Конспект урока по русскому языку на тему "Предлог. Правописание предлогов".2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Урок разработан с использованием  эффективных образовательных технологий: проблемного обучения ( на этапе формулировки темы и целей), укрупнения дидактических единиц ( на этапе словарной работы). критического мышления ( создание кластера на этапе изучения нового материала).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_predlog._pravopisanie_predlogov.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Парфенова Е. С

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 13 с УИОП»

г. Выборг

УМК «Начальная школа 21века»

Урок русского языка по теме: «Правописание предлогов со словами.

Цель: создать условия для знакомства с новой орфограммой

Задачи урока.:

  • Создать условия для расширения знания учащихся  о предлоге как части речи; его роли в русском языке;   учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  • Создать условия   для развития устной и письменной речи учащихся, фонематического слуха, орфографической зоркости; памяти, внимания, умение выполнять вербальные инструкции учителя ,делать выводы.
  • Способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости, самостоятельности, воспитанию интереса к изучению русского языка
  • Создать условия для развития УУД:

познавательных(анализировать материал, обобщать, делать выводы, классифицировать)

коммуникативных общаться в диалоге с учителем и товарищами, соблюдать правила работы в группах постоянного состава, уважать чужое мнение)

регулятивных (ставить цель, планировать работу, оценивать свои достижения, соотносить достигнутое с поставленной целью)

Технологии:

  • проблемного обучения
  • УДе
  • исследовательской деятельности
  • информационно-компьютерные
  • здоровьесберегающие
  • учебный диалог

Оборудование:  учебник «Русский язык», индивидуальные карточки для учащихся,  таблица «Предлоги»

кластер -солнышко «Что мы знаем о предлогах?»

Ход урока.

Этап урока,

цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент. (2 мин)

-Настроимся на работу:

-На уроке не зевать, слушать, всё запоминать.

Слушаем внимательно, делаем старательно

Проверьте посадку, откройте тетради, запишите число, классная работа.

2 .Актуализация знаний, постановка учебной задачи урока, мин. чистописания(10мин)

-Догадайтесь, какая волшебница  нам помогает общаться, получать знания и делиться с ними, читать книги.      

-Поднимемся по ступенькам волшебницы –речи  и вспомните, над какой единицей речи наблюдаете на уроках?  

-Узнаем, слова какой группы мы пригласим сегодня на урок.

- Возьмите карточку № 1. Прочитай запись. Что это?

-Слова  какой части речи?

 -Поднимем их на следующую ступеньку  превратить  их в сочетания слов. Кто хочет – работает один, кто – хочет – в паре с соседом.

-Прочитайте, что получилось.      

-Что изменилось?

-Какие слова помогли превратить названия предметов в их  сочетания?      

-Что  о предлогах мы вспомнили, выполняя это задание? (Какую работу в речи они выполняют?)

-Итак, слова какой группы приглашаем на урок?          

 

Мин чистопис.

-Составим их них буквосочетание и красиво пропишем. Ведь с аккуратности начинается  культура письменной речи?

- (Образец учителя. Следите за безотрывностью письма, наклоном, формой букв.

-Вы уже изучали   предлоги?

-Расскажите всё , что помните о предлогах. Карточки - модельки помогут вам.

(Учитель показывает и прикрепляет карточки-лучики по мере ответов детей )

-Итак, предлоги относятся к группе слов …

-Вспомним знакомые  предлоги с помощью  картинок-ребусов.    (Учитель показывает картинку, дети разгадывают): на, между, в, над, под, у, около, перед

-Какие не назвали?         Дополним  по таблице «Запомни!»

-Для чего распределил по группам?          

-Почему надо запомнить?

-(Сравни написание и произношение.)

-Назовите такие предлоги.  

-Какой вопрос себе зададим?

 

-Прочитайте, что написал один коротышка из повести Н. Носова.(Карточка 2.(Индив)

-Что записано?  

-О чём забыл автор этих строк?

-Как исправить?

-Попробуйте. Там, где сомневаешься, поставь вопросительный знак зелёной пастой. Как работать, выбирайте сами.

-Какие слова не вызвали затруднений?

-Какие слова вызвали сомнение?  

-Что такое с, под?

-Какой вопрос теперь зададим?

-Ответить на этот вопрос и предыдущий   –  цель сегодняшнего  урока.

-Итак, предлоги на письме заставляют нас решать задачу. Какую?

 -А это значит, нам предстоит поработать  над ….  правописании предлогов.

                                                  Слайд 1

Речь

-Над словом

                               (Единицы речи)

Карточка1

-  Инд. работа: Слова

-Имена сущ.

Инд работа.

-Теперь  слова связаны по смыслу

Предлоги.

Предлоги служат для связи слов в предложении.

-Предлоги 

-Прописывают строку

часть речи,

Ничего не обозначают

     ???

не изменяются,

не «дружат»с глаголами,

«дружат» с сущ, прилаг,  

помощники

(Называют)

-Чтобы легче запомнить

- Нельзя проверить, есть предлоги,  которые пишу тся не так, как произносятся,

-Без, от, через

-Как  при письме обозначать слабые звуки? Как слышим или иначе?)

