Изменение имен существительных по числам 4 класс
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Демидович Людмила Леонидовна

Презентация и конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Изменение имен существительных по числам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_imen_sushchestvitelnyh_po_chislam.rar80.81 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

4 КЛАСС

УРОК ПРОВЕДЁН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ                              ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ТЕМА:

“ Изменения имён существительных по числам ”.

ТЕМА: “ Изменение имён существительных по числам ”.

ЦЕЛИ: развивать умение определять число имен существительных;                             учить правильно употреблять существительные, различающиеся формами числа в русском и белорусском языках; развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас.

ХОД УРОКА

1. Вводная часть

 -   Сегодня мы займемся исследовательской работой, будем рассуждать, доказывать, сравнивать. А вот по какой теме, вам придется определить самим. Урок у нас будет несколько необычным: многие задания вам предложит компьютер , в его трансформировалась наша доска. Но нет уверенности в том, что компьютер не дает сбоев или в его заданиях не окажется ловушек, поэтому будьте внимательными.

  -    А сейчас, используя опоры, вспомним основные правила, которые необходимо знать, чтобы писать грамотно.

        ( У каждого ученика опорная схема.)

        удивительно - диво

        пло.. – плоды

        ска..ка – сказочка

        со..нце - солнышко    

        жи , ши                  ча , ща                   чу . щу

        пришил                  часы                      щука

         ужин                      щавель                  чудо            

        с_крыши – крыша

        в_доме – дом

        девочка Лена

        кошка Мурка

        город Минск  

        какой?                      какие?                     какого?

        сухой                        синие                       теплого

        старый                      красные                   зеленого          

        чн                            чк

        удачно                    дочка

           ь                                               ъ

           веселье                                    объединить

           льготы                                    съежился

           вьюга                                      объяснить

           деревья        

           не_спеши                        не_съешь

          За, под, про и т. д.

          подсохла

          проехал

          зашёл

Дети по таблице формулируют привила правописания.

   2. Проверка домашнего задания ( упр. 112 )

-  Внимание! Включился наш компьютер. Он предлагает нам проверить домашнее задание. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверте, в такой ли последовательности вы вставили пропущенные слова.

             

                рыбка     ж. р.

                осьминог   м. р.

                краб   м.р.

                акула   ж. р.                          

     

  1. Прочитайте словосочетание с существитеьным осьминог.

( Огромный осьминог.)

  1. Подберите синонимы к прилагательному огромный.

( Большой, громадный. )

-   С каким словом можно сгрупировать слово осьминог?

( Со словом краб. )

  1. Почему?

( Это существительные мужского рода.)

  1. А еще почему?

( У них согласный на конце слова нужно проверить.)

  1. Как осуществить эту проверку?

( Звук согласный проверяем, рядом гласный подставляем.)

  1. Можем ли мы сгрупировать существительные рыбка и акула?

( Да, это существительные женского рода. )

  1. А по кокому признаку можно сгрупировать все слова о которых мы говорили?

( Все они обозначают животных, обитающих в воде. Обозначают один предмет. Все отвечают на вопрос кто? )

  1. К каким существительным ставят вопрос кто?

( К именам существительным , обозначающим людей, животных: котенок, краб.)

  1. Какие существительные отвечают на вопрос что?

(Все остальные существительные отвечают на вопрос что? : стул, парта.)

         3. Чистописание

     -  Молодцы. Компьютер предлагает нам новое задание.

                                  вв  во вд  вб  вы  вл  вк

  1. Вы должны правильно, красиво, аккуратно написать сочетания этих буков.
  2. Пока вы писали, компьютер педлагает прочитать скороговорку в “ звуковом костюмчике ”.

       [ вадавос  в ос воду ]

       [ис вадаправода ]

 

  1. Запишите ее в “буквенной одежке ”. Каждую новую строчку нужно писать с заглавной буквы.

( Ученик пишет на доске с комментированием, остальные дети пишут в тетрадях:

Водовоз вёз воду

Из водопровода  

  1. Подчеркните главные члены предложения. Чем выражено подлежащее?

(  Существительным водовоз.)

  1. Каким словом можно проверить первое безударное о ?

( Словом воду.)

  1. Объясните правописание второго о .

( Это соединительная гласная слов вода и возить.)

  1. Как проверить написание согласного на конце слова?

( Изменить слово водовоз – водовозы.)

  1. Сколько предметов обозначает слово водовоз?

( Один.)

  1. А слово водовозы?

( Несколько предметов. )

  1. На что указывает окончание ы?

