Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание непроизносимого согласного в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Герасимова Мария Александровна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_3_klass_gerasimova_m.a._1.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 к уроку русского языка в 3 классе

 УМК «Школа России»

Учитель: Герасимова Мария Александровна

Тема: «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова»

Тип урока:  урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель: совершенствовать умение проверять и писать слова с непроизносимыми согласными в корне; отрабатывать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными.

Основные термины, понятия: непроизносимые согласные

Формы и методы, применяемые на уроке:

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: упражнения по углублению практических умений и навыков

Используемые приемы оценивания: самооценивание, рефлексия

Технологии: системно-деятельностный подход, элементы развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии

Ресурсы урока: интерактивная доска Smart, раздаточный материал (карточки с упражнениями), карточки Алгоритм проверки слова

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- наблюдение за способом проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов, в которых нет непроизносимого согласного;

- умение пошагово применять алгоритм действия при проверке слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки  слов, в которых нет непроизносимого согласного.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, сопоставлять работу с образцом, вносить коррективы в действия.

Познавательные УУД: овладение алгоритмом действия при проверке слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов, в которых нет непроизносимого согласного, осуществление анализа.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.

Личностные:

восприятие русского языка как явления национальной культуры. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок.

Начинаем наш урок.

Запишите в тетрадь число, классная работа (на доске)

Проверяют готовность к уроку

Настраиваются на работу на уроке.

  1. Мотивационная познавательная деятельность

- Как вы думаете, для чего человеку необходимо знать языки, уметь на них говорить? (Для общения с другими людьми, для чтения книг, для путешествий) (Слайд 1)

- Ребята, а какие языки, кроме русского языка вы изучаете дополнительно? (английский, китайский)

- Важно ли уметь грамотно говорить и писать на любом языке? Для чего? (Важно, так как грамотного человека уважают, понимают его речь.)

- К нам на урок пришел сказочный герой. (Слайд 2)

Она в стране чудес была

Где кот Чеширский улыбался

И постепенно, вот дела

Под разговоры испарялся

И в Зазеркалье как-то раз

Она ходила Белой Пешкой…

Наверняка любой из Вас

Мне назовёт её без спешки.

Кто это? Из какой сказки героиня? (Алиса в Стране чудес, Алиса в Зазеркалье)

- А знаете ли вы, кто придумал нашу героиню? (Льюис Кэрролл) (Слайд)

- Автор сказки Льюис Кэрролл - англичанин, как вы думаете, на каком языке говорят его герои? (на английском).

- Алиса говорит по-английски, но благодаря писателю Борису Заходеру, который перевел книгу на русский язык, она умеет говорит по-русски. (Слайд 3)

- Алиса пришла к нам на урок потому, что очень хочет научиться не только грамотно говорить, но и писать по-русски.

- Вот какое письмо Алиса написала своей старшей сестре после приезда в наш город:

«Я приехала в Санкт-Петербург. Погода здесь часто ненасная. Сонце появляется редко. Но на серце у меня радосно. Я встретила новых друзей. Передавай привет Кролику и Чеширскому коту». (Слайд 4)

- Ребята, можно ли оправить такое письмо? (Алиса допустила ошибки в написании слов)

- Назовите слова, в которых допущены ошибки.

- Какая орфограмма объединяет данные слова? (непроизносимые согласные)

- Давайте определим тему урока. Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить? (о правописании слов с непроизносимым согласным звуком) (Слайд 5)

- Чему будем учиться? (Будем учиться без ошибок писать слова с непроизносимыми согласными, учиться проверять написание по алгоритму)

Отвечают, высказывают предположения

Отгадывают загадку (Алиса)

Находят слова с ошибками: ненастная, солнце, сердце, радостно

Определяют тему урока.

Определяют задачи урока.

  1. Актуализация необходимых знаний

- К письму Алисы мы вернемся в конце урока.

- Чтобы помочь ей справиться с проблемой написания непроизносимых согласных в словах, поделитесь вашими знаниями.

- Что же вы узнали о непроизносимых согласных на предыдущих уроках.

Игра «Дополни предложение»: (Слайд 6)

1. Когда в слове встречается сразу 3 или 4 согласных звука, один из них не ….. (произносится), однако буквой эти звуки обозначаются.

2. Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук – это  …. (орфограмма).

3. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать …. (однокоренное) слово, в котором этот согласный звук будет произноситься (как?)…. (отчетливо), или в слове после согласного звука будет следовать … (гласный) звук.

4. Если орфограмма непроверяемая, то нужно … (запомнить) написание слова или обратиться к .. (словарю).

- Итак, теоретические знания у нас с собой. Давайте будем учиться их применять на практике.

 

Отвечают (фронтальная работа)

 

  1. Организация познавательной деятельности

- У Алисы возник вопрос, бывает ли так, что нам кажется, что непроизносимый звук есть, а на самом деле его нет? (Да, такие слова есть в русском языке)

Покажем Алисе примеры таких слов. Выполним первое упражнение, поработаем в парах.

