Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "НЕ с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сергеева Тамара Павловна

УМК: Школа России

Тема: «Правописание частицы не с глаголами».

Тип урока:  урок  «открытия» знаний

Цель: формирование навыков правописания частицы не с глаголам

Задачи урока:

Обучающие :

  • знакомить учащихся с ролью частицы не в речи;
  • способствовать обогащению словарного запаса детей;
  • формировать орфографическую зоркость;
  • познакомить со словами-исключениями;

Развивающие:

  • развивать речь, мышление, навыки грамотного написания слов, умения подбирать проверочные слова, применять свои знания в нестандартной ситуации;

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся, настойчивость в достижении цели;
  • воспитывать интерес к занятиям русским языком.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

«Правописание частицы НЕ с глаголами»

Технологическая карта урока

 разработана учителем начальных классов

 МОУ «Измайловская школа»

Сергеевой Т.П.

УМК: Школа России

Тема: «Правописание частицы не с глаголами».

Тип урока:  урок  «открытия» знаний

Цель: формирование навыков правописания частицы не с глаголам

Задачи урока:

Обучающие :

  • знакомить учащихся с ролью частицы не в речи;
  • способствовать обогащению словарного запаса детей;
  • формировать орфографическую зоркость;
  • познакомить со словами-исключениями;

Развивающие:

  • развивать речь, мышление, навыки грамотного написания слов, умения подбирать проверочные слова, применять свои знания в нестандартной ситуации;

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся, настойчивость в достижении цели;
  • воспитывать интерес к занятиям русским языком.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник русского языка.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)Организационный момент

(1 – 2 минуты)

Психологический настрой.

- Доброе утро, дорогие ученики!

Начинаем урок русского языка.

Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут служить слова Л.Толстого (СЛАЙД 1):

«Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свой человеческое достоинство».

- Как вы понимаете эти строки?

- Сегодня нам с вами предстоит очень плодотворно потрудиться! Потрудимся?

Давайте пожелаем друг другу удачи, поделимся прекрасным настроением, улыбнитесь друг другу.

Учащиеся приветствуют учителя.

- Высказывания детей

- Дети улыбаются друг другу. Позитивно настраиваются на урок

2) Постановка цели и задач урока.

Мотивация и целеполагание

(7 минут)

От глаголов образовать формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Выделить приставки.

Читать, лепить, прыгать

Как изменятся по родам?

- А что бы узнать, о чём мы с вами будем разговаривать вам нужно решить кроссворд в группах (делит класс на группы по 4 человека)Приложение 1.

- Какое слово получилось по вертикали? (частица)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи (служебная часть речи), а точнее с частицей, которая стоит рядом с глаголами.

Повторяют предыдущий материал.

 Отгадывают кроссворд.

Подготовка к

основному этапу занятия

(5 минут)

- Давайте вспомним изученные части речи. Предлагаю поработать в парах.

Повторим правила работы в парах.

- На партах лежат таблички и карточки со словами  (на каждую пару учеников – одна таблица и одна карточка)

Карточки со словами:

  1. Побежал дорожка весенняя он под и не
  2. Прилетели не солнце синяя ты а за
  3. Птицы проскакал главная не я перед да

- Распределите данные слова в соответствующие столбики.

- Вспомните, что такое самостоятельные части речи. Что такое служебные части речи.

- Служебные части речи «обслуживают» самостоятельные части речи.

- Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, ни признаков.

- Выполним проверку. (СЛАЙД 2)  Оцените выполнение этого задания на листах самопроверки.

+ - все слова распределены верно;

+-  - 1-2 ошибки

-  - более 3 ошибок

- Какое слово у вас вызвало затруднение ?

- Как вы думаете, к какой части речи относится это слово?

- Найти ответ на этот вопрос мы сможем, отгадав кроссворд. (СЛАЙД 3)

Вопросы: 

1) Учащийся в школе. (Ученик)

2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения карандашей, ручек, перьев. (Пенал)

3) Коллективная поездка в театр, в музей, на выставку. (Экскурсия)

4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь. (Тетрадь)

5) Человек, занимающийся обучением детей в школе. (Учитель.)

6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. (Ранец)

7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования. (Карандаш).

- Какое слово получилось по вертикали? (частица)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей, которая стоит рядом с глаголами.

