок, игра, деревья, обида, пятерка.

 

Словоупотребление – 6 мин

 

  1. На экране текст. Его автор торопился и допустил ошибки в употреблении сущ. в ед и мн. Числе. Найдите ошибки.

 

Интересная профессия – повар. Повары могут работать в ресторанах и кафе. Они готовят вкусное блюдо. Особенно интересно печь торта.

 

Запишем: повар – повара, торт – торты.

 

А что делать, если не знаешь, как правильно поставить имя сущ. во множ. Число? (словарь).

- В этом тексте есть одно имя сущ., которое нельзя изменить по числам. Какое? (Картинки – то это? Кафк, и это? – кафе). Найдем это интересное слово в нашей карте и проложим путь  к нему.

Дополнительные наблюдения – 3 мин

Штанины, штанина, ножницы, пальто, штаны, робот, роботы

- Найдем пары – ед. и мн. число одного и того же слова. Что заметили? Картинки… Кто сделает вывод? Что мы узнали об изменении имен сущ. по числам? (не все имена сущ. изменяются по числам)

Запишите образвоаннные пары. Подчеркнем зеленым буквы, за счет которых изменилось слово.

 

Дифференцированная самостоятельная работа – 7 мин

Стр. 61 упр. 105

Задание на выбор:

  1. Просто списать, вставляя пропущенную букву. Букву надо выделить.
  2. Списывать слова в два столбика.
  3. Синим карандашом подч. одуш., а красным имена собств. На полях – кружок!


 

 

Подведение итогов – 2 мин

- Какая тема урока?

- Приведите примеры сущ. в ед. числе.

- Во множественном.

- Число – это постоянный признак или имена сущ. по числам изменяются? На этот вопрос найдите ответ на нашей карте.  

- Всегда ли изменяются?

Тестирование для самооценки с проверкой по эталону – 2 мин

 

  1. Можно ли изменить число имени существительного?

Да           нет  

 

  1. В каком числе может стоять имя существительное?

 

Единственном       нарицательном       множественном      двойном

 

  1. Выбери имя существительное, которое не изменяется по числам

Линейка         ножницы        пенал  

 

- Проверьте себя. У кого все правильно? Возьмите карту урока. Соедините с правильным ответом «ножницы». Какая отметка получилась? Покажите мне.

Рефлексия – 1 мин.

- Поднимите руку, кому на уроке было легко? Кто уверен, что все понял? Кто всречался с трудностями, но преодолел их?

 

Молодцы. Д-з нет, т.к. пятница.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_sushch_konspekt.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

 Единственное и множественное число имен существительных

Оргмомент – 1 мин

Поздоровались с гостями, садитесь.

У вас на столах лежит карта нашего урока.

Актуализация знаний – 7 мин

  • карточки со словами С САМОГО НАЧАЛА НА ДОСКЕ.

Какое слово лишнее? (глагол).

 К какой части речи относятся все слова?

Что такое имя существительное?

Раздели слова на собств. и нариц.?

Одушевл.и неодуш?

  • Выборочный диктант: мальчики одуш, дев – неодуш; 1 вариант собств, 2 вариант – нариц.

Россия, Анна, собака, картофель, Москва, учитель, Кирилл, пальто.

Фронтальная проверка.

(ЭКРАН – МАРШР ЛИСТ) Сколько ответов должно было быть? Найдем в маршрутном листе число 2 и обведем точку.

Тема и цели урока – 4 мин

  •  Переходим к новой теме. ЭКРАН. Я попрошу вас разделить на 2 РАВНЫЕ группы эти слова. Кто догадается?

- Кто догадался, какая тема урока? (слайд) Единственное и множественное число имен существительных.

- кто сформулирует правило? (имена существительные, которые обозн. один предмет…., два или много…)

- Чему будем учиться? (определять число, использовать в речи, грамотно писать)

- Найдите на нашей карте название признака имен существительных, о котором мы узнали. Соединим красным карандашом две точки.

