Состав слова (обобщение)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.
Задачи:
Образовательные: систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.
Воспитательные: воспитывать интерес к языку, слову; развивать орфографическую зоркость;
Развивающие: обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся обобщат свои знания по теме «Состав слова», знают части слова и умеют находить корень, приставку, суффикс, окончание, основу в словах, различать однокоренные слова.
Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Состав слова
(обобщение)
Выполнила: Салихова Г.Д.,
учитель начальных классов
Г.Губкинский, 2023 г
Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.
Задачи:
Образовательные: систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.
Воспитательные: воспитывать интерес к языку, слову; развивать орфографическую зоркость;
Развивающие: обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся обобщат свои знания по теме «Состав слова», знают части слова и умеют находить корень, приставку, суффикс, окончание, основу в словах, различать однокоренные слова.
Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, словари, карточки.
Ход урока.
- Организационный момент:
- Добрый день, ребята, давайте поприветствуем гостей. Садитесь.
- Дорогие ребята, я хочу поделиться с вами с одним маленьким секретом.
Всё в твоих руках (притча)
Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал:
– Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? – Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит. Если он скажет живая – я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.
Так всё и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?»
Пристально глядя в глаза, мудрец сказал: «Все в твоих руках».
- Ребята, я тоже хочу вам сказать «Все в ваших руках». Если вы будете внимательными, сосредоточенными, сообразительными, уверенными в себе, вы добьетесь всего. Желаю вам успехов.
II. Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа.
У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер.
- Разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.
1. Учебное помещение в школе. (Класс)
2. Верхняя одежда. (Пальто)
3. Корм для лошади. (Овес)
4. Защитник Отечества. (Солдат)
5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
7. Из чего состоит предложение? (Слова).
Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд. Какое слово получилось по вертикали? (состав)
- Каково лексическое значение слова «состав»?
- Обратимся к толковому словарю: «Состав – это совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое».
- Какие образные ассоциации рождает у вас это слово?
- Поезд.
- Сколько вагончиков нам понадобится для работы по теме нашего урока, как вы думаете?
- Четыре, т.к. в слове три значимые части и одна изменяемая.
- Скажите тему нашего урока « Состав слова. Закрепление»
А какая цель урока? (На уроке мы повторим все, что знаем о частях слова, закрепим умение правильно разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий – ИНФОРМАЦИЯ НА ДОСКЕ).
Состав слова
- Открыли тетради, запишите число, классную работу.
III. Закрепление и обобщение знаний и способов действий.
1. Повторение об окончании слова.
С чего начнем, друзья, урок?
Нас приглашает окончание
И у него для нас задание.
- А что такое окончание? (ответы детей).
-А сейчас мы с вами поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.
1 группа:
- Поделите слова на две группы.
- По какому принципу поделим слова на группы?
Роза, розовый, розами, розы, розоветь.
Роза розами
Розовый роза
Розоветь розы
-Что мы доказали, выполнив это задание? (окончание образует формы слова)
2 группа:
- Прочитайте (плод, ценят, по, дерево, а, дело, человек, по)
- Можем ли мы эту запись назвать предложением? (нет)
- Почему? (слова не связаны по смыслу).
- Что нужно, чтобы получилось предложение? (переставить местами слова и у некоторых слов изменить окончание).
- Какое предложение получилось? Как назовем это высказывание? (Пословица)
- Как понимаете эту пословицу?
- Выделите окончание в словах и определите часть речи.
- (Дерево ценят по плодам, а человека по делам).
( Окончание связывает слова по смыслу)
3 группа:
- Как вы думаете, можно ли по окончанию определить к какой части речи относится слово?
- Докажем это. Подберите слова к данным окончаниям и запишите их в три столбика:
а | ая | ет |
о | ий | ют |
- Какие слова записали в 1 столбик?
- К какой части речи они относятся? (во втором, в третьем)
- Выполняя это задание, что повторили об окончании? На что может указывать окончание? ( на часть речи)
4 группа: найдите окончание в словах, выделите основу слов:
Дерево, морской, подходит, пришкольный, лесник, подоконник, играет.
- А что такое основа слова?
- Молодцы !
2. Повторение о корне слова.
Жило-было слово ХОД
В слове выХОД, в слове вХОД,
В слове ХОДики стучало.
И в поХОДе вдаль шагало
- Кто догадался какую часть слова будем повторять?
- Что такое корень слова?
(Ответы детей)
Работа в парах:
- Прочитайте:
- На ах и ках ит истый ок.
- Трудно?
- Какая часть в словах пропущена?
- На дуб и берез леж пуш снеж.
- А теперь попробуйте прочитать. (На дубках и березках лежит пушистый снежок).
- При помощи чего смысл восстановился? (При помощи корня)
- Что такое корень? (Это значимая, главная часть слова)
- Запишите предложение, выделите корни слов.
