Конспект открытого урока для родителей. Предмет: Русский язык. Класс: 4. Тема: Имя существительное.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Образцова Людмила Николаевна

Учитель ставит цель: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.

Создать условия для реализации целей:

Предметные:

- обобщение знаний учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени   существительного,             

 - закрепление умения определять род, число, падеж имён существительных,

 - совершенствование умения правильно писать падежные окончания имён  существительных трёх склонений

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять учебную задачу на уроке, оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки, высказывать свое мнение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать мнение других.

Познавательные: уметь ориентироваться в знаниях, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя свой опыт и текст учебника, формулирование выводов и понятий, работа со словарем, обобщать, обращаясь от частного к общему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого урока для родителей.  

Предмет: Русский язык

Дата проведения: 25.02.2016    

Класс: 4

Тема: Имя существительное.

Тип урока: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.

Создать условие для реализации целей:

Предметные: 

- обобщение знаний учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени   существительного,              

 - закрепление умения определять род, число, падеж имён существительных,

 - совершенствование умения правильно писать падежные окончания имён  существительных трёх склонений

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять учебную задачу на уроке, оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки, высказывать свое мнение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать мнение других.

Познавательные: уметь ориентироваться в знаниях, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя свой опыт и текст учебника, формулирование выводов и понятий, работа со словарем, обобщать, обращаясь от частного к общему

Личностные:

  • Смыслообразование: мотивация учебной деятельности
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Методы: деятельностный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Формы организации: парная, фронтальная

Для учителя: Компьютер

  • Интерактивная доска
  • Карточки с заданием
  • Учебник «Русский язык» Н.А. Чуракова, М.Л.Каленчук 4 класс 2, 3 часть, рабочая тетрадь

Для учащихся: Учебник, тетрадь.

1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин).

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно - значимом уровне.

  • «Солнечное настроение»

– Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? (Ответы детей)
– Хорошее настроение – это не просто так. Солнце дарит тепло и любовь окружающим. Это большой положительный заряд на весь день, который помогает вам справиться с проблемами и трудностями. Желаю вам, чтобы ваше  хорошее настроение не зависело от погоды. И, не смотря ни на дождь, ни на снег, у вас в душе всегда было бы безоблачно!
– А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок? 
(Интересным, познавательным, развивающим, с хитростями и трудностями)
–  Вы – в школе главные и вы поможете мне провести такой урок.

  • Минутка красивого письма.

– И сейчас с хорошим настроением и с радостным чувством мы переходим  к минутке красивого письма.

– Прочитайте выражения на слайде. Как называются такие словосочетания? (Фразеологизмы). Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл. Я желаю вам быть на уроке как рыба в воде, все запомнить, то есть зарубить на носу.

  • Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко.
  • Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие (5 мин).

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

  • Орфографическая разминка

Лучше умственной зарядки

Нет для взрослых и детей.

Кто напишет верно букву,

Тот становится умней.

- Сосредоточьтесь, внимательно прочитайте слова на слайде, найдите пропущенную букву и правильно вставьте её в «окошко». Поставим ударение в словах, подчеркнём безударную гласную.

Отечество, Родина, желать, солдат, автомобиль, воин, свободный,  гореть, беседа, тетрадь, секретный, мебель,  гражданин.

-Подберите синоним к слову Отечество. Запишите это слово.

  • Тест «Синоним – это…
  • близкое по значению слово.
  • слово, противоположное по значению.
  • слово, совпадающее в звучании и написании, но имеющее другое лексическое значение. 

  • Работа «в парах»

Чтоб в словах не ошибиться,         
Надо с лупой подружиться. 
Нам волшебное стекло 
Их запомнить помогло!
1657TE

-Соедините тетради и проверьте совместно свои работы.

-Поднимите руки, кто выполнил правильно.

3.Выявление места и причины затруднения (4 мин).

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

- Что вы можете сказать об этих словах? (Слова с непроверяемой безударной гласной.

- Подумайте, одной ли частью речи  являются эти слова? (Они относятся к разным частям речи)

- Какие части речи вы выделили? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы)

  • Работа «в парах»

- Разбейте эти слова на группы.

1ряд: гл. Желать, гореть.

2ряд: сущ. Отечество, Родина, солдат, автомобиль, воин, беседа, тетрадь, мебель,  гражданин.

3ряд: прил.  Свободный, секретный.

  1. человека фиксируют знания на доске).

- Слова какой части речи самые многочисленные? (Имена существительные).

-На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?

- Какие задания можно выполнить с этими словами? (Определить род, число, падеж, склонение, узнать собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.)

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (6 мин).

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств   ее реализации.  

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Откройте учебник на с. 6. Прочитайте тему урока. (Имя существительное)

 –Наметим цели урока. Выберем действия, которые помогут добиться цели. (Наблюдать, думать, анализировать, обобщать, догадываться, составлять, научиться, повторить)        

5.Реализация построенного проекта (8 мин).

Цель этапа: построение и фиксация нового знания

  • Задание по карточкам

- Прочтите отрывки из стихотворений.

- Прочитайте первую часть задания. Понятно ли вам задание?

Выполним его вместе.

Моль уселась  на цветок,

Опустила хоботок.

Стрекоза.

В воздухе она трепещет

И на солнце ярко блещет.

Стрекоза легко неслась

С мотыльком нарядным

И улитка приползла

По траве прохладной.

