Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Фразеологизмы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема: «Фразеологизмы»

Тип: изучение нового материала.

Цель урока: сформировать первоначальное представление о фразеологизмах как устойчивых сочетаниях слов. 

Планируемые результаты

Предметные:

  • Определить понятие «фразеологизм».

  • Научиться отличать фразеологизмы  от других сочетаний слов.

  • Понимать и объяснять смысл фразеологизмов, в т.ч. с использованием фразеологического словаря.

Метапредметные:

  • Принимать учебные задачи урока, планировать решение этих задач.

  • Работать с информацией: осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать информацию, полученную из текста, в таблицу, модель; составлять устное сообщение с опорой на таблицу, модель.

  • Оценивать свои достижения на уроке, делать выводы.

Личностные:

  • Проявлять интерес к родному языку, замечать его образность и красоту.

  •  Развивать интерес к истории языка.

Ресурсы урока:

1) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Часть 1. – М., Просвещение», 2014.

2) Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. – М, Просвещение, 2014.

3)Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Проверочные работы.- М., Просвещение, 2018.

Техническое оснащение: компьютер, интерактивная презентация к уроку.

Раздаточный  материал к уроку: карта урока на печатной основе, самостоятельная работа на печатной основе.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Актуализируем необходимые знания.  Распознаём фразеологизмы среди других сочетаний слов

  • Сообщает о том, что на уроке будет продолжено исследование слова, а для этого необходимы знания, полученные на предыдущих уроках.
  • Организует повторение сведений о слове и словосочетании с использованием таблицы (учебник, стр. 41), а также опорной модели, созданной на прошлом уроке (слайды 1, 2).  Каждое высказывание необходимо начинать со слов «Я знаю...».

  • Знакомит детей с картой урока (Приложение 1), предлагает выполнить в парах  задание 1 (карта урока): составить из данных слов все возможные словосочетания и записать их.
  • Организует проверку выполнения задания на электронной доске     (слайд 3).
  • Предлагает найти среди словосочетаний те, которые имеют переносный смысл.

  • Повторяют изученный материал.
  • Преобразуют информацию, данную в таблице и опорной модели, в устное высказывание.
  • Слушают ответы одноклассников, продолжают высказывания по цепочке, дополняя предыдущие.

  • Знакомятся с картой урока.
  • Работают в парах: обсуждают возможные словосочетания, записывают.

  • Выполняют самопроверку

  • Анализируют  составленные словосочетания, выбирают те, которые имеют переносный смысл, доказывают свою точку зрения, объясняя значение словосочетаний.
  • Возможно,  называют выбранные словосочетания фразеологизмами.

Мотивация к деятельности

Определяем учебные задачи урока

  • Сообщает, что такие словосочетания называются фразеологизмами и предлагает дописать в карте урока  тему.

  • Предлагает построить план урока: отбросить «лишние» для данного урока задачи, обозначить порядок решения учебных задач цифрами (карта урока, задание 2).Организует фронтальную проверку выполнения задания.
  • Фиксируют тему в карте урока.

  • Под руководством учителя определяют порядок решения учебных задач на уроке, обозначая его цифрами (задание 2). Осуществляет самопроверку выполнения задания с помощью эталона (слайд 4).

Организация познавательной деятельности

Определяем понятие фразеологизма

  • Организует фронтальную беседу по вопросам упражнения 83.
  • Предлагает сравнить свой вывод с выводом,  данным в учебнике (рубрика «Обратите внимание!»), а также объяснить своими словами понятие «устойчивое сочетание слов».
  • Организует работу над заданием 3 (карта урока): предлагает прочитать задание и составить план его выполнения.
  • Организует обсуждение определений  над созданием опорной модели,  уточняет, что  необходимо выявить главные опорные слова в определении и представить их в виде условных обозначений.

  • Читают задание, отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения, делают вывод.
  • Сравнивают свой вывод с информацией в учебнике, пытаются объяснить понятие «устойчивое сочетание слов».
  • Читают задания, комментируют порядок выполнения заданий.

