Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся вида РАС (8.2) 1 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс)

Эттына Владелина Геннадиевна

Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции. 

Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика».

Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.

В 1 классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:

уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

  • формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
  • коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
  • формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
  • развитие навыков устной коммуникации;
  • формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

На уроках русского языка ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ras_russkiy_1_klass.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………….………..3
  2. Общая характеристика учебного предмета…………………………………………………………………………………3
  3. Описание места предмета в учебном плане…………………………………………………………………………..…….4
  4. Содержание учебного курса…………………………………………………………………………………………..……..4
  5. Планируемые результаты освоения программы……………………………………………………………………………5
  6. Календарно – тематическое планирование…………………………………………………………………………………7
  7. Материально техническое обеспечение……………………………………………………………......................................10

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Овладение основами русского языка для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как:

  • выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
  • особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
  • боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
  • ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
  • специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
  • низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.

Общая характеристика учебного предмета.

Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.  

Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика».

Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.

В 1 классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:

уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

  • формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
  • коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
  • формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
  • развитие навыков устной коммуникации;
  • формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

На уроках русского языка ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.

Место курса в учебном плане.

На изучение предмета «Русский язык» в отводится по 5 часов в неделю, курс рассчитан на 165 часов (33 учебные недели).

Содержание учебного предмета «Русский язык» разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами:

1) подготовка к усвоению грамоты, включающий подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения. подготовка к усвоению первоначальных навыков письма и Речевое развитие

2) обучение грамоте представлен букварным периодом.

Содержание учебного предмета

Разделы курса

Темы

Добукварный период

Развитие зрительных и пространственных восприятий. Выкладывание и называние цветных полосок/предметов по образцу учителя. Составление из полосок схематичного изображения знакомых предметов по образцу учителя. Выкладывание, с опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок различного цвета и величины. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами. Подбор одинаковых фигур разного цвета или различной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета. Составление из геометрических фигур знакомых предметов. Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения слева на право, в заданном порядке; в заданном направлении. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей (не более 2-3). Выкладывание картинки по образцу. Развитие слухового внимания. Различие звуков окружающей действительности, их узнавание. Дифференциация неречевых звуков. Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками.

Слово

Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Четкое различие предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графических схем.

Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение

Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий. Фиксация предложения условно-графическим изображением.

Составление предложений из 2 – 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку. Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения. Деление предложения на слова, фиксация их условно-графической схемой и последующим «чтением».

Часть слова (слог)

Деление двусложных слов на части. Выполнение упражнений на произнесение слов по слогам.

Звук

Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Отработка вместе с учителем четкого и выразительного произношения на материале коротких 4  стихотворений, чистоговорок и т.д.

Дифференциация сходных звуков. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на картинку, предмет.

Развитие моторных умений

 Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев. Развитие умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом. Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном. Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями.              

Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчлененных структур (без названия и соотнесения со звуком). Нахождение буквы среди других букв, наложение одинаковых букв, объединение одинаковых букв, разных по размеру/цвету, складывание предъявленной буквы с помощью учителя из полосок/палочек.

Букварный период

 Изучение звуков и букв. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Предметные результаты АООП по русскому языку включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП по русскому языку определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

  • пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
  • правильно держать ручку;
  • раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
  • дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
  • составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
  • определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
  • делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
  • определять первый звук в слове;
  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы.
  • писать изученные буквы, слоги, слова;

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:

  • принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;
  • положительное отношение к школе;
  • развитие мотивации к обучению;
  • развитие элементарных представлений об окружающем мире;
  • овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • развитие положительных свойств и качеств личности.

При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:

  • пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
  • правильно держать ручку;
  • раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
  • дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
  • составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
  • определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
  • делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
  • определять первый звук в слове;
  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
  • писать изученные буквы, слоги, слова.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс.

урока

Дата

план

Дата факт

Тема урока

Кол-во

 часов

Планируемые результаты

1-3

Цвета. Описание и сравнение предметов по цвету.

3

  • пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
  • правильно держать ручку;
  • раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
  • дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
  • составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
  • определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
  • делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
  • определять первый звук в слове;
  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать все буквы.  
  • писать изученные буквы, слоги, слова.

4-5

Неречевые звуки.

2

6-7

Дифференциация неречевых звуков.

2

8-11

Речевые звуки. «Угадай чей голос»?