- Давайте заглянем в толковый словарь Ожегова и прочитаем определение. (СЛАЙД 4)

ЧАСТИ́ЦА, -ы, жен. В грамматике: 1) служебное слово, участвующее в образовании форм (напр. бы), оформляющее вопрос (напр. ли, разве) или отрицание (не, ни).

- Возьмите карточки с пословицами. Найдите в этих пословицах глаголы, подчеркните их.

  • После драки кулаками не машут.
  • В решете воду не удержишь.
  • Слезами горю не поможешь
  • Чего не знаешь – того не говори.
  • Шила в мешке не утаишь.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • На каждый роток не накинешь платок.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Семеро одного не ждут.

- Проверьте. (СЛАЙД  5)

- Возьмите лист самооценки. Напротив второго задания поставьте +, +-, -.  

( Если все глаголы подчеркнуты верно - + ; если допущена 1-2 ошибки – ставим +-, если допущено 3 и более ошибок – ставим -)

- Какая частица стоит перед глаголом?

- Верно, частица НЕ.

- Сформулируйте тему урока.

- Молодцы.

- Тема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами». (учитель пишет на доске тему )

- Сформулируйте задачи урока, опираясь на его тему, используя опорные слова на слайде.

1. Научиться находить и правильно писать … (частицу НЕ с глаголами)

2. Уметь применять правило …. (правописание НЕ с глаголами)

Повторяют правила работы в парах.

Работают в парах, определяют части речи слов, записывают в таблицу.

Выполняют проверку и оценку.

- Не.

- Предположения детей.

Дети разгадывают кроссворд.

Индивидуальная работа на карточках. Находят и подчёркивают глаголы в пословицах.

Проверка и оценка своей работы.

- Частица не.

- Правописание частицы не с глаголами.

Формулируют задачи урока.

Усвоение новых знаний и способов действия

(15 минут)

- Открываем тетради. Записываем число/ классная работа.

- В следующей строке посередине записали частицу НЕ.

- Будем составлять кластер. ( учитель с помощью карточек составляет на  доске, дети в тетради). Сделали пять стрелочек вниз.

- Подумаем, к какой группе частей речи отнесем НЕ. Почему?

- Если нельзя к слову поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит это какая часть речи?

 – Правильно, это служебная часть речи. Под первой стрелкой пишем «это служебная часть речи».

- Под второй стрелкой запишем, к какой части речи относится это слово.

- Верно, записываем «это частица».

- А теперь обратим внимание, как пишется эта частица с глаголами. Посмотрите на карточки с пословицами. Можете ли вы сформулировать правило?

- Послушайте стихотворение о глаголе и частице НЕ. В нем спряталось правило. Кто услышит его?

Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится 
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
В.Агафонов

- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице НЕ? Как пишется НЕ с глаголами?

- Под третьей стрелкой запишем «с глаголами пишется раздельно».

- Выпишите из этого стихотворения по 3 глагола с частицей НЕ. Над словами укажите части речи.

- Проверьте и оцените эту работу. (СЛАЙД 7)  На листе самооценки напротив третьего задания поставьте нужный  знак ( + - верно выписали три глагола, +-  - верно выписали только два глагола,  -  - верно выписали только один глагол).

- Выясним, какой смысловой оттенок частица НЕ придает глаголам.

- Добавьте к глаголам, которые я произнесу частицу не. Что у вас получится. (СЛАЙД 8)

  • ждут – не ждут
  • машут –не машут
  • идут – не идут
  • поют – не поют
  • летят – не летят

- Какой смысл придает глаголам частица НЕ?

- Действительно, частица не выражает отрицание.

- Под четвертой стрелкой запишем «придает отрицательный смысл».

- (СЛАЙД 9)  Прочтите слова. Какие слова вам знакомы? Что они обозначают?

  • Недоумевать – это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.
  • Негодовать – это значит сомневаться, удивляться.
  • Неистовствовать – это значит находиться в болезненном состоянии.
  • Неволить – это значит находиться в состоянии нездоровья.
  • Недомогать – это значит злиться, беситься.
  • Нездоровится – это значит выражать неудовольствие.

- Почему эти глаголы написаны слитно с НЕ?

- Верно, это слова-исключения. В этих словах НЕ – это приставка.

- Эти слова пишутся с НЕ слитно.

- Под пятой стрелкой запишем «слова-исключения». В этих словах выделим приставку.

Физкультминутка.

- Все дружно встали!

