Изменение имен существительных по числам
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Хасанова Айгуль Фанилевна

Конспект урока русского языка во 2 классе "Изменение имен существительных по числам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_sushch.po_chislam.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение башкирская гимназия имени Н.Наджми г.Дюртюли

Конспект урока

русского языка во 2а классе

«Изменение  имён  существительных по числам»

Подготовила: учитель начальных классов

 Хасанова Айгуль Фанилевна

                                                Март 2021

УМК «Перспектива»

Тип урока: Открытие новых знаний

Форма урока: дистанционно, на платформе Zoome

Цель урока: Познакомить учащихся с изменением имён существительных по числам. Дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам; развивать творческие способности.

Задачи: Формировать знания об изменении имён существительных по числам.

Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение  кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

Планируемые результаты.

Предметные: совершенствовать умение определять число имён существительных; развитие словарного запаса обучающихся.

Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос. Умение слушать и вступfть в диалог, участвовать в обсуждении проблем.

Личностые: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Ресурсы: учебник «Русский язык», УМК «Перспектива», ноутбук, презентация.

                                               

                                              Ход урока

I. Организационный этап.

1. Приветствие.

2. Эмоциональный настрой к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Как настроение? Давайте улыбнёмся друг другу и наше  настроение станет еще лучше!

 

Я держу в ладошке солнце

Я дарю его друзьям

Улыбайтесь-это просто! Лучик солнца- это вам!

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

II. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1.Минутка чистописания. Рр

Взгляните на слайд и определите, какая буква лишняя: уеэораыяию и почему?

 Подчеркните самую красивую заглавную букву и самую красивую строчную.

2.Словарная работа

Сейчас небольшой словарный диктант. Посмотрите на экран, у нас проблема: сбежали гласные, их надо вернуть и восстановить слова. Кто догадался?

Врн,врбй. (ворона, воробей) Запишите эти слова через запятую, но точку не ставьте. У нас новое словарное слово СОРОКА. Прочитаем орфографическим способом. Определите место ударения и орфограммы.

Проверка. Если нет ошибок ставим !

Что объединяет все эти слова? (Словарные, тематическая группа зимующие птицы, правило ОРО)

3.Повторение прошлой темы по кластеру.

Давайте вспомним темы последних уроков. Мы с вами начали раздел "Части речи» и познакомились с именем существительным.

-Кто может дать чёткое определение, что такое имя существительное?

- Что мы уже знаем об именах существительных? (Имена существительные  бывают одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные.)

-Появилась еще одна ячейка, но она пустая. Мы знаем, что сюда вписать? Пока нет. Но хотели бы узнать?

Конечно, ведь здесь кроется еще один секрет имени существительного. И это будет  темой нашего урока.

Понять о каком признаке мы будем говорить поможет  нам следующее задание.

III. Самоопределение к деятельности.

Проблемная ситуация

-Посмотрите на экран и назовите все предметы. (Тетрадь, карандаш, дерево)

-Сколько предметов обозначает каждое слово? (1)

-Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов.

-Что вы заметили, что изменилось? (Количество предметов и написание слов, т.е. форма слова)  

Оказывается, имена существительные изменяются по числам. Если слово называет один предмет, то оно стоит в ед.ч.

Если слово называет несколько предметов, то оно стоит во мн.ч. Обратите внимание на сокращенный вариант написания этих словосочетаний.

Кто уже догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока: Изменение имён  существительных по числам.

- Какую цель мы с вами поставим?

-Научиться определять число имён существительных.

-Научиться изменять имена существительные по числам.

Теперь мы можем заполнить наш кластер до конца?

IV. Работа по теме урока

- Что же говорит об этом профессор Самоваров? Откройте учебник  на странице 87. Прочитайте сообщение  профессора Самоварова.

Дети читают правило про себя, затем один ребёнок читает его вслух.

- Итак, в каком случае слово стоит в единственном числе?

В каком случае слово стоит во мн.числе?

Выполним упр.116 с.87 устно

1.Баран-бараны

2.Книга-книги

3.Ковш-ковши.