- Как правильно выделить корни слова? (Подобрать однокоренные слова, близкие по значению).
- Подобрать однокоренные слова, работа в тетрадях:
1. Вариант с корнем –дуб-,(дуб, дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубравный, дубонос, дубравушка)
2. Вариант с корнем - берёз-.(береза, березка, березняк, березовый, подберезовик, березонька)
Вывод.
3. Повторение о приставке.
- Ребята, а где стоит приставка?
- А что такое приставка?
- Для чего служит приставка? (образование новых слов)
- Что нужно для того, чтобы правильно выделить приставку? (Подобрать однокоренные слова с приставками и без приставок)
Работа в группах.
Вставьте в слова нужные приставки: на, с, пере, вы, раз, под.
Упражнение из учебника аккуратно … писать. Новую тетрадь красиво
... писать. Из текста внимательно … писать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно … писать.
Проверка по образцу.
Упражнение из учебника аккуратно списать. Новую тетрадь красиво подписать. Из текста внимательно выписать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно переписать.
Образуйте новые слова с приставками.
- Назовите с противоположным значением.
- Что влияет на смысл слова?
- Какой вывод сделаем о приставках?
(служат для образования новых слов и влияют на смысл слова.)
4. Повторение о суффиксе.
- Какая часть слова стоит после корня? (суффикс)
- Что такое суффикс?
- Образуйте при помощи суффиксов новые слова?
гнездо ёнок
сова ышк
ветер ист
баян ок
брат ищ
дом ец
Гнёздышко, совёнок, ветерок, баянист, братец, домище.
- На что указывает суффикс в словах?
5. Разбор слова по составу.
- Какие части слова мы повторили? (алгоритм разбора слова)
- Разберите по составу слова пришкольный, подберёзовик, действуя по алгоритму.
6. Работа по учебнику
Упр. 192 (с. 102). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Чтение задания: Прочитайте слова, спишите, выделите значимые части слов с выделенными буквами.
Проверка задания на доске.
Итог урока. - Какое открытие вы сделали сегодня для себя?
-. Вы дружно работали. Выполняли задания, которые вам предлагали, а теперь я хочу узнать какими наблюдательными вы были.
- Какие части слова вам встречались на уроке?
- Какая часть слова самая важная? Почему?
- Как пишутся корни однокоренных слов?
- Какие части слова служат для образования новых слов?
-Достигли ли мы цели урока?
- Чем интересен был урок?
- Какие задания вам особенно понравились?
- Испытывали ли вы сложности?
ТЕСТ:
Выбери один из ответов на каждый вопрос.
Обведите букву, соответствующую ответу.
1 Часть, без которой слово не может существовать?
Д) суффикс;
З) корень;
О) окончание.
2 Родственные слова это:
У) слова разные по смыслу;
Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3 Окончание служит для связи слов в предложении
Е) нет;
А) да.
4 Суффикс служит для образования новых слов
М) нет;
Т) да.
5 Корень – это:
О) общая часть родственных слов;
И) общая часть слов.
6 Разбор слова по составу надо начинать с :
С) корня;
П) приставки;
К) окончания.
7 Приставка служит для образования новых слов.
И) да;
Н) нет.
Запиши все обведенные буквы по порядку.
Какое слово получилось? __________________(ЗНАТОКИ)
Домашнее задание: упражнение 193 стр. 102.
Рефлексия:
Дерево успеха
А теперь, отгадайте, что вас ждёт дальше: составьте слово по подсказкам.
- Слово состоит из 4 частей.
- Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (мен)
- Приставка, как в слове переход.
- Суффикс тот же, что в словах травка, шубка (к)
- Окончание –первая буква алфавита (-а)
Ответ: переменка.
И у вас – переменка. Урок окончен. Спасибо за работу. Отдыхайте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Состав слова. Обобщение"
В данной презентации есть кроссворд, состоящий из словарных слов, предусмотрены интересные задания для закрепления темы "Состав слова"....
Конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"
В конспекте урока полное описание хода урока с различными интересными заданиями....
Урок русского языка в 3 классе "Состав слова (обобщение)".
Каждый этап урока продуман и соответствует современнным требованием к уроку....
Русский язык "Состав слова Обобщение" 3 класс
Русский язык. 3 класс. Тип урока: Урок закрепления, повторения.Тема урока: . «Состав слова. Обобщение» Учебный материал для детей и учителя : карточки для групповой работы, карточки для само...
Урок русского языка в 3 классе по программе « Школа России» На тему: « Состав слова. Обобщение».
Цель: Обобщить полученные знания о составе слова....
Разработка урока "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова"
Конспект урока русского языка в 3 классе(1-4)Тема: "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова".Цели.1.Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова....
Тема. Состав слова (обобщение)
Будем говорить о составе слова и разбирать слова по составу....