  • Читают определения, сравнивают, обсуждают, находят опорные слова, предлагают варианты условных обозначений, совместно создают модель понятия «фразеологизм» (слайд 5), выписывают примеры фразеологизмов из правила и их значение.

Объясняем смысл фразеологизмов. Работаем со словарём

  • Знакомит с фразеологическим словарём (печатным и электронным вариантом, например, http://www.fraze.ru ) (слайд 6)
  •  Предлагает самостоятельно индивидуально выполнить упр.84 в карте урока (задание 4), организует взаимопроверку в парах.

  • Организует работу в парах над заданием 5 (карта урока), организует фронтальную проверку выполнения задания.

  • Предлагает самостоятельно выполнить упр. 85 в учебнике: соединить фразеологизм с его значением, устно составить предложение с одним из фразеологизмов. Организует взаимопроверку в парах, а также выборочно фронтальную проверку.

  • Организует работу в парах над заданием 6 (карта урока), организует фронтальную проверку выполнения задания.

  • Организует фронтальную беседу по заданию упр. 86, предлагает ответить на вопрос: для чего писатели используют фразеологизмы в своих произведениях?

  • Самостоятельно выполняют задания упр.84, осуществляют взаимопроверку.

  • Работают в парах: находят в словаре фразеологизмы с одинаковым значением, заполняют таблицу, делают вывод.

  • Самостоятельно выполняют задания упр.85, осуществляют взаимопроверку, обсуждают составленные предложения.

  • Работают в парах: находят в упр.85 фразеологизмы с противоположным значением к данным, заполняют таблицу, делают вывод.

  • Читают, объясняют значение фразеологизмов, высказывают свою точку зрения на поставленный вопрос, слушают ответы одноклассников, оценивают их.

Знакомимся с историей возникновения фразеологизмов. Работаем с информацией

  • Сообщает, что каждый фразеологизм имеют свою историю возникновения и предлагает познакомиться с некоторыми из них и результаты исследования занести в таблицу задание 7 (карта урока).

  • Организует фронтальную работу с фразеологизмом «Зарубить на носу»: предлагает прочитать статью из электронного фразеологического словаря (слайд 7) (http://www.fraze.ru/index.php/frazeologizm/na-bukvu-z/zarubiti-na-nosu), найти необходимую информацию и занести её в таблицу.

  • Организует аналогичную работу в парах с фразеологизмами «Бить баклуши», «Спустя рукава» с использованием информации на «Страничке для любознательных» (учебник, стр.51), организует фронтальную проверку.

  • Комментирует задания по выбору для домашней работы. Предлагает отметить выбранное задание в карте урока.

  • Знакомятся с заданием 7 (карта урока). Комментируют порядок выполнения задания

  • Читают статью (слайд 7), ищут необходимую информацию, обмениваются мнениями, делают выводы, заполняют таблицу.

  • Работают в парах: читают статью, ищут необходимую информацию, по аналогии заполняют таблицу, проверяют и оценивают результаты своей работы в процессе фронтальной проверки с помощью эталона (слайд 8).

  • Выбирают задание для домашней работы.

Рефлексия деятельности

Подводим итоги урока

  • Предлагает вернуться к плану урока и проверить, какие из поставленных задач выполнены.

  • Организует индивидуальное выполнение самостоятельной работы (Приложение  2), а также фронтальную работу по самопроверке и самооценке достигнутых результатов.

  • Предлагает подвести итоги урока: опираясь на карту урока и результаты самостоятельной работы, продолжить одно из предложений:
  • На уроке я узнал...
  • На уроке я научился...
  • На уроке мне больше всего понравилось...

  • Анализируют план урока, комментируют выполнение задач, выясняют, что предстоит выполнить самостоятельную работу.

  • Выполняют самостоятельную работу.
  • Осуществляют самопроверку и самооценку достигнутых результатов (отвечают на вопросы для самооценки, используя цвет: да – зелёный, не всегда – жёлтый, нет – красный).

  • Дают оценку личных достижений на уроке, делятся впечатлениями от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС  Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....

Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.

Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...