Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Язык мой – друг мой».
рабочая программа по русскому языку

      Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.

 Содержание и методы обучения  кружка содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_yazyk_moy_-_drukg_moy.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

дом детского творчества «Ровесник» пгт Подосиновец Кировской области

Утверждено приказом директора

МКУ ДО ДДТ «Ровесник» пгт Подосиновец

Мисюкевич Н.Н

№ 1/25 – 04 от 03.09.2020 г

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Язык мой – друг мой»

(срок реализации 5лет)

для воспитанников 13 – 17 лет

Педагог дополнительного образования

МКУ ДО ДДТ «Ровесник» пгт Подосиновец

Бурдаева Елена Ивановна

Подосиновец  2021

Информационная карта.

Название программы                                         программа кружка «Язык мой – друг мой».

Составитель                                                         Бурдаева Е.И.

Вид программы                                                  модифицированная, составлена на

                                                                             методических рекомендациях

                                                                             М. И. Бгажноковой  

                                                                         

Направление деятельности                                социально - педагогическое

Уровень усвоения                                               общеразвивающий

Специфика содержания                                      практико-ориентировочная

Функциональное назначение                             учебно -  познавательная

Срок реализации                                                 5 лет.

Форма реализации                                              групповая.

Пояснительная записка.

     Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа основана на действующих нормативных правовых актах и государственных программных документах:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Далее – Приказ № 1008)

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Далее – Приказ № 2)

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).

Программа курса «Язык мой – друг мой» составлена в соответствии с главой II  п.2.9.6 ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приложение 8, на основе «Примерной программы внеурочной деятельности» А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова  М. Просвещение 2009 г.

      Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

     Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях  кружка «Язык мой – друг мой» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с ребятами, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры.

Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех

занятиях. Кроме того, курс «Язык мой – друг мой» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения  кружка содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

          Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

           

Цели кружка: создание условия для расширения, углубления и закрепления у  школьников с ОВЗ знаний по русскому языку через увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

   Обучающие:

- развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;

- давать знания, умения, навыки по грамматике русского языка;

- пробуждать потребность у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развивать мотивацию к изучению русского языка;

- развивать творчество и обогащение словарного запаса;

- совершенствовать общее языковое развитие обучающихся;

- углублять и расширять знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие:

- воспитывать культуру обращения с книгой;

- формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру

мышления.

Развивающие:

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с информацией.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих

принципах:

- занимательность;

- научность;

- сознательность и активность;

- наглядность;

- доступность;

- связь теории с практикой;

- индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных обучающиеся мало пишут и много говорят.

       Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

  • теоретические (беседы, сообщения, презентации).
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; анализ и просмотр текстов;  самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Программа «Язык мой – друг мой» адресована обучающимся коррекционной школы и рассчитана на 5 лет обучения  в возрасте 13 -17 лет.  

          Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 7 - 15 человек.

Режим занятий – продолжительность занятий 2 академических часа 1 раз в неделю, с сентября по май.

В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая, практическая.

Формы контроля промежуточных и конечных результатов:

- Сочинение сказки

-

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, презентаций)
  • практический (выполнение работ по инструкции, по образцу)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию,
  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности,

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  •  фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  • групповой – организация работы в группах.
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
  • и другие.

Планируемые результаты.

5 класс.

Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные БУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные БУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные БУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или

небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

6 класс.

Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей

(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие,

точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные БУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные БУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать

небольшие тексты.

Коммуникативные БУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или

небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему

(заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и

общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

7 – 8  классы

Личностные результаты:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим

людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться

к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные БУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели зянятия;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности

своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные БУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять

план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные БУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

9 класс.

Личностные результаты:

Учебно – тематический план 5 - 9 классы (70 часов)

5 кл. «Путешествия по Стране Слов»

6 кл. «Секреты орфографии»

7 кл. «Занимательное словообразование»

8 кл. «Занимательная лингвистика»

9 кл.

№п/п

Название разделов,  тем

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

5 класс «Путешествия по стране слов»

1

Таинственный мир звуков

10

1

9

2

Алфавит

12

3

9

3

В стране слов

48

5

43

Итого

70

9

61

6 кл. «Секреты орфографии»

1

Что такое грамота

2

Что изучает фонетика

3

Морфологическое строение слова

4

Итого

70

7 кл. «Занимательное словообразование»

1

2

3

Содержание занятий в 5 классе.

Тема 1. Таинственный мир звуков

  1. Вводное занятие.