Первичное закрепление – 2 мин

  1. На экране картинка - назовите, определите число. 2 раза – изменить число по моей просьбе. Сделаем вывод: имя сущ. изменяется по числам или число – постоянный признак? (ответ). Миша сделал важное научное наблюдение, оно важно: имя существительное изменяется по числам. Повтори…

Орфография – 7 мин

  1. Поупражняемся в изменении имен сущ. по числам. Что это? (нож) – ребенок на доске:

нож – ножи (не обсуждаем пока орфографию. Правильно ли? – хлопок)

гриб – грибы

шапка - шапки

пруд – пруды

прут – прутья

Какая орфограмма есть во всех словах первого столбика? Помогло ли нам изменение по числам проверить букву? (шапка – нет). Почему? (как было перед парным согласным, так и осталось). Какое проверочное слово подойдет? (шапочка). Почему?
Кто нашел и другие орфограммы?

Что интересного в последних двух словах? (слышатся одинаково, а пишутся по-разному). В каком числе? А во множественном? (этого нет)

- Найдите на карте пару слов, в которой действует это же правило. Проведем линию. В каком числе стоят имена сущ.? Измените число слов «код»? «Кот»?

Физкультминутка – 1 мин.

Еще поупражняемся и подвигаемся. Если я нызываю сущ. в ед. числе – приседаете, во множ. – тянетесь вверх

Стол, парта, двери, лампа, друзья, блюдце, блюдечко, блюдца, блюдечки, потолок, игра, деревья, обида, пятерка.

Словоупотребление – 6 мин

  1. На экране текст. Его автор торопился и допустил ошибки в употреблении сущ. в ед и мн. Числе. Найдите ошибки.

Интересная профессия – повар. Повары могут работать в ресторанах и кафе. Они готовят вкусное блюдо. Особенно интересно печь торта.

Запишем: повар – повара, торт – торты.

А что делать, если не знаешь, как правильно поставить имя сущ. во множ. Число? (словарь).

- В этом тексте есть одно имя сущ., которое нельзя изменить по числам. Какое? (Картинки – то это? Кафк, и это? – кафе). Найдем это интересное слово в нашей карте и проложим путь  к нему.

Дополнительные наблюдения – 3 мин

Штанины, штанина, ножницы, пальто, штаны, робот, роботы

- Найдем пары – ед. и мн. число одного и того же слова. Что заметили? Картинки… Кто сделает вывод? Что мы узнали об изменении имен сущ. по числам? (не все имена сущ. изменяются по числам)

Запишите образвоаннные пары. Подчеркнем зеленым буквы, за счет которых изменилось слово.

Дифференцированная самостоятельная работа – 7 мин

Стр. 61 упр. 105

Задание на выбор:

  1. Просто списать, вставляя пропущенную букву. Букву надо выделить.
  2. Списывать слова в два столбика.
  3. Синим карандашом подч. одуш., а красным имена собств. На полях – кружок!


Подведение итогов – 2 мин

- Какая тема урока?

- Приведите примеры сущ. в ед. числе.

- Во множественном.

- Число – это постоянный признак или имена сущ. по числам изменяются? На этот вопрос найдите ответ на нашей карте.  

- Всегда ли изменяются?

Тестирование для самооценки с проверкой по эталону – 2 мин

  1. Можно ли изменить число имени существительного?

Да           нет  

  1. В каком числе может стоять имя существительное?

Единственном       нарицательном       множественном      двойном

  1. Выбери имя существительное, которое не изменяется по числам

Линейка         ножницы        пенал  

- Проверьте себя. У кого все правильно? Возьмите карту урока. Соедините с правильным ответом «ножницы». Какая отметка получилась? Покажите мне.

Рефлексия – 1 мин.

- Поднимите руку, кому на уроке было легко? Кто уверен, что все понял? Кто всречался с трудностями, но преодолел их?

Молодцы. Д-з нет, т.к. пятница.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных. Моя Родина – Россия".

Урок обучения  распознаванию типа склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже)....

Методическая разработка Урок русского язык в 3 классе "Падежи имен существительных"

Урок демонстрирует реализацию современных образовательных технологий, направленных на развитие познавательных способностей обучающихся на уроках русского языка. Цель урока: создание условий для формир...

Методическая разработка. Урок русского языка в 3 классе: "Склонение имен существительных в косвенных падежах"

Технологическая карта урока русского языка Предмет: Русский языкКласс: 3УМК: начальная школа XXI века Тема: Склонение имен существительных в косвенных падежах.Тип урока: Объяснение нового ма...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном».

Методическая разработка урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном»....