4

12-13

Дифференциация речевых и неречевых звуков

2

14-17

Письмо прямых вертикальных линий

4

18-21

Письмо прямых горизонтальных линий.

4

22-25

Письмо прямых наклонных линий

4

26-27

Слово. Знакомство с условно-графическим изображением. Штриховка и обводка.

2

28-29

«Чтение» слов по условно-графическим изображениям. Штриховка и обводка.

2

30-32

Дифференциация предмета и слова. Письмо палочек с закруглением внизу.

3

33-35

Называние окружающих предметов с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо палочек с закруглением вверху.

3

36-38

Называние предметов на картинке с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо прямых и закругленных палочек.

3

39-40

Дифференциация слов, сходных по звучанию. Письмо прямых и закругленных палочек.

2

41-43

Повторение изученного за I четверть.

3

44-45

Предложение. Знакомство с условно-графическим обозначением. Коррекция письма.

2

46-47

Фиксация предложений условно-графической схемой.

2

48-51

Составление предложений из 2 слов на основе действия. Письмо овалов.

4

52-54

Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо овалов.

3

55-58

Составление предложений из 3 слов на основе действий. Письмо овалов

4

59-61

Составление предложений из 3 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо полуовалов.

3

62-63

«Чтение» предложений по схеме. Письмо полуовалов.

2

64-65

Деление предложений на слова. Письмо полуовалов.

2

66-69

Деление двусложных слов на части. Коррекция письма

4

70-71

Обозначение частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением».

2

72-73

Дифференциация односложных и двусложных слов. Письмо овалов и полуовалов.

2

74-76

Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу.

3

77-78

Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу.

2

79-80

Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной с петелькой вверху.

2

81-82

Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука. Письмо наклонной с петелькой вверху.

2

83-84

Повторение материала, изученного за II четверть.

2

85-86

Повторение материала, изученного за I полугодие.

2

87-88

Выделение первого согласного звука в слове. Коррекция письма.

2

89-90

Выделение первого согласного звука в слове.

2

91-92

Определение наличия/отсутствия заданного согласного звука в слове.

2

93-94

Подбор слов, начинающихся с заданного звука.

2

95-96

Звук и буква А. Письмо элементов буквы а.

2

97-98

Звук и буква А. Письмо строчной и заглавной буквы а.

2

99-100

Звук и буква У. Письмо элементов буквы у

2

101-102

Звук и буква У. Письмо строчной и заглавной буквы у

2

103-104

Письмо слогов ау, уа

2

105-106

Звук и буква М. Письмо элементов буквы м.

2

107-108

Звук и буква М. Письмо буквы м.

2

109-111

Письмо слогов ам, ум.

3

112-114

Письмо слогов ма, му.

3

115-116

Звук и буква О. Письмо буквы о.

2

117-118

Звук и буква О. Письмо изученных букв и слогов с ними.

2

119-120

Письмо слогов ам, ум, ом.

2

121-122

Письмо слогов ма, му, мо.

2

123-127

Повторение материала, изученного за III четверть.

5

128-129

Звук и буква С. Письмо буквы с.

2

130-132

Письмо слогов с изученными буквами.

3

133-134

Письмо слогов ас, ус, ос.

2

135-136

Письмо слогов са, су, со.

2

137-140

Письмо слов из двух слогов (мама, муму, оса).

4

141-143

Звук и буква Х. Письмо элементов буквы х.

3

144-146

Звук и буква Х. Письмо буквы х.

3

147-149

Письмо слогов ах, ух, ох.

3

150-152

Письмо слогов ха, ху, хо.

3

153-155

Письмо слов их двух слогов ( ухо, уха, муха)

3

156-157

Коррекция письма

2

158-159

Повторение материала, изученного за II полугодие.

2

160-165

Повторение материала, изученного за год.

6

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения  образовательного  процесса.

  1. С. В. Комарова «Речевая грамматика» 1 класс.
  2. Прописи; рабочие тетради на печатной основе;
  3. Дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
  4. Технических средств обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; компьютер с программным обеспечением; слайд-проектор; экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 4 классе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида

Программа составлена на учебный год и содержит коррекционные задачи на кждый урок...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 – 2018 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпо русскому языкудля учащихся с задержкой  развития, обучающихся интегрировано в 1 классена 2017 – 2018 учебный год...

«Адаптированная рабочая программа по русскому языку вида 7.2»

Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потре...

Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс (третий год обучения) для обучающейся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариан...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе ( 102 часа)

Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями из...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...