Состав слова (обобщение)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Салихова Гульсина Динафовна

Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.

Задачи:

Образовательные: систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.

Воспитательные: воспитывать интерес к языку, слову; развивать орфографическую зоркость;

Развивающие: обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся обобщат свои знания по теме «Состав слова», знают части слова и умеют находить корень, приставку, суффикс, окончание, основу в словах, различать однокоренные слова.

Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Состав слова

(обобщение)

                                                           Выполнила: Салихова Г.Д.,

                                                           учитель начальных классов

Г.Губкинский, 2023 г

Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.

Задачи:

Образовательные: систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.

Воспитательные: воспитывать интерес к языку, слову; развивать орфографическую зоркость;

Развивающие: обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся обобщат свои знания по теме «Состав слова», знают части слова и умеют находить корень, приставку, суффикс, окончание, основу в словах, различать однокоренные слова.

Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, словари, карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

- Добрый день, ребята, давайте поприветствуем гостей. Садитесь.

- Дорогие ребята, я хочу поделиться с вами с одним маленьким секретом.

Всё в твоих руках (притча)

Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.

Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал:

– Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? – Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит. Если он скажет живая – я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.

Так всё и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?»

Пристально глядя в глаза, мудрец сказал: «Все в твоих руках».

- Ребята, я тоже хочу вам сказать «Все в ваших руках». Если вы будете внимательными, сосредоточенными, сообразительными, уверенными в себе, вы добьетесь всего. Желаю вам успехов.

II. Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа.

У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер.

- Разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.

1. Учебное помещение в школе. (Класс)

2. Верхняя одежда. (Пальто)

3. Корм для лошади. (Овес)

4. Защитник Отечества. (Солдат)

5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)

6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

          7. Из чего состоит предложение? (Слова).

Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд. Какое слово получилось по вертикали? (состав)

-  Каково лексическое значение слова «состав»?

-  Обратимся к толковому словарю: «Состав – это совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое».

-  Какие образные ассоциации рождает у вас это слово?

 -  Поезд.

-  Сколько вагончиков нам понадобится для работы по теме нашего урока, как вы думаете?

 -  Четыре, т.к. в слове три значимые части и одна изменяемая.

  - Скажите тему нашего урока « Состав слова. Закрепление»

А какая цель урока? (На уроке мы повторим все, что знаем о частях слова, закрепим умение правильно разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий – ИНФОРМАЦИЯ НА ДОСКЕ).

                         

Состав слова

- Открыли тетради, запишите число, классную работу.

III. Закрепление и обобщение знаний и способов действий.

1. Повторение об окончании слова.

С чего начнем, друзья, урок?

 Нас приглашает окончание

И у него для нас задание.

- А что такое окончание? (ответы детей).

-А сейчас мы с вами поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

1 группа:

 - Поделите слова на две группы.

-  По какому принципу поделим слова на группы?

Роза, розовый, розами, розы, розоветь.

Роза                                  розами

Розовый                             роза

Розоветь                             розы

-Что мы доказали, выполнив это задание? (окончание образует формы слова)

2 группа:

  • Прочитайте (плод, ценят, по, дерево, а, дело, человек, по)
  • Можем ли мы эту запись назвать предложением? (нет)
  • Почему? (слова не связаны по смыслу).
  • Что нужно, чтобы получилось предложение? (переставить местами слова и у некоторых слов изменить окончание).
  • Какое предложение получилось? Как назовем это высказывание? (Пословица)
  • Как понимаете эту пословицу?
  • Выделите окончание в словах и определите часть речи.
  • (Дерево ценят по плодам, а человека по делам).

 ( Окончание связывает слова по смыслу)

3 группа:

  • Как вы думаете, можно ли по окончанию определить к какой части речи относится слово?
  • Докажем это. Подберите слова к данным окончаниям и запишите их в три столбика:

а

ая

ет

о

ий

ют

  • Какие слова записали в 1 столбик?
  • К какой части речи они относятся? (во втором, в третьем)
  • Выполняя это  задание, что повторили об окончании? На что может указывать окончание? ( на часть речи)

4 группа: найдите окончание в словах, выделите основу слов:

 Дерево, морской, подходит, пришкольный, лесник, подоконник, играет.

  • А что такое основа слова?
  • Молодцы !

2. Повторение о корне слова.

Жило-было слово ХОД

В слове выХОД, в слове вХОД,

В слове ХОДики стучало.

И в поХОДе вдаль шагало

-   Кто догадался  какую часть слова  будем повторять?

-    Что такое корень слова?

(Ответы детей)

Работа в парах:

  • Прочитайте:
  • На    ах        и        ках        ит         истый         ок.
  • Трудно?
  • Какая часть в словах пропущена?

