Конспект по русскому языку . Тема: «Закрепление знаний. Правописание изученных орфограмм». 9 класс
план-конспект урока по русскому языку

Закрепление знаний, учащихся по теме: «Грамматические категорий глаголов»;выявление пробелов в знаниях учащихся по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_znanii._pravopisanie_izuchennykh_orfogramm.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Класс: 9 Б класс

 Тема урока: «Закрепление знаний. Правописание изученных орфограмм».

Этап обучения по данной теме: обобщение и систематизация знаний (закрепление)

Цель: Закрепление знаний, учащихся по теме: «Грамматические категорий глаголов»; выявление пробелов в знаниях учащихся по данной теме.

Задачи:

1.  Образовательные:

- учить применять на практике полученные знания;

- совершенствовать навыки правописания глаголов.

2. Воспитательные:

- способствовать воспитанию интереса к урокам письма и развития речи, аккуратности, самостоятельности;

3. Коррекционно-развивающие:

- развивать познавательную деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении, обобщении, установлении причинно-следственных связей;

- способствовать развитию памяти на основе упражнений на запоминание, припоминание, воспроизведение;

- развивать связную устную речь через пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса при работе с пословицами;

- развивать связную письменную речь при работе с текстом. 

Используемые методы:

1.Наглядные методы (демонстрация, показ, действия со схемами и таблицами и др.)

2.Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником и др).

3.Практические методы (показ способа действия, алгоритма решения, практикум, упражнения и др).

4.Методы контроля и самоконтроля.

5.Методы формирования личностных результатов.

Используемые образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ:

 1.Личностно-ориентированные технологии (автор Якиманская Я.С.).

 2. Технологии сотрудничества (Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества), (автор Е.Н.Ильина, Ш.А.Амонашвили).

 3. Технологии индивидуального (автор А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков)  и дифференцированного обучения (автор В.В.Воронкова, В.В. Фирсов, Н.П. Гузик).

Оборудование: Раздаточный материал, видеопроектор, электронная доска, ноутбук.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Цель:

положительная мотивация учащихся к учебной деятельности, активизация мыслительной деятельности учащихся.

Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

 (слайд1)

— Звенит звонок. И все мы рады оказаться в царстве языка.

И снова в поиске нам находится надо,

Ведь много неизвестных тем пока.

-Для чего вы здесь присутствуете?

- Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться.

- Подберите и назовите глаголы на тему «Урок письма и развития речи».(слайд2)

Получать новые знания.

Обучающиеся называют глаголы

(слушаю, пишем,...) (устно)(пишу, списываю, говорю, пересказываю, отвечаю, рассказываю..)

Личностные: формирование

мотивации

к учебной деятельности

2. Проверка домашнего задания.

Цель: повторить правописание падежных окончаний существительных.

- Дома вам надо было заполнить таблицу. (слайд 3-4). При работе пользоваться вспомогательной таблицей падежных окончаний.

- Проверяем и исправляем ошибки.

(Приложение1)

Оценки.

3. Словарно-орфографическая работа. 

Цель: повторить изученные словарные слова, совершенствовать умение подбирать однокоренные слова, определять часть речи.

- Записываем дату в тетрадях.

Минутка чистописания.(слайд 5)

Словарная работа (слайд 6)

Учитель диктует слова

Россия, конфликт, беречь, население, сбербанк, мужество, отдых, кафе.

- Проверка

- Определите части речи.

-Какое слово лишнее?  Почему оно лишнее? Подобрать однокоренные слова (устно)

Обучающиеся записывают слова на доске и в тетрадях в соответствии с заданиями учителя, объясняют их правописание, определяют части речи;

затем называют слово, которое является изучаемой частью речи – глаголом.

Коммуникативные: уметь

делать вывод на

основе обобщения

Развитие речи учащихся

4. Обобщение по теме.

Целеполагание.

Цель: обобщить и систематизировать знания, обучающихся по теме «Глагол»;

учить применять на практике полученные знания,

совершенствовать навыки правописания глаголов.

Физкультминутка.

  1. Определите тему урока

- Среди огромного количества слов русского языка глагол занимает особое место. В окружающем мире нет ничего, чего нельзя было бы выразить глаголом.

- Сегодня на уроке мы обобщим знания о глаголе, о его значении, употреблении в нашей речи и о правилах правописания.

  1. Запись на доске и в тетрадях.
  2. Постановка цели запись на доске.

2.  Опрос.

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы он отвечает?

- Приведите примеры.

3.– Вернемся к словарным словам и составим предложения с некоторыми из них (устно) составим предложение.(слайд7)

Учителю, было тяжеловато, но мы все

старались ее беречь.

Мальчику купили новый спортивный костюм и просили его беречь.

Разбор предложения по частям речи.

4. – Глагол БЕРЕЧЬ употреблен в какой форме?

- Когда еще глаголы в неопределенной форме пишутся с Ь? (Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? В глаголах, оканчивающихся на -ть,пишется мягкий знак. Сложно допустить ошибку в написании этих слов, ведь у них на конце слышится мягкий согласный звук, а мягкий знак, как известно, служит показателем мягкости согласных.) (слайд 8)

5.Прочитайте слова на карточках.

ПОМОЩЬ, ПЕЧКА, СТРИЖКА, ЦВЕТ, ЧИСТКА, ГРУЗ, ПРЫЖОК

- Какой частью речи являются эти слова?

- Подобрать родственные этим существительным глаголы неопределенной формы.