Как пишутся предлоги?

Карточка № 2

-Предложения

-Слова в предложении пишутся раздельно

-Отделить чёрточками слова

Индивид. работа и в парах – по желанию)

-Тропинка, цветы

-Слитно или раздельно писать спускалась, с горы, подрезали, под корень)

- Как пишутся предлоги со словами: слитно или раздельно?)

Слитно или раздельно

-Как писать предлоги?

-Орфографическую

Орфограмма

4. Словарно-орфографическая работа (7 мин)

-Аккуратность хорошо, а … лучше. (Грамотность)

Исследование слова «метро»

-Аккуратность – хорошо, а….. лучше. Что лучше?

-В гости на урок пригласим  слово с  непроверяемым

написанием. Отгадайте загадку и узнаете его.

Угадай-ка

Где бывает:

Человек стоит,

Лестница шагает?

-Какие слова в загадке помогли найти отгадку?

-Кто хочет узнать об этом слове?

Тогда исследуем слово «метро». Нашими помощниками будут вопросы. На слайде:

Что слово обозначает?

(картинка с обложкой словаря)

-Сверим со словарём?

На слайде:

Что слово обозначает?

…- городская электрическая железная дорога, обычно подземная.

-Верно определили? Что добавим?

-Соответствует картинка?

Что слово обозначает?

           (картинка)

-На слайде:

Откуда слово произошло?

…- сокращённое название метрополитена.

Слово происходит от греческих слов

 метер – «мать» и полис- « город»

Метрополитен = «главный город»

Пришло из французского языка.

-Как поняли?

На слайде:

(С опорой на презентацию)

Как слово произносится?

-Какая задача перед вами?

-Проверяем.

Как слово пишется?

                      и

                  м?тро

                    е

-Завершаем звуко-буквенный разбор.

-Проверяем. Отмечаем точность зелёной пастой.

-Кто ошибся?

- На слайде:

К какой части речи слово     относится?

-Что получилось?

-Попробуем изменить с помощью вопросов.

(Учитель показывает падежные вопросы на карточках.)

-На что обратили обратили внимание?

Какую часть хотели выделить?  

- Слово не изменилось – окончания нет.

На слайде:

Образуем слова-родственники

Сверим со словарём. Что заметили?

Образуем слова-родственники

метро       метрополитен 

На слайде:

С какими частями в речи «дружит»? 

Метро (какое?)…

-Что образовали?

Употребляем в речи:

В воскресенье к дяде Косте

На метро поедем в гости.

(Н. Кочаловская)

-Итак, слово побывало на всех ступеньках волшебницы-речи.

Теперь вы сможете его грамотно употреблять. А если будет желание – продолжите исследовать с помощью  …

-Грамотность.

Хоровое чтение со слайда.

 

Называют слово-отдадку.

Доказывают свои ответы

(Дети читают вопросы-помощники хором со слайдов; на слайдах – картинки с обложками словарей)

Объясняют значение

Чтение со слайда (про себя)

Уточняют.

Читают со слайда про себя

Объясняют.

-Обозначить звуки по порядку.

(Выполняют неполный звуковой разбор)

-Звуки по порядку: [м, и т р о], ударный звук [о],

безударный гласный звук [и] задаёт вопрос: какой буквой его обозначить: и или е?

-Обратимся к орфографическому словарику в учебнике.

В парах повторяют правописание слова.

-Выбираем букву е.

Сам. работа

1 – называет(остальные  сигналят, отмечают правильность с помощью зелёной пасты): в слове 2 слога – мет-ро, ударный второй, 5 букв, 5 звуков, из них 2 гласных, 3 согласных.)

Обозначают карандашом  знакомые морфологические признаки.

-Слово «метро» отвечает на вопрос что? и называет предмет. Это имя существительное. В единственном числе, во множественном не употребляется. Метро – оно, нарицательное

Выполняют под руководством учителя

-Слово не изменяется.

-Окончание.

Называют

-Одно слово – метрополитен.

-С именами прилагательными (новое, столичное, петербургское, старое,…)

-Словосочетания

Хоровое чтение

-…словарей, Интернета, энциклопедий, журнала «Мурзилка».

.  Физкультминутка. (1 мин)

6. Работа над орфограммой.(25мин)

-Повторим хором 1 вопрос  урока.

-Как вы думаете ?  

Повторим 2 вопрос.

- Какой лучик подсказывает ответ?

-Значит, если слово относится к глаголам….

-Назовите на карточке №2  глаголы.

- У кого верно – поставь +.Внесите исправления те, кто ошибся.

-Попытаемся предположить, есть ли слова, с которыми предлоги пишутся раздельно

-Какие это слова?

-Где можно  уточнить наши предположения ?

Найдите сами

-Что вы прочитали? (

-Отвечает орфограмма на наши вопросы? Сколько в  ней частей?

-Кто хочет ответить на  1?На  2?