- Поставь существительные единственного числа в начальную форму. Запиши их столбиком, выдели окончания. Укажи род и склонение.

Бабочки – лимонницы,

Маленькие модницы.

Как нарядно вы одеты!

Где вы взяли платья эти?

- Затем выпиши существительные в форме множественного числа, рядом напиши их начальную форму, в скобках укажи род и склонение.

- Вспомним еще раз, что такое имя существительное?.

(Вывод: имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)                           КЛАСТЕР                                                                

- Какая форма сущ. считается начальной?

(Ед.ч., И.п. кто? что?)

- Вспомните, что вы уже знаете о числе существительных?

(Вывод: ед.число - обозначает один предмет, мн.число - несколько предметов, этот признак непостоянный)                               КЛАСТЕР

- Как определить род сущ.? (Вывод: подставить слова он мой, она моя, оно моё)                                                                                            КЛАСТЕР

Как определить склонение существительных? (Вывод:

1 скл. – ж. и м. рода с окончаниями -а, -я

2 скл. – м. рода без окончаний, ср. рода с окончаниями -о, -е

3 скл.  - ж. рода с Ь на конце)                                                    КЛАСТЕР

6.Первичное закрепление с комментированием во  внешней речи (2 мин).

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

                              Физминутка.

- А я хочу снова вернуть вас к сказочной истории.

- Прочитайте стихотворение.

- Пользуясь памяткой, определите падеж имен существительных.

Как-то раз с большого клёна
                 
И.п. (что?) 
Оторвался 
лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
                 
Р.п. (у чего?) 
Закружилась голова у зелёного
 листа...
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
                 
Д.п. (чему?) 
Шмыг - к зелёному 
листу.
                  В.п. (что?) 
Лапой - хвать зелёный
 лист,
Дескать, поиграем.
«Не хочу», - парашютист
Головой качает...
               
     Т.п. (чем?)
Ветер вмиг с 
листом зелёным
Над землёй взметнулся снова.
Но шалун тот лист устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
                  
П.п. (каком?) 
Стих о том
листе зелёном. 

-Обратите внимание на выделенные слова.

-Что общего в этих словах? Чем отличаются?

-Какой вопрос вам хотели задать?  Вывод: (существительное изменяется по падежам, признак непостоянный)     КЛАСТЕР

                                 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин).

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых

условиях

- Прочтите задание к упражнению №3 стр.10

- О каком признаке существительного идет речь в тексте упражнения? (одушевлённое-неодушевлённое)

- Давайте вспомним какие существительные называют одушевлёнными? А неодушевлёнными?

  • Работа с Обратным словарём.

- Где находится обратный словарь? (2 часть учебника, с.141)

- Выполните упражнение самостоятельно.

- Проверьте свою работу, сравнив его с доской.

- Сделаем устно вывод по выполненному упражнению.

Вывод: Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. К одушевленным существительным относятся те, которые обозначают живые предметы, к неодушевленным те, которые обозначают неживые предметы. Этот признак у существительных постоянный.                                             КЛАСТЕР 

8.Включение в систему знаний и повторение (5 мин).

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

- Запиши предложение 2 из упражнения 6. Прочитай задание.

- Разберите предложение по членам предложения и частям речи.

- Самопроверка по алгоритму:

1,3,7 – существительные, 2,5 – глаголы, 4 – союз.

1 - _______,    2,5- _______,     3 - ----------, 7 - -.-.-.-.-.-.-.

        

  • Работа «в группе»

- Разберите морфологически слова «на улицу», «пальто».

- Договоритесь, кто будет контролировать работу группы.

Сделаем вывод по выполненному упражнению.                

Вывод: в предложении могут быть главными и второстепенными членами.                                                                                    КЛАСТЕР

  • Графический диктант

– А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите +, если же это утверждение не соответствует истине, ставите «–».

  1. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?
  2. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета
  3. Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
  4. Имена собственные  пишутся с маленькой буквы.
  5. Имена существительные изменяются по числам и падежам.
  6. Изменение имён существительных по падежам называется склонением.
  7. В русском языке шесть падежей.
  8. При склонении имён существительных изменяется только окончание.
  9. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто?
  10. Имена существительные бывают только женского и среднего рода.

19.Рефлексия учебной деятельности на уроке (2мин).

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

- О какой части речи говорили на уроке?

- Попробуем сделать вывод по уроку.

- Насколько значима эта часть речи для нас? Оцените себя, как знатока имени существительного.

- Ребята, спасибо за урок. Не расстраивайтесь, если на уроке у вас возникали трудности или вы не достигли всех своих целей. На следующем уроке вы продолжите работать над темой и обязательно добьетесь успеха.

Домашнее задание: упр.5 стр. 12

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Имя существительное"

Урок русского языка для 2 класса. Тема "Имя существительное"...

Русский язык, 4 класс. Тема: "Имя существительное". Урок – исследование.

Задачи урока:1.     Закрепить знания учащихся об имени существительном.Объяснять орфограммы, осуществлять межпредметные связи с уроком чтения, умение анализировать, аргументировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....

Применение российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе. Русский язык 3 класс. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Педагогические мастерские   по применению  российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе  (В рамках  курсов  «Цифровая грамотность: базовый...

Технологическая карта урока по теме: «Число имен существительных». Русский язык Класс: 3

Тема: «Число имен существительных»Цель урока: формирование умений определять число имен существительных и изменять имена существительные по числам.Задачи урока:- обучать умению соотно...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...