V. Первичное закрепление. Самостоятельная работа.

Перед вами слова в единственном числе, ваша задача записать эти слова  во множественном числе.

Проверка. Если нет ни одной ошибки поставьте «!»

Физминутка для глаз.

Не поворачивая головы посмотрим  вверх, вниз, вправо, влево, нарисуем круг, в другую сторону, зажмурим сильно, расслабимся, откроем глазки, поморгаем и работу продолжаем.

VI. Продолжение работы по теме урока.

Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Кепки, майки и котлеты
Называются предметы.

Определите, в каком числе стоят все существительные в этом стихотворении.

Вы уже поняли, какая задача перед вами стоит?

Слова во мн.ч. поставить в ед.ч. Работаем устно. У всех ли слов получилось изменить число?  Люди. Это необычное слово, в чем же его секрет, давайте узнаем.

Словом люди мы называем несколько людей. Но если один, то мы говорим человек. А вот еще один пример: это ребёнок один, а если их много, то мы говорим дети.

Послушай разговор двух подружек:

-Это мои духи. Похвасталась одна из них.

-Здорово! А у меня только одна духа или один дух?

Как ты думаешь, правильно говорит девочка?

Оказывается, есть  слова, к которым невозможно подобрать пару по числу.

Например, ножницы, их много. Это тоже ножницы, но предмет один. Сани и так тоже сани. Эти существительные употребляются только во мн.числе.

А еще есть существительные ,которые используются только в единственном числе. Например, молоко и это молоко.

Можно сказать, что такие сущ.не изменяются по числам.И таких слов достаточно много.

VII. Закрепление. Работа в сессионных залах на платформе Zoome

Сейчас мы с вами будем их искать, поиграем в игру «Сыщики»

Делимся на сессионные залы и работаем в подгруппах. Первый зал работает только с первой группой слов, второй зал – только со второй группой. Ваша задача среди множества слов найти два  слова, у которых нет пары по числу. С одним из  слов придумать одно предложение.

Определите одного человека, который будет отвечать и одного человека, который оценит работу вашей группы.

Делаем вывод, что в русском языке встречаются сущ., у  которых нет формы единственного или множественного числа.

1.

рюкзаки-

пеналы-

окна-

прятки-

шахматы-

фломастеры-

2.

Пчела-

оса-

муравей-

Молоко-

жук-

мёд-

3.

лиса-

медведь-

мука-

небо-

крот-

самолёт -

4.

вилки-

брюки-

холодильники-

лампы-

столы-

деньги-

5.

рюкзаки-

пеналы-

окна-

прятки-

шахматы-

фломастеры-

6.

жираф-

крокодил-

страус-

сахар-

пальма-

мясо-

 

VIII. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Ребята,  наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги.

- Что нового узнали об именах существительных?  

- Какую цель мы ставили перед собой? Мы её достигли?

- Все ли слова русского языка имеют обе формы числа?

IХ. Самооценка учениками собственной учебной деятельности

- Ребята, у вас на столах лежат круги. Оцените свою  деятельность на уроке и поставьте себе отметку.

X. Домашнее задание.

Упр. 118, стр. 88 и по желанию пройти на платформу Учи.ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по числам".

Необычный урок - путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблуд...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ЧТЕНИЕ – РУССКИЙ ЯЗЫК – АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) Тема: Изменение имен существительных по числам.

Урок нацелен на формирование умения различать единственное и множественное число существительных в английском и русском языках, развитие навыков устной речи и чтения на английском языке....

Изменение имен существительных по числам

Конспект урока по русскому языку -2 класс...

Урок русского языка в 3 классе "Изменение имен существительных по числам"

Урок учит определять число имен существительных. Спланирована работа в парах над решением проблемного момента....

Изменение имен существительных по числам 4 класс

Презентация и конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Изменение имен существительных по числам"...

«Изменение имен существительных по числам» 3 класс "Школа России"

Конспект урока, презентация, раздаточный материал (карточки)...

Изменение имен существительных по числам»

Цели: - знакомство с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа;- совершенствование умения изменять имена существительные по числам;- развитие орфограф...