Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме: "Слова, противоположные по значению. Антонимы." УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бондаева Эльза Бадмаевна

Тема урока: Слова, противоположные по значению. Антонимы.

Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цели: - сформировать представление об антонимах, их особенностях, формировать умение находить антонимы в тексте, умение подбирать слова с противоположным значением;

- развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы, выстраивать коммуникации при работе в группе, вызывать интерес к предмету;

- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_protivopolozhnye_po_znacheniyu_antonimy.docx102.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа-интернат среднего общего образования п. Провидения»

Открытый урок по русскому языку во 2Б классе

Тема урока: Слова, противоположные по значению. Антонимы.

Учитель: Бондаева Э.Б.

пгт. Провидения, 2023

02.02.2023г. Предмет: Русский язык 

Класс: 2

Тема урока: Слова, противоположные по значению. Антонимы.

Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цели:

- сформировать представление об антонимах, их особенностях, формировать умение находить антонимы в тексте, умение подбирать слова с противоположным значением;

- развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы, выстраивать коммуникации при работе в группе, вызывать интерес к предмету;

- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Задачи урока (планируемые результаты):

Предметные:

создать условия для развития у учащихся умения:

- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

- находить слова – антонимы в тексте;

- осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные УУД:

уметь анализировать объекты; выделять общие признаки; формулировать понятия; сравнивать объекты (находить общее и отличия); обобщать; искать информацию в словаре антонимов; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Основные понятия: антонимы.

Методы, приёмы: проблемно - поисковый. 

Ход урока

I. Организационный момент. (1мин)

Учитель: - Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем гостей!

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания. (3мин)

    Вв Вв Вв

- Записываем число. Второе февраля. Классная работа.

- Пропишите заглавную и строчную букву Вв

- Подчеркните самую красивую букву.

- Прочитайте слова на второй строчке.  (Метель, вьюга, пурга.)

- Какие это слова? (синонимы)

- Что мы называем синонимами?        

- В каком из этих слов букв больше, чем звуков? (Метель)

- Почему вы не назвали слово «вьюга»? (одинаковое кол-во)

- Спишите слова красиво.

- Поставьте ударение, подчеркните букву, которую запомнили.

2.Словарная работа.( 5мин)

Выпишите из словарика 5 слов, поставьте ударение. (Машина, мебель, медведь, месяц, метро). Записывают на доске по одному. Подчеркните букву, которую вы запомнили.

На какие две группы можно распределить слова? (двусложные, трёхсложные)

Назовите двусложные слова. (мебель, медведь, месяц, метро)

Назовите трёхсложные слова. (машина)

- Ребята, какое у вас сегодня настроение? Всё ваше хорошее настроение я обозначила солнышком.

- Сегодня я предлагаю вам побыть в роли исследователей, и надеюсь, что ваше настроение от плодотворной работы не ухудшится.

 - Что вы видите на слайде? (набор слов)    НАС, ПОЛУЧИТСЯ, У, ВСЁ!

- Что можете составить? (предложение).

- Что такое предложение? (Два или несколько слов связанные между собой по смыслу.)

 Всё у нас получится! (дайте характеристику этому предложению).

- Ребята, кто согласен с этим выражением – хлопните в ладоши.

III. Самоопределение к деятельности.( 2мин)

- Послушайте стихи.

                        Грустный клоун громко плачет,

                        А весёлый клоун скачет,

                        Хочет подвиг совершить –

                        Хочет рёву рассмешить.               О. Емельянова

                           

- Чем интересны слова грустный, весёлый(У них противоположное значение.)

- Догадайтесь, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке.

  (О словах с противоположным значением).

Что бы вы хотели узнать? (Как называются такие слова).

IV. Работа по теме урока. Работа по учебнику.( 10мин)

- Откройте учебник на с. 33, упр.46

- Объясните смысл пословиц.

  • Учись доброму, так худое на ум не пойдёт. (Если читать добрые книги, смотреть добрые фильмы и поступать по доброму, то ты будешь хорошим человеком, ничего плохого не будешь делать).
  • Говори мало, слушай много, а думай ещё больше. (Надо больше слушать других, но при этом думать самому тоже, а говорить немного).
  • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. ( На морозе нельзя без дела стоять, можно замёрзнуть).

 - Сравните по значению выделенные в каждом предложении слова. (Они имеют противоположное значение).

Прочитайте тему урока.   (Слова,  противоположные по значению. (Антонимы.)

Выпишите слова парами: Доброму – худое, мало – много, ленивого – проворным.

Профессор Самоваров сообщает нам важную информацию. Познакомимся с ней.

(Правило).

- Кто уже может ответить на этот вопрос?  (Слова противоположные по значению называются антонимами.)

Произошло слово антоним от слова анти – «против».

V. Физкультминутка. А теперь пришло время отдохнуть. ( 2мин)

Поиграем в игру. Игра «Наоборот»

Наклонили голову назад, а теперь – вперед

Повернули голову налево, а потом – направо

Руки вниз, руки вверх

Наклонились туловищем направо, а затем – налево. Еще раз направо и налево. Не забудьте про наклоны назад и вперед.

Сделали шаг вперед, шаг назад.

Выдохнули воздух, вдохнули. Очень шумно сели.

VI. Работа в группах – ПАЗЛЫ ( 5мин)

- У вас на партах лежат пазлы с  антонимами. Вы должны будете подобрать пары антонимов.

- На какой вопрос отвечают слова в паре? (кто, что?, какой? что делать?)

- Что можем сказать о вопросах в паре слов, они какие (одним словом)?

Вывод: отвечают на один и тот же вопрос.

VII.  Рассели пары слов в два домика (5мин)

ант        

Тест (3мин)

- Если согласны, поставьте «+», если нет, то ставим «-»

  1. Антонимы – это слова близкие по смыслу.                                                      –
  2. Антонимы – это слова с разным лексическим значением.                             +
  3. Антонимы одной группы относятся к одной части речи.                               +
  4. Антонимы произносятся и пишутся одинаково.                                              –
  5. Антонимы и синонимы  служат для яркой и выразительной речи.               +    

Проверка.

VIII. Итог. Рефлексия (2мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"

урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"...

Технологическая карта урока по русскому языку. 2 класс. на тему: "Слова, которые отвечают на вопросы КОМУ? ЧТО?"

Технологическая карта урока по русскому языку в национальной (тувинской) школе...

Открытый урок по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" тема "Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление"

Урок по русскому языку во 2-м классеТема урока:«Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление»Закрепление знании по теме «Синонимы, антонимы», ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР на тему "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?" 2 класс...