-Что теперь надо сделать?

-Я предлагаю вам выполнить упражнение 189 на стр 111.

-Какой значок?

-Что означает?

-Вы хорошо отвечали, поэтому выполним трудное упражнение.

-Прочитайте .

-Как поняли?

 

-Подготовим 1 предложение.        

 -Порядок работы: Готовлю, списываю, проверяю, слово  которое вставили пиши зелёной пастой, над словом часть речи,  предлог выделяю зелёной пастой в кружок, пробелы подчеркни. (1 учитель –на доске, дети в тетрадях. Далее –по  образцу)

-Проверяем

(Далее по 1 у доски – дети.)

-Что записали?

-Я мысль-ядрышко, а вы пословицу.

-Какую  часть орфограммы мы доказали.

-Повторим хором предлоги, которые вставили. Совпадают они с таблицей?

-Прочитайте дополнение к нашему выводу.

-Это дополнение даёт нам команду. Какую?

-Попробуем создать памятку-помогайку.

-Прочитаем, как  она назывется.

-Попробуйте заполнить.

-Помните правила трёх « 3 НЕ» работы в группах.

-Что получилось?

-Попробуйте

-Итак, мы исправить ошибки в записи.

-Когда особенно трудно употреблять предлоги? (Когда пишем диктант)

Как обозначить слабые звуки при письме?

-Предлоги пишутся всегда одинаково, независимо от  произношения. Запомним предлоги.

Хором повторяют.

-У глаголов предлогов не бывает

 -Если слово -глагол, то пиши слитно

-Подрезали, спустились

-Да.

-Имена  существительным, с именем прилагательным, с местоимением

-В учебнике прочитать вывод мудрой совы

 (Инд. работа)

-Отвечает. Две.

Пишутся одинаково

Раздельно с сущ, прилаг

Учащиеся проговаривают.

-Доказать на практике работу правила.

Находят

(!)

-Задание повышенной сложности

Инд. работа

-Списать, вставить между предлогом и именем существительным подходящее по смыслу слово из слов для справок.

Хором1.

Береги нос в  большой мороз. 2. На  алый …цветок летит мотылёк. 3 В  своей … водице и лягушка певица. 4 У  всякой …..собаки своя кличка. 5.Без… четырёх углов избу не рубят. 6. Пир на … мир. 7 От … малой искры  да большой пожар.

-Читают, «в мороз»

-Пословицы.

-Предлоги пишутся раздельно с именами существительными и прилагательными.

Читают вывод в учебнике: «Между предлогом и словом можно вставить другое слово»)

-Слитно или раздельно? Работа в группах

3 НЕ

Отвечают по группам.

7.Д.з. (1 мин.)

-Как будете работать дома? (Повторим правило)

-Письменно выполните упр 187.

Для любознательных: найти скороговорку, в которой встречаются предлоги, выписать

. Итоги урока, рефлексия.(2 мин.)

-Удалось ли нам ответить на вопросы урока?

 

-Оцените каждый свою работу с помощью смайликов.

Те, кто понял, как пишутся предлоги и могут рассказать товарищам…

Те, кто понял, но не может рассказать

Те, кто не понял…

Спасибо всем за работу.

Приложения. 

Выходить ______ (дом)          

говорить      _____     (брат)

заботиться _____ (щенок).

Карточка № 2

Тропинкаспускаласьсгоры.

Цветыподрезалиподкорень.

Карточка 3.(для каждой группа – единая, меняется только чистоговорка)

                             Слитно или раздельно?

  1. Определю __ ______________________

Глагол

                     Другая часть речи

Пишу слитно

Что сделали? подрезали

2_Вставляю____________________________

                    +

   

            -

              Раздельно

Под (какой?) корень

         Слитно

         Навсегда

Везётсаняссенейсонюнасанях.

                             Слитно или раздельно?

  1. Определю __ ______________________

Глагол

                     Другая часть речи

Пишу слитно

Что сделали? подрезали

 2.  Вставляю ________________________        

                    +

   

            -

              Раздельно

Под (какой?) корень

         Слитно

         навсегда

Умаленькойзиныбузинавкорзине.

Изяслейвернуласьленаленамамепоколено. 

Ехалгрекачерезрекувидитгрекаврекерак. 

Оттопотакопытпыльпополюлетит.

Водворегоркаподгоркойнорка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Общее понятие о предлоге" 2 класс УМК "Школа России"

урок русского языка "Общее понятие о предлоге" 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка. Тема "Число имен прилагательных" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Число имён прилагательных»Цели урока: развивать умение определять число имён прилагатель­ных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила­гатель...

Конспект урока русского языка. Тема: "Проект "Зимняя страничка" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Зимняя страничка»Цели урока: формировать умение подбирать текстовую информацию; формировать навыки выделения главной мысли;Планируемые результаты:Предметные: учиться нах...

Конспект урока русского языка. Тема "Число имен прилагательных" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Число имён прилагательных»Цели урока: развивать умение определять число имён прилагатель­ных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила­гатель...

Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"...