Ознакомление с программой кружка. (1ч)

  1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (2ч.)

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

  1. Что мы слышим. (2 ч)

Звуки природы и звуки речи.

  1. К тайнам звуков и букв. (3ч.)

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

  1. Звук и буква. (2 ч)

Эксперимент. Игра «Заблудился», «Кто больше», «задача-шутка».

Тема 2. Алфавит.

1. В гости к Алфавиту. (2ч)

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с

орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

2. Встреча с Радугой.(2ч.)

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

3. В Страну Говорящих Скал. (2ч.)

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и

считать. Головоломка «Заколдованные слова»

4.Можно писать без букв. (2ч)

Рассказа учителя. Чтение клинописи.

5. В глубь веков на Машине времени. (2ч.)

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

6. В Королевстве Ошибок.(2ч.)

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 3. В Стране Слов. 

  1. Первые встречи. (2ч.)

Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

2. К тайнам волшебных слов. (4ч.)

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о

волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

3. Выбор друзей в Стране Слов. (2ч.)

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и

чистописание. Парад Добрых слов.

4. К несметным сокровищам Страны Слов. (2ч.)

Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

5. Чудесные превращения слов.(2ч.)

Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово».

Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

6. В Страну Слогов. (2ч.)

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

7. Неожиданная остановка в пути. (2ч.)

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

8. В удивительном городе Неслове.(2ч.)

Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

9. Чудеса в Стране Слов. (4ч.)

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

10. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (2ч.)

 Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

11. На карнавале слов(2ч.).

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

12. В театре близнецов. (2ч.)

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

13. Конкурс знающих. (2ч.)

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

14. Новое представление. (2ч.)

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «Доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

15. Необычный урок.(2ч.)

 Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

16. Следопыты развлекают детей. (2ч.)

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с

антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

17. В Клубе весёлых человечков (2ч.).

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

18. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.)

Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

19. Экскурсия в прошлое. (2ч.)

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

20. Полёт в будущее. (2ч.)

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».

21. Итоговое занятие. (4ч.)

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами. Инсценирование рассказов.
Конкурс знатоков.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 5 класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).

Признаки гласных и согласных звуков.

Буквы русского алфавита.

Родственные слова. Антонимы,

многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.

Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.

Объединять слова в группы.

Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.

Составлять текст по вопросам учителя.

Работать со словарями.

Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Содержание занятий в 6 классе

Тема 1. Что такое грамота

  1. Вводное занятие (1ч)

Ознакомление с программой кружка

2. Как обходились без письма?(2 ч.)

 Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол,

медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

3.Древние письмена.(2 ч.)

 Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.

4. Как возникла наша письменность? (3 ч.)

 Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица?

Творческое задание «Придумай свой алфавит».

5.Грамота – второй язык (2 ч)

Рассказ учителя. Работа со словарём. Анализ фразеологизмов. Работа с текстом. Инсценирование небылиц.

6. Можно ли сломать язык. (2 ч)

Работа с текстом. Чтение стих. Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля», Ю. Благова «Тонкость выражений». Разыгрывание ситуаций.

7. Грамоте учиться – всегда пригодится. (2ч)

Рассказ учителя. Инсценирование отрывков произведений. Объяснение выражений. Решение ребусов.

Тема 2.Что изучает фонетика.

1. Меня зовут Фонема.(2 ч.)

 Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот».

Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

2. Для всех ли фонем есть буквы?(3 ч.)

 Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

3. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

 «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

4. Тайны фонемы.(2 ч.)

 Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

5. Опасные согласные. (3 ч.)

 Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции.

Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто

последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

6. На сцене гласные.(2 ч.)

 Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! Лингвистическая сказка. Упражнение «Прочитай по- разному». Рассказ учителя «особенности русского ударения».

7. «Фонемы повелевают буквами».(2 ч.)

 Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со

словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

8. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(2ч.)

 Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные

упражнения.

9. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)

 Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

10. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)

 Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

11. Память и грамотность.(2ч.)

 Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка

для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 3. Морфологическое строение слова.

1. Строительная работа морфем.(2ч.)

 «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

2. Где же хранятся слова?(2ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

3. Поговорим обо всех приставках сразу.(3ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина.

Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

 4. Слова – «родственники».(1ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

5. Кто командует корнями?(2ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

6. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

7. «Пересаженные» корни.(2ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные

упражнения.

Тема 4. Лабиринты грамматики.

  1. Орфография в стихах (2 ч)

Заучивание стихов «запоминалок». Тренировочные упражнения и игры «Найди окончания», «Кто быстрее исправит ошибки», «Проверь Незнайку».