Прием «Классификация» (Приложение 1)

- Прочитайте слова на карточке №1 и разделите их в 3 группы: в первую -  слова с проверяемым непроизносимым согласным звуком в корне, во вторую – с непроверяемым, а в третью – слова, где непроизносимого согласного нет.

  Ужас?ный, ус?ный, чу?ство,  опас?ный, лес?ница,  небес?ный, радос?ный, счас?ливый, прекрас?ный, прелес?ный, грус?ный,  интерес?ный

- Столбики обозначим зеленой ручкой знаками +, ! и  - (Слайд)

- Выполним разбор слова «ужасный» вместе для образца.

- По какому алгоритму будем действовать? (карточки со словами на доске)

1. Читаю слово.

2. Проверяю. Подбираю однокоренное слово, в котором звук слышен отчетливо или после согласного следует гласный звук.

3. Слушаю, произносится ли согласный отчетливо или его в слове нет.

3. Делаю вывод, какую букву писать (или не писать) в корне и записываю слово в нужный столбик. (Карточки с алгоритмом на доске)

- Ужасный. В каком звукосочетании есть сомнение? [cн]

- Нужно ли писать букву Т?

- Подбираем однокоренное слово (ужасен), слушаем

- Делаем вывод: в слове не слышен отчетливо звук [т], значит буква Т в этом слове не пишется.

- В какой столбик запишем слово ужасный? (в третий)

- Проверим выполненную работу. Если допущена ошибка, укажите стрелкой, в какой столбик нужно было отнести слово и исправьте написание слова. (Слайд 7)

- Оценим работу в парах. Кто справился без ошибок, на полях рисует радостный смайлик. 1-3 ошибка– думающий смайлик. Больше 3 ошибок – грустный.

- В паре работать хорошо, а сейчас каждый поработает самостоятельно.

Прием «Выборочный диктант». (Приложение 2)

- Я буду читать предложения, а вы выберете и запишете только слова с орфограммой с непроизносимым согласным звуком в корне через запятую.

Шерстка мягонькая, а коготок остер. Мороз и солнце, день чудесный! Лучше поздно, чем никогда. Будет и на нашей улице праздник. Была тихая-тихая звёздная ночь. Под ногами хрустнула ветка.

- Проверим (на доске слова), докажем, что именно эти слова нужно было записать. (Слайд 8)

- Допишите слова, если вы их пропустили. Подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный звук.

- Выделите значимую часть слова, в которой находится орфограмма непроизносимый согласный. (корень)

- Разберем слово звёздная по составу.

- Если вы услышали все слова, записали их и не ошиблись, на полях нарисуйте радостный смайлик.

- Если записали только 4-5 слов или записали слова с ошибкой – думающий смайлик.

- Если записали 3 или менее слов – грустный смайлик.

- Поднимите руку, кто справился без ошибок?

Ответы

Работа в парах

Называют пункты алгоритма.

Работают в парах, анализируют, записывают слова в тетрадь.

Читают слова, называют проверочные, подчеркивают буквы, обозначающие непроизносимые согласные.

Самооценка

Рефлексия

Записывают слова

Проверяют, доказывают

Исправляют ошибки

Называют, выделяют корень

Выполняют разбор по составу

Самооценка

ФИЗМИНУТКА

Мир волшебный — зазеркалье — (руки развести в стороны)

дверь внезапно распахнул. (вращаем руками)

Ой, куда же мы попали? (наклоны)

В незнакомую страну! (потянуться вверх)

Кролик здесь и Королева. (повороты головой)

Где тут право, где тут лево? (рука вправо, рука влево)

Что тут дальше, что тут ближе? (наклоны вперед, назад)

Это выше или ниже? (руки вверх, вниз)

Далеко или не близко? (потянуться вперед за руками)

И куда вдруг кот исчез? (пальцы сжать, разжать несколько раз)

Путешествует Алиса (шаги на месте)

по стране своей чудес. (вдох, потянуться, на выдохе опустить руки вниз)

  1. Организация познавательной деятельности

- Продолжим работу по теме урока.

Игра «Составь слово из слогов». (Приложение 3)

Выберите карточку с уровенем сложности:

Базовый уровень: в задании слова разбиты на слоги в 2 – 3 столбика по порядку.

Повышенный уровень сложности: слова разбиты на слоги, которые записаны в произвольном порядке.

Слова: известный, тростник, яростный, завистник, гигантский, доблестный, властный, солнце, капустный, наездник.

Из-вест-ный  трост-ник я-рост-ный за-вист-ник ги-гант-ский до-блест-ный власт-ный солн-це ка-пуст-ный на-езд-ник

Составьте слова и запишите их в тетрадь.

- Проверим результаты работы в парах. Называйте друг другу по очереди слова, если такое слово есть, ставьте над ним +. Проверьте друг у друга правильность написания слов.

Сверьте с образцом.

На доске записаны правильные ответы после взаимопроверки. (Слайд 9)

- Если справились с базовым заданием без ошибок, нарисуйте радостный смайлик, а кто выполнил без ошибок задание повышенной сложности – радостный смайлик с восклицательным знаком.

Допустили 1-3 ошибки – думающий смайлик.

