Урок русского языка. Тема: «Правописание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имён существительных ».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Марина Мягкова
Автор Мягкова Марина Сергеевна Категория участников, возрастная группа 9-10 лет Тема урока Правописание Ь в именах существительных с шипящими на конце Актуальность выбранной темы Тема урока – обязательная тема предмета «русский язык» в 3 классе, формирующая навык правописания у учащихся в начальной школе. Изучается в разделе «Имя существительное». Место урока в системном образовательном процессе в соответствии с КТП Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Вид урока Комбинированный Форма организации урока Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная Цель урока Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих Задачи урока Образовательная: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся; Развивающая: развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух, ассоциативное мышление, развивать умение работать по алгоритму. Воспитательная: воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, уважение к мнению друг друга при работе в группе и паре, умение слушать и высказывать свою точку зрения; воспитывать самостоятельность, творческую активность. Планируемые результаты Предметные: - знать грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода; алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих; - уметь определять род имен существительных, выделять орфограмму на изученное правило, обосновывать правильное написание слов на изученное правило; - распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных