План-конспект урока. ЗАГЛАВНАЯ БУКВА
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Шевцова Каролина Евгеньевна

Тема: «Заглавная буква в именах собственных»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Заглавная буква в именах собственных»

Класс: 2

 Цель урока:

организация деятельности обучающихся для первичного изучения, осмысления, усвоения знаний о именах собственных и нарицательных. Правил написания заглавной буквы в именах собственных  

Задачи урока:

Образовательные:способствовать формированию навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.  

Развивающие: способствовать развитию правильной речи, логического и творческого мышления, умению применять памятку на письме, произвольного внимания, произвольной памяти, развитию самостоятельности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к предмету, любознательность, доброжелательность, дружеское отношение к одноклассникам в процессе совместной работы, целеустремлённость.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, чередование видов деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, создавать положительный эмоциональный микроклимат, проводить физкультминутки, гимнастики для глаз.

Планируемые УУД:

Личностные: формирование позитивного отношения к предмету, положительной мотивации к учебной деятельности, желания выполнять учебные действия, умения слушать и выделять главное.

Метапредметные:

Познавательные УУД: находят нужную информацию в разных источниках, представленную в разных формах, осуществляют операции сравнения, анализа, обобщения, излагают своё мнение с использованием терминов.

Регулятивные УУД: понимают, принимают, сохраняют учебную цель и задачи, решают её в сотрудничестве с учителем и самостоятельно, ориентируются в учебном материале урока, планируют учебную деятельность в соответствии с поставленными задачами урока, осуществляют действия контроля, взаимоконтроля, самоконтроля, оценки.

Коммуникативные УУД: выстраивают конструктивное взаимодействие с учителем и с одноклассниками, работают в паре, высказывают своё мнение, слушают учителя и одноклассников, аргументируют свою позицию.

Предметные: называют правильное написание заглавной буквы на письме в именах собственных.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Содержательный компонент урока

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, я ищу 2 класс у меня ТЕЛЕГРАММА:  «Ищем  учеников 2 класса, которые  помогут прочитать карту и отыскать клад»

- и подпись неразборчивая . . .буквы рассыпались……

- Какая интересная телеграмма.   Я никогда его не искала, а вы?  Может быть, мы с вами откликнемся и поможем? Ведь искать клад это так интересно! Согласны?

 Тогда   давайте знакомиться.

 Меня зовут Диана Сергеевна, когда вы вырастите, вас тоже будут называть по имени и отчеству. Кто может назвать свое Ф И О.

 (Дети по очереди называют, садятся)

У:  Какое правило написания имён, отчеств, фамилий вы знаете? Какие еще слова относятся к именам собственным?

Чистописание.

- Ребята, мы не только должны знать правила, но и  уметь писать имена собственные.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- А вот и подпись на телеграмме.

(на доске буквы :    и,  а,    Б , о,  у,  р,  т, н)

-На какие группы вы можете разделить эти буквы? (гласные и согласные)

- назовите гласные буквы.  иоау

 Запишите до конца строки

- что можно сказать о звуках, которые обозначают эти буквы (гласные, бывают ударные и безударные, обозначают мягкость и твердость согласных)

- назовите согласные буквы        Бртн

 - что можно сказать о звуках, которые обозначают эти звуки (парные-непарные, звонкие-глухие, твердые-мягкие)

- теперь отгадайте автора телеграммы. (БУРАТИНО)  

Давайте теперь каллиграфически правильно  запишем имя автора телеграммы в тетрадь. (1 ученик записывает у доски)

- как правильно ?

II. Актуализация новых знаний

 Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?

        -А что вы ждете от урока? Какие цели ставите перед собой? (научиться правильно говорить, писать)

- Да, действительно, сегодня на уроке русского языка мы будем упражняться в написании имен собственных, развивать свою речь, грамотно и красиво писать. Думаю, что вы все справитесь с любыми заданиями.  

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

Упражнения в написании заглавной буквы в именах и кличках животных.

        - А вы помните имена героев сказки «Золотой ключик или приключения Буратино». Дети называют.

На слайде появляются  БУРАТИНО, папа КАРЛО, лиса АЛИСА, кот БАЗИЛИО, черепаха ТОРТИЛЛА, КАРАБАС БАРАБАС, МАЛЬВИНА, ПЬЕРО, пёс АРТЕМОН.

- вы знаете, клад искать можно только с друзьями.

Как вы думаете, кого бы взял с собой БУРАТИНО?

      Давайте их  запишем в тетрадь. (Выходят по одному к доске, записывают с комментированием папа КАРЛО, черепаха ТОРТИЛЛА, МАЛЬВИНА, ПЬЕРО, пёс АРТЕМОН.

-А почему не все слова здесь написаны с заглавной буквы? (потому что есть имена собственные и нарицательные…)

-Выполнив это задание, какой вывод можно сделать (Имена людей, фамилии, клички животных пишутся с заглавной буквы)

VI. Первичное усвоение материала

- Ребята, а вы помните, с какой просьбой обратился БУРАТИНО к нам?   Да, для того, чтобы прочитать план-карту и отыскать клад. (достаю из конверта)

- А вот и  план!

-Посмотрите, на плане флажком отмечено место, где мы сейчас находимся,  и крестиком место, где спрятан клад.

Я поняла, Буратино и его друзья не смогли прочитать карту, потому что не знают условные обозначения план-карты. Мы можем им помочь в этом?  Предлагаю  записать  весь маршрут в тетрадь.

 (какие препятствия мы должны преодолеть?) Опишите  путь, который нам надо проделать (море, город, школа)

Давайте подумаем, на чем легче и быстрее Карабаса Барабаса добраться до места, где зарыт клад? (ответы детей)

V. Физминутка

У: Посмотрите, оказывается, мы летим над Балтийским морем. Это же совсем рядом.

У: Что нужно всегда помнить при написании названий географических объектов? (названия…)

 А теперь мы пролетаем над самым главным городом нашей области, городом Калининградом. Вы знаете этот город?

 Ребята, мы приближаемся к заветному месту. Всё указывает на то , что клад в нашей школе!

 Теперь посмотрите на маршрут, который записали, какой вывод можно сделать? Что нужно всегда помнить при написании названий географических объектов? (названия…)

-Мы смогли все правильно записать, потому что хорошо знаем это правило.

Нам осталось найти клад. Лиса Алиса и кот Базилио  не нашли его, потому что они были злыми, постоянно ссорились и вредили друг другу, а нам, я думаю, удастся найти клад, потому что  я заметила,  что вы дружные ребята и помогаете друг другу в трудную минуту.

А чтобы ещё раз в этом убедится, я предлагаю следующее задание:

VI. Первичное закрепление материала.

Работа в парах.

На столе у вас лежат карточки с заданием, выполняя которое,  вы можете  посоветоваться друг с другом, обсудить правильность ответа и принять совместное решение.

1 задание:  Найдите ошибки «Улетел Орёл за гору орёл».

2 задание: Найди лишнее слово:  Настя, Олег, Толстой.  

-Что объединяет эти слова? (имена собственные)

3 задание:    Соедини линиями, подходящие по смыслу слова.

                      Лилия        цветок

                      лилия        девочка

4 задание:      Найди лишнее слово:   Пятигорск, Малка, Кисловодск.

-Что объединяет эти слова? (имена собственные)

Проверка выполненного задания.

 Поднимите, у кого карточки вот такого цвета.  Что вы можете сказать о решении вашего задания. Какой вывод вы можете сделать?

 (ответы детей)

        -Вы действительно очень дружные ребята. Теперь давайте поищем клад.                

Дети оглядываются по сторонам, и в это время учитель достает сундучок.

Клад  сам дался нам в руки .

-Как вы думаете, что может быть в этом сундучке? (деньги, конфеты, драгоценности и т.д.) Так интересно узнать, что же в нашем сундучке. (открываем).

Ребята, здесь лежит книга. Но, почему, же книга? (Ответы детей).

- А-а, я догадалась! А поднимите руку, кому бы хотелось, чтобы в сундучке были драгоценности, деньги?

Книга – это клад знаний. В книге можно найти ответы на многие вопросы, она расскажет нам много интересного. Эта книга не простая, из этой книги можем узнать о приключениях наших друзей.

-А-а, я кажется, поняла! Буратино и его друзья  специально спрятали этот клад и попросили нас помочь им, чтобы проверить какие мы дружные, отзывчивые и грамотные. А теперь они благодарят нас за помощь и дарят книгу в классную библиотеку.

- А еще здесь значки, что же на них написано? «Знание-клад». Такие значки вручаются настоящим кладоискателям знаний. И вы сегодня все достойны этого звания.

 VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Значки подарю сначала самым активным ребятам, давайте вместе решим кто был таковым сегодня?  

- ты узнала что-то новое сегодня ?

- как ты считаешь, тебе это пригодится?

- а как работал ты?

 Но так как мы с вами все были дружными, оказывали помощь нашим друзьям, повторили правописание имен собственных, то каждый из нас получает такой значок.

VIII. Информация о домашнем задании.

Расскажите родителям о нашем путешествии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

и а Б р о у т н

Слайд 2

Цели урока Узнаем … Будем учиться …

Слайд 3

Цели урока: Узнаем: в каких случаях надо писать заглавную букву Будем учиться писать заглавную букву в словах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц, городов"

Знакомство детей с правописанием заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц нашего города....

План-конспект открытого урока по письму "Письмо строчной и заглавной букв фФ" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

План-конспект составлен для использования на уроке письма в 1 классе(1-4), разработан согласно принципам системы развивающего обучения Л.В.Занкова....

План конспект урока "Заглавная буква в кличках животных"

Приводится план-конспект урока русского языка в 1 классе - урок открытия новых знаний...

Урок русского языка во 2 классе.Тема урока: Заглавная буква в именах собственных.

познакомить учащихся с правописанием слов, обозначающих названия городов, сел, деревень, озер, морей.- повторить правило о написании слов, обозначающих имена, отчества, фамилии, клички животных...