- Сейчас я произнесу глаголы в утвердительной форме, а вы в отрицательной форме.

Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как ведут себя дети, когда капризничают?

Буду – не буду!

Могу – не могу!

Хочу – не хочу!

Стану – не стану!

Кричу – не кричу!

-Сели. Продолжаем работу. (СЛАЙД 10)

- Прочтите предложения

  • Здоровье за деньги купишь.
  • Кашу маслом испортишь.
  • Ложь человека красит.

- Согласны вы с этими высказываниями?

- Что надо изменить в них, чтобы они стали верными?

- Запишите эти предложения в тетрадь. Укажите частицу и глагол.

- Прочитайте, что получилось.

- Как изменился смысл глаголов с частицей НЕ? А смысл пословиц?

- Проверяем и оцениваем это задание в листах самооценки ( + - три пословицы записаны верно, +-  - две пословицы записаны верно,  -  - одна пословица записана верно).

- А сейчас поработаем в тренажерах.

- Открываем стр. 80, задание 1, 2.

Ряд учеников выполняет задание № 2 (1). Списываете предложения, вставляя пропущенные буквы и частицу не перед глаголами (повышенный уровень).

Остальные дети выполняют задание № 1. Записываете данные глаголы с частицей не, объясняете, какое правило применяете при выполнении задания.  Первое слово запишем вместе, один ученик на доске.

- Проверяем эти задания (СЛАЙД 11, 12)  и оцениваем свою работу в листах самооценки. (+ - задание выполнено верно, нет ошибок; +-   - допущено 1-2 ошибки; -  - допущено более 3 ошибок).

- Молодцы! А теперь давайте вернемся к первому заданию нашего урока, к таблице с частями речи.

- Одно слово вызвало у вас затруднение. Применяя новые знания, давайте определим, к какой части речи относится это слово.

- Верно.

- Что на месте вопросительного знака мы запишем? (СЛАЙД 13)

 

 

Работа в тетрадях.

Составляют вместе с учителем кластер.

- Частица.

Формулируют правило.

Слушают стихотворение.

 

Ещё раз закрепляют правило: частица не с глаголами пишется раздельно.

Выписывают глаголы с частицей не.

Проверка и оценка работы.

Называют слова с частицей не.

- Это слова – исключения.

Работа с кластером.

Выполняют физкультминутку.

Читают предложения.

- Нет.

Выполняют задание в тетради.

- Глаголы приобрели отрицательный смысл.

Проверка и оценка задания.

Ученики выполняют задание в тренажёре с объяснением.

Проверка и оценка задания.

Закрепление, обобщение и систематизация знаний

(10 минут)

Контрольное списывание

-Спишите текст, в котором есть глаголы с частицей не , выделите их

ОСЕНЬ НА ВОДЕ Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замёрзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Не спят одни рыбы. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. Толкаются, кружатся рыбки, борются за пищу. Посмотришь через минуту — ничего не увидишь. Спокойная тёмная вода.

Читают текст.

Внимательно списывают.

Контроль и самопроверка знаний

(5 минут)

-Над какой темой мы с вами работали?

Что такое не?

- Как нужно писать частицу не с глаголом?

- Для чего служит частица не?

- Какие есть исключения? Почему пишутся слитно? (ненавидеть, негодовать, неволить, недоумевать)

 Отвечают на вопросы.

Рефлексия

(2 минуты)

Лестница успеха.

Д/з: стр.125, упр.227

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Приложение 1.

1) Учащийся в школе. (Ученик)

2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения карандашей, ручек, перьев. (Пенал)

3) Коллективная поездка в театр, в музей, на выставку. (Экскурсия)

4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь. (Тетрадь)

5) Человек, занимающийся обучением детей в школе. (Учитель.)

6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. (Ранец)

7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования. (Карандаш)

1

2

3

4

5

6

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку ФГОС по теме: «Не с глаголами».

Технологическая карта урока по русскому языку ФГОС по теме: «Не с глаголами». Ф.И.О. Апендеева И.А. Предмет: русский язык Класс: 5 Тип урока: освоение нового материала. Автор: А.Д.Шмелев, Э.А....

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс " I и II спряжение глаголов" программа Школа 2100

На уроке ученики знакомятся с  понятием "спряжение глагола", занимательные задания и  иллюстрации  помогают запомнить отличительные признаки двух спряжений....

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс. Тема " Неопределенная форма глагола"

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО УМК "Перспектива"...