( На множественное число. )

  1. Так над какой темой мы сегодня будем работать?

( Над темой “ Число имен существительных ”.)

На доске “ загорается ” название темы урока.

                    ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

4. Исследовательская работа

- А  вот и новое задание от компьютера.

              1 ВАРИАНТ

Изменить слова так, чтобы они  обозначали много предметов.

 Мяч

 Буква

 День

 Стол

 Дождь

               

               2 ВАРИАНТ

Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.

 Книги

 Волосы

 Мухи

 Шляпы

 Неряхи

 

  1. В полученных парах определите род имен существительных.  

               1 ВАРИАНТ

               2 ВАРИАНТ

 

Мяч – мячи                        м. р.

 Буква – буквы                   ж. р.

 День – дни                         м. р.

 Стол – столы                     м. р.

 Дождь – дождики             м. р.

 

Книги – книга                  ж. р.

 Волосы – волос                м. р.

 Мухи – муха                     ж. р.

 Шляпы – шляпа                ж. р.

 Неряхи – неряха               ж. р.

  1. А вот так ответили ученики другой школы. Проверьте их ответы. Есть ли ошибки? Какие ошибки сделали ученики другой школы?

        ( Дети проверяют и исправляют ошибки. 1 вариант: не дождики а дожди. 2 вариант:  в слове неряха род не определяется без дополнительного слова ( мальчик неряха, девочка неряха ).)

  1. Какой вывод можно сделать из этого задания?

ВЫВОД ( делают дети ): если основа слова одинаковая, а окончания разные, то это разные формы одного и того же слова; окончания ы, и указывают на множественное число предметов; существуют слова, которые могут быть и мужского и женского рода.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Мозговой штурм

   Группы получают коробки, в которых лежат предметы – ножницы и пакетик с горохом. Их нужно подарить группе-сопернице, при этом правильно употребить форму существительного, называя предмет.

6. Работа с учебником

-  Откройте учебники на стр. 66 и прочитайте упражнения 115 и 116. Какое из них можно назвать текстом?  Почему?  

    ( Упражнение 116 – это текст, потому что предложения связаны между собой по смыслу и объединены общей темой.)

Старинные часы – род не определяется,

литое стекло – средний род,

башенка – женский род,

шестерёнка – женский род.

  1. Проверить поможет кампьютер. Какой можно сделать вывод?

( Существительное часы не имеет единственного числа. )

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

7. Редактирование текста

 - Вот и снова кампьютер предлогает нам новое задание. Нужно записать текст раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

                         

                           Кто ( по ) ёлкам ловко скачет

                           И взл..тает ( на ) дубы?

                           Кто ( в ) дупле ..рехи прячет,

                           Суш..т на зиму гр..бы?

  1. Что это за текст? Отгадайте загадку.Отгадку запишите.

                     

                           Кто по  ёлкам ловко скачет

                           И взлетает  на  дубы?

                           Кто  в  дупле орехи прячет,

                           Сушит на зиму грибы?         ( Белка. )

  1. Проверьте себя и оцените свою работу.

8. Подведение итогов урока

 - Что нового узнали на уроке?

-  Как определить число имени существительного?

9. Рефлексия

  Адре.., ша..ка, г..зета, овё.., б..лет, ду.., д..рога, ле..,ко..ьба, б..рёза, килогра..м.

  1. Кампьютер на прощание хочет нам что-то сказать. Прочитайте слова, втавьте пропущенные буквы, из пропущенных букв сложите слова.
  2. Что получилось?

                                   

                                      СПАСИБО ВСЕМ!

  1. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Изменение имен существительных по числам"

Урок учит определять число имен существительных. Спланирована работа в парах над решением проблемного момента....

«Изменение имен существительных по числам» 3 класс "Школа России"

Конспект урока, презентация, раздаточный материал (карточки)...

Фрагмент интегрированного урока русского и английского языка по теме "Изменение имен существительных по числам", 2 класс

Фрагмент интегрированного урока разработан на основе деятельностного подхода. Программа по русскому языку Поляковой, английский язык - Биболетова...

"Изменение имен существительных по числам", 3 класс.

Изменение имен существительных по числам...

"Изменение имен существительных по числам" Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК "Перспектива")

Урок познакомит учащихся с категорией числа имен существительных;  будет способствовать формированию умения образовывать формы числа имен существительных, верно употреблять  существит...

Изменение имен существительных по числам, конспект урока во 2 классе

Конспект урока во 2 классе (по программе Занкова) по русскому языку. Изменение имен существительных по числам...