- Приведите пример глагола н.ф. с частицей – ся (устно)

-Сядьте! - встают

-Стойте! - бегут на месте

-Откройте глаза! - закрывают глаза

-Опустите руки! - поднимают руки

-Молодцы!

-а теперь потянулись, напряглись, расслабились, покрутились-повертелись,

выпрямились, сели.

6. Употребление НЕ с глаголами.

- Как придать действию отрицательное значение? (добавить к глаголу частицу НЕ)

- Проговорите правило правописания частицы НЕ с глаголами. (Слайд 9)

Наш родной язык богат пословицами.

- Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

 – Послушайте пословицы.

-  К глаголам подберите противоположные по значению. Запишите их парами.

По одежке встречают, по уму (провожают)

 Когда голова работает, язык (отдыхает).

Ласточка день начинает, а соловей (заканчивает).

- в каком времени стоят глаголы?

- Что можете сказать о глаголе настоящего времени?

7.Роль глаголов в речи. Упражнение «Оживи картинку». (слайд 10)

-Прочитайте текст. Вставьте в каждое предложение глаголы.

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

(Наступила ночь. Маленькая деревушка уснула. Погасли огни. Шумит ветер. Качаются одинокие деревья. Пошел снег. Чернеет бесконечное поле.)

-Почему именно эти слова «оживили» картинку? (Эти слова обозначают действия).

Глаголы делают нашу речь богаче, глаголами можем выразить окружающий нас мир.

8.Обобщение знаний о времени глагола. 

Коррекционное упражнение «Найди глаголы». (Слайд 11)

Пришла весна. Скоро все деревья оденутся в зеленый наряд. Прилетят птицы и построят себе гнезда. Звери выйдут из своих нор. С крыш свисают сосульки. На солнце они блестят, и тают, тают, как будто плачут. Струится по ним вода – и капает, капает.

- Назовите действие предметов, которое происходит СЕЙЧАС.

- На какой вопрос отвечают эти слова? ЧТО ДЕЛАЕТ?

- Как называется время, обозначающее действие, которое происходит сейчас? (настоящее время).

- Назовите действие предметов, которое происходило ВЧЕРА.

- На какой вопрос отвечают эти слова? ЧТО ДЕЛАЛ?

- Как называется время, обозначающее действие, которое происходило вчера? (прошедшее время).

- Назовите действие предметов, которое будет происходить ЗАВТРА

- На какой вопрос отвечают эти слова? ЧТО СДЕЛАЕТ?

- Как называется время, обозначающее действие, которое будет происходить завтра? (будущее время) (Слайд 12)

Задание: Выпишите глаголы в три столбика (ПРОВЕРКА)

9. Работа с учебником. С.131 Упр.157

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры глаголов с различными значениями.

Обучающиеся самостоятельно составляют предложения. Одно предложение записывается на доске

(Работа ведется на доске и в

тетрадях)

Обучающиеся, определяют форму глагола и объясняют правописание в неопределенной форме

На карточках записывают образованные глаголы в неопределенной форме (Приложение 2)

Помощь – помог

Ученики выполняют движения, противоположные названным.

Ответы учащихся

выполняют (самостоятельно)

(Один учащийся у доски). (Пишем только глаголы).

Ответы,

самостоятельно записывают.

При проверке оценивают правильность выполнения задания.

Ответы,

самостоятельно записывают.

Взаимопроверка. При проверке оценивают правильность выполнения задания.

Регулятивные:

Самостоятельно формулируют цели

Урока

Коммуникативные УУД:

- Сотрудничать в совместном решении

Учебной задачи

- уметь делать выводы, обобщать

5.Рефлексия

Цель: подвести итог, оценить результат деятельности обучающихся на уроке.

- Итак, о какой части речи мы говорили на уроке?

- Какое задание вам показалось особенно трудным?

- Оценивание ответов обучающихся.

Обучающиеся отмечают наиболее сложные для них задания и те, которые были для них интересны и вызвали эмоциональный отклик; оценивают свой характер.

Регулятивные УУД:

Давать оценку своей деятельности

6. Домашнее задание.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании

с. 136 вопрос 4, 5

Запись домашнего задания.

Приложение 1.

Слово

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Окончание

в памят….

на сирен…

из деревн…

по дорог…

на Алта…

в портфел…

по тропинк…

без помощ…

Приложение 2.

ПОМОЩЬ -

ПЕЧКА  -

СТРИЖКА -

ЦВЕТ -

ЧИСТКА -

 ГРУЗ -

ПРЫЖОК -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

Проект урока по русскому языку тема "Закрепление знаний о частях речи"

ПредметРусский языкКласс3ПрограммаУМК «Гармония»УчебникСоловейчик М.Ю. Русский язык. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013Тема урокаОбобщение знаний о частях речиЦели и задачи урока  Обобщить сведен...

Конспект урока русского языка Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, само...

Открытый урок по русскому языку. Тема "Закрепление знаний о тексте и его типах.

Цель: развивать умения распознавать разные виды текстов - повествование, описание, рассуждение....

Конспект урока русского языка + презентация "Закрепление знаний о членах предложения" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложенияПланируемые  результатыПредметные:уметь определять главные и второстепенные члены предложения;уметь нахо...

Урок-соревнование во 2 "а" классе по русскому языку. Тема: "Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".

Цели:1. Закрепить знания, умения, навыки учащихся по данной теме.2. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, использование элемента соревнования.3. Пробуждать интерес к...