   

  • На дуб        и        берез           леж        пуш         снеж.
  • А теперь попробуйте прочитать. (На дубках и березках лежит пушистый снежок).
  • При помощи чего смысл восстановился? (При помощи корня)
  • Что такое корень? (Это значимая, главная часть слова)
  • Запишите предложение, выделите корни слов.
  • Как правильно выделить корни слова? (Подобрать однокоренные слова, близкие по значению).
  • Подобрать однокоренные слова, работа в тетрадях:

              1. Вариант с корнем –дуб-,(дуб, дубок, дубочек, дубовый, дубрава,     дубравный, дубонос, дубравушка)

2. Вариант с корнем - берёз-.(береза, березка, березняк, березовый, подберезовик, березонька)

Вывод.

3. Повторение о приставке.

- Ребята, а где стоит приставка?

  • А что такое приставка?
  • Для чего служит приставка? (образование новых слов)
  • Что нужно для того, чтобы правильно выделить приставку? (Подобрать однокоренные слова с приставками и без приставок)

Работа в группах.

Вставьте в слова  нужные приставки: на, с, пере, вы, раз, под.

    Упражнение из учебника аккуратно … писать. Новую тетрадь красиво

 ... писать. Из текста внимательно … писать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно … писать.

Проверка по образцу.

Упражнение из учебника аккуратно списать. Новую тетрадь красиво подписать. Из текста внимательно выписать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно переписать.

Образуйте новые слова с приставками.

- Назовите с противоположным значением.

 - Что влияет на смысл слова?

- Какой вывод сделаем о приставках?

(служат для образования новых слов и влияют на смысл слова.)

4. Повторение о суффиксе.

- Какая часть слова стоит после корня? (суффикс)

   - Что такое суффикс?

- Образуйте при помощи суффиксов новые слова?

гнездо                               ёнок                                      

сова                                   ышк                                          

ветер                                 ист                                            

баян                                   ок                                                

брат                                   ищ                                            

дом                                    ец    

Гнёздышко, совёнок, ветерок, баянист, братец, домище.

- На что указывает суффикс в словах?

5. Разбор слова по составу.

- Какие части слова мы повторили? (алгоритм разбора слова)

- Разберите по составу слова пришкольный, подберёзовик, действуя по алгоритму.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55042425d91c8/urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-obobshchieniie-znanii-o-sostavie-slova_4.jpeg

6. Работа по учебнику

Упр. 192 (с. 102). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Чтение задания: Прочитайте слова, спишите, выделите значимые части слов с выделенными буквами.

Проверка задания на доске.

Итог урока. - Какое открытие вы сделали сегодня для себя?

-. Вы дружно работали. Выполняли задания, которые вам предлагали, а теперь я хочу узнать какими наблюдательными вы были.

- Какие части слова вам встречались на уроке?

- Какая часть слова самая важная? Почему?

- Как пишутся корни однокоренных слов?

- Какие части слова служат для образования новых слов?

-Достигли ли мы цели урока?

- Чем интересен был урок?

- Какие задания вам особенно понравились?

- Испытывали ли вы сложности?

ТЕСТ:

Выбери один из ответов на каждый вопрос.

Обведите букву, соответствующую ответу.

1 Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2 Родственные слова это:

У) слова разные по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3 Окончание служит для связи слов в предложении

Е) нет;

А) да.

4 Суффикс служит для образования новых слов

М) нет;

Т) да.

5 Корень – это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6 Разбор слова по составу надо начинать с :

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7 Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.

Запиши все обведенные буквы по порядку.

Какое слово получилось? __________________(ЗНАТОКИ)

Домашнее задание: упражнение 193 стр. 102.

Рефлексия:

Дерево успеха

А теперь, отгадайте, что вас ждёт дальше: составьте слово по подсказкам.

  1. Слово состоит из 4 частей.
  2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (мен)
  3. Приставка, как в слове переход.
  4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка (к)
  5. Окончание –первая буква алфавита (-а)

Ответ: переменка.

И у вас – переменка. Урок окончен. Спасибо за работу. Отдыхайте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Состав слова. Обобщение"

В данной презентации есть кроссворд, состоящий из словарных слов, предусмотрены интересные задания для закрепления темы "Состав слова"....

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"

В конспекте урока полное описание хода урока с различными интересными заданиями....

Урок русского языка в 3 классе "Состав слова (обобщение)".

Каждый этап урока  продуман и соответствует современнным требованием к уроку....

Русский язык "Состав слова Обобщение" 3 класс

Русский язык. 3 класс. Тип урока: Урок закрепления, повторения.Тема урока: . «Состав слова. Обобщение» Учебный материал для детей и учителя : карточки для групповой работы, карточки для само...

Разработка урока "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова"

Конспект урока русского языка в 3 классе(1-4)Тема: "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова".Цели.1.Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова....

Тема. Состав слова (обобщение)

Будем говорить о составе слова и разбирать слова по составу....