Допустили более 3 ошибок – грустный смайлик.

Приём «Исправь ошибки» (Приложение 4)

- Пришло время вернуться к тому, с чего начался наш урок.

- Возьмите карточку, на которой написано письмо Алисы. Вспомните, в начале урока мы нашли слова с ошибками. Подчеркните эти слова.

- Давайте вместе обсудим, как исправить ошибки, которые допустила Алиса.

- Проверьте написание непроизносимого согласного.

- В тетради запишите сначала проверочное слово, а затем слово с непроизносимым согласным, подчеркните в словах букву, обозначающую непроизносимый согласный и букву, обозначающую звук, который мы которую отчетливо слышим в проверочном слове.

- Сделаем вывод: как пишутся корни? (корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

Индивидуальная работа. Анализируют, составляют и записывают слова.

Ответы

Взаимопроверка.

Читают, проверяют, записывают

  1. Подведение итогов

- Подведем итог.

- Назовите тему нашего урока.

- Чему мы учились?

- Алиса так внимательно слушала, всё, о чем мы сегодня говорили. Она очень вам благодарна за новые знания и приглашает познакомится с ней поближе. Узнать о ее приключениях вы можете в книге Л. Кэрролла. (Слайд 10)

Отвечают

6. Рефлексия

- Ребята, а кто считает, что сегодня с пользой провел время на уроке?

- Оцените свою работу сегодня лесенкой успеха в тетради. Насколько вы сегодня были активны на уроке, удалось ли удавалось ли на уроке решать все поставленные задачи?

- Если все смайлики у вас сегодня радостные, то сегодня ваша звездочка загорится на верхней ступеньке. Это значит, что вы справились со всеми заданиями, успешно применяли на практике теоретические знания, молодцы.

- Если вы получали 2 или 3 грустных смайлика, то звёздочка - на нижней ступеньке. Сегодня не всё получилось, значит, нужно уделить больше времени работе с данной орфограммой, повторить, потренироваться.

- У остальных ребят звёздочка зажжется на средней ступеньке. Это значит, что сегодня вы работали хорошо, но не смогли применить все знания на практике. Возможно, что кто-то был очень близок, получив 2 радостных смайлика, чтобы оказаться на верхней ступеньке.

- Поднимите руку, у кого звездочка на верхней ступеньке? У кого на средней? Кто сегодня остался на нижней ступеньке?

- Что можно посоветовать друг другу? (Быть на уроке активными, внимательными, тренироваться дома, тогда всё получится)

- Я считаю, что каждый из вас сегодня стал на ступеньку ближе к успеху в овладении русским языком, а значит, стал более грамотным.

Домашнее задание стр. 120 упр.  231

- Урок окончен.

Самооценка (в тетради рисуют лесенку успеха)

Приложение 1

Задание 1 «Классификация»

Разделите слова в три группы:

в первую (+) -  слова с проверяемым непроизносимым согласным звуком в корне,

во вторую (!) – с непроверяемым непроизносимым согласным,

в третью (-) – слова, где непроизносимого согласного нет.

Ужас?ный, ус?ный, чу?ство,  опас?ный, лес?ница,  небес?ный, радос?ный, счас?ливый,

прекрас?ный, прелес?ный, грус?ный,  интерес?ный.

Приложение 2

Задание 2 «Выборочный диктант»

Шерстка мягонькая, а коготок остер. Мороз и солнце, день чудесный! Лучше поздно, чем никогда. Будет и на нашей улице праздник. Была тихая-тихая звёздная ночь. Под ногами хрустнула ветка.

Приложение 3

Задание 3 «Составь слово»

Составь слова

(базовый уровень)

ный

вест

из

ник

трост

я

ный

рост

за

вист

ник

гант

ги

ский

блест

ный

до

ный

власт

це

солн

ник

на

езд

пуст

ный

ка

Составь слова

(уровень повышенной сложности)

из

ник

ный

трост

вест

я

вист

ный

за

рост

ник

ги

блест

ский

до

гант

ный

власт

це

ный

солн

пуст

ный

ка

езд

ник

на

Приложение 4

Задание 4 «Письмо Алисы»

Я приехала в Санкт-Петербург. Погода здесь часто ненасная. Сонце появляется редко. Но на серце у меня радосно. Я встретила новых друзей. Передавай привет Кролику и Чеширскому коту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Непроизносимые согласные в корне слова". 3 класс

Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.   Тип урока: открытие нового знания.   Технология деяте...

Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова

Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....

Урок русского языка 2 класс "Непроизносимые согласные в корне слова"

Цель: Формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.  Задачи: Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случ...

Конспект урока русского языка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс.

Развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова,  находить в словах эту орфограмму и объяснять написание....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Непроизносимые согласные в корне слова."

Презентация к уроку русского языка в 3 классе, УМК "Школа2100"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Непроизносимые согласные в корне слова"

познакомить детей с непроизносимыми согласными;учить находить непроизносимую согласную в словах;воспитывать интерес к русскому языку и чтению....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Значимые орфограммы в корне слова"

Урок посвящён отработке таких орфограмм как: безударная гласная, парный согласный , непроизносимый согласный....