Конспект урока по русскому языку. Тема: Значения приставок.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Саяхутдинова Евгения Викторовна

Тема: Наблюдение над значением приставок. Образование новых слов с помощью приставок.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Цель: познакомить со значением приставок; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_znacheniya_pristavok.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа № 5 г. Алзамай»

Урок по русскому языку

«Наблюдение над значением приставок. Образование новых слов с помощью приставок»

                                            Составитель:

                                                                                    Саяхутдинова Евгения Викторовна,

                                                                      учитель начальных классов

2023/2024 уч.год

г.Алзамай

Тема: Наблюдение над значением приставок. Образование новых слов с помощью приставок.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Цель: познакомить со значением приставок; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление детей о значении приставок в словах.

Учить находить приставку среди других частей слова.

Образовывать новые слова с помощью приставок.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других; договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества.

Развивающие:

Развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания

         Планируемые результаты:

Предметные:

На уроке учащиеся получат знания о приставке как значимой части слова;

Научатся находить приставку среди других частей слова;

Образовывать новые слова с помощью приставки;

Метапредметные:

Познавательные:

Учащиеся получат возможность учиться добывать информацию;

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;

Строить логическое рассуждение, включающие причинно - следственные связи;

Коммунникативные:

Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения;

Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

 Аргументировать свою позицию;

 Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

Регулятивные:

Учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Составлять простейший план действий;

Осуществлять итоговый контроль по результату;

Личностные: Учащиеся получат возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

         Оборудование: оформление доски; карточки для групповой работы; ИКТ, смайлики.

Ход урока

Организационный момент

- Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.

- Проверка готовности к уроку.

 Актуализация знаний

- Начну урок сегодня с пословицы: «Учиться - всегда пригодиться»  

- Как вы понимаете смысл пословицы? (Ответы детей)

- Спасибо. Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

- Что мы узнали о приставке. Вспомним! Кто скажет, что такое приставка? Как найти приставку?

- Перед вами листочки, подпишите их. Проведем тестирование. Я прочитаю вопрос, а вы выбираете нужный ответ. Готовы? Обменялись листочками. Проверяем. (Взаимопроверка)

Проверка домашнего задания

-Были вопросы в д/з? Справились? Молодцы!

      Минутка чистописания

-Открываем тетради. Записываем число. С чего начинаем работу в тетради? (с чистописания). Сегодня будем прописывать строчную букву О в соединении с другими буквами (пишут под диктовку учителя).

По, об, про, со, о, до (Дети пишут)

-Ребята, что мы записали? Чем отличается приставка от предлога? (Ответы детей)

Работа у доски

1-ый ученик у доски раскрывает скобки.

-(до)ехал  (до)огорода

- (про)читал   (про)одежду

-(на)кричал   (на)собаку

2ой ученик у доски пишет словарную работу:

«Словарный диктант».

  1. Прием пищи обычно в середине дня.
  2. Млекопитающее, по строению тела наиболее близкое к человеку.
  3. Участок земли под овощами.
  4. Назови одним словом: куртка, платье, рубашка.
  5. 2-ой месяц осени.
  6. Скопление водяных паров в воздухе
  7. Плод со съедобным ядром в твердой оболочке.
  8. Проверяем. Ударения. Опасные места.

ФИЗМИНУТКА

Постановка темы и цели урока

- Ребята, на прошлом уроке, мы изучали с вами тему: «Приставка». Сегодня мы продолжаем работу.

- Ребята, англичане считают, что приставка не столь уж необходима, ведь главное значение несет в себе корень. А вы согласны?

- Мы проведем исследование. Определим, каково назначение приставки и какую роль имеет приставка в нашей речи.

Цель: Определить, влияет ли приставка на значение слова! Нужны ли нам приставки? И какова роль значения приставки?

  Исследовательская работа

Работа в группах

- Каждая группа получит лист с заданием.

Задача: Определить значение приставки для данных глаголов

Девиз: Один за всех и все за одного.

1)Указывает  на движение внутрь        в-

2) Указывает  на движение изнутри      вы-

3)  Указывает  на начало действия          за-

4)  Указывает  на завершение действия   до-

5)  Указывает  на движение с отдалением    от-

6)  Указывает  на движение с полным удалением   у-

7)   указывает  на повторное движение         пере-

Дети работаю в группе и ответы зачитывают у доски.

ФИЗМИНУТКА (пальчиковая)

- Делаем вывод:

Приставка уточняет значение слова. Она помогает точнее описать действие предмета. Если изменить приставку в однокоренных словах, то изменится и значение слова.

Работа по учебнику 

стр. 87, упражнение 158

Послушалось,  вынесла, отдохнула, выкопал, положил, засыпал, выгул, посыпал, набрал, полил, вырастет.

упражнение 159

завертелось, закрутилось, убежало, улетело, ускакало

    Игра « Добавить по смыслу подходящие приставки»

на   (вы) (за)    писать в блокнот

вы           летел из гнезда

до            плыть до берега

пере (вы)       мыть посуду

за                  бежать во двор

   Подведение итогов

     -Ребята, достигли ли мы цели урока?

-Какие значения могут иметь приставки?

- Спасибо. Вы - Юные исследователи!

- Отгадайте ребус! (Ребус на доске) Молодцы!

    Рефлексия. Смайлики.

-Оцените свою работу на уроке! Ребята, перед вами смайлики. Дорисуйте смайлик тем цветом, который соответствует значению. (на слайде характеристика цвета)

-Спасибо за работу!!!

     Домашнее задание

              - упр. № 160, 10 словарных слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, тема: "Значение и употребление глаголов в речи" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.Планируемые результаты: Предметные:- з...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Слово и его лексическое значение" (УМК "Школа России", 2 кл.)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое лексическое значение слова;- уметь определять...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Значение и употребление глаголов в речи» (3 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.Планируемые результаты: Пред...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение словар...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Значение и употребление глаголов в речи»

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...

Конспект урока по русскому языку Тема урока: «Слово и его значение»

Конспект урока по теме: «Слово и его значение»1. Цель урока: научить различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение2. Задачи :образовательная: формировать знания о русско...

Конструктор по русскому языку . Тема "Значение приставок" 3 класс. "Школа России"

Конструктор по русскому языку в 3 классе Тема "Значение приставок".  Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым резуль...