  1. Игротека.(2 ч )

Тренировочные упражнения «Кто больше», «Твёрдый, мягкий». Дидактическая игра «Будь внимателен».

  1. Грамматика в словах (2 ч)

Тренировочные упражнения и игры «Расшифруй существительное», «Из мужского в женский», «Собери слова», «Слова в словах». Работа с текстом – нахождение орфограмм.

  1. О безударных гласных. (2ч)

Тренировочные упражнения и игры « . Раскраски по русскому языку. Правила в стихах.

  1. Что мы пишем с большой буквы. (2ч)

Правила в стихах. Тренировочные упражнения и игры «

9. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 6 класса.

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.

Признаки согласных и гласных звуков. Состав слова.

Признаки родственных слов. Виды пересказа.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

Разбирать слова по составу.

Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,

непроизносимых согласных в корне слова.

Писать НЕ с глаголами.

Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки,

Содержание занятий в 7 классе

Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление

тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом

Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы.

Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным

корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над

стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из

стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением

В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную

тему.

Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов.

Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение

неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы».

Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в

слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке.

Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В.

Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ

учителя о роли антонимов в русском языке.

Тема17. Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра

«Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18. Крылатые слова (1ч.)

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых

выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном

значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни

пуха ни пера».

Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические

ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным

рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)

 Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы.

Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры,

направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра

«Умники и умницы».

Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение

упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной

литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о

словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в

своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа

с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

 Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и

логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя».

Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово

задумано?». Шарады.

Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 7 класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.

Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).

Главные члены предложения.

Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

Разбирать предложения по членам предложения.

Обозначать на письме интонацию перечисления.

Разбирать слова по составу.

Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,

непроизносимых согласных в корне слова.

Писать правильно слова с удвоенными согласными.

Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

Определять число, время глаголов.

Писать НЕ с глаголами.

Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

Составлять рассказы по картинке.

Содержание курса.

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и

представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография».

Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с

этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 3.Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ

учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 4.Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с

терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема 5.Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением

слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема 6.«Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с

героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений

в словах.

Тема 7.Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с

образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие

культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов)

Тема 8. Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с

толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями

русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и

лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и

причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие

многозначных слов и слов- омонимов».

Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми

словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового

словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми

словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории

слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического

словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение

первоисточников слова,.

Тема 14. Об одном и том же- разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и

правильным употреблением их в речи.

Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система

номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится

понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов

русского языка».

Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические

обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение

фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов.

Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и

определением значения этих слов.

Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и

ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие

«литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в

произведениях А. С. Пушкина.

Тема21. Мы говорим его стихами. (1ч.)

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и

крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса

учащихся.

Тема22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина.

Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».

Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.

Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются

виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с

созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с

первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение

древнерусских имен.

Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их

образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и

способы их образования.

Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов.

Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в

устной и письменной речи.

Тема 29. Словарь- грамотей. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении

орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30. Научная этимология. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение

этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и

«запятая».Работа с этимологическим словарем.

Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси.

Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со

словарями.

Тема32. Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим

словарем.

Тема33. Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой

«антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С.

Михалкова.

Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.

Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая

номинация».

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 8 класса

обучающиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой,

морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

обучающиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим,

этимологическими словарями

Материально – техническое обеспечение программы.

наличие лингвистических словарей;

 наличие карточек с играми и заданиями;

 наличие текстов для работы на занятиях;

 подборка видеофрагментов;

 подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

 компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

 набор ЦОР по русскому языку

Информационно – методические материалы:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. 4. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. 5. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство «АРГО»,1996
  4. 6. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва «АСТ», 1996 г
  5. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Под ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  7. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство «Сам Вен», 1997 г.
  8. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва. «Просвещение”, 1991г
  9. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984
  10. Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы под редакцией Н.В.Виноградовой, М. Вентана-Граф.

Ресурсное обеспечение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Цветная экология для учащихся 7-10 лет (срок реализации – 2 года.)

Программа "Цветная экология" способствует  широкому и углублённому изучению окружающего ребёнка мира природы, общества, человека. занятия построены на более подробном изучении родного к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...

Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Живая планета" ( Растительный мир Кубани)

Предлагаемая программа направлена на формирование и усвоение детьми системы знаний о жизни растений. К сожалению, в школьном курсе ботаники практически нет места познанию флористического богатства род...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей естественнонаучной направленности «Природа и мы»

Пояснительная записка                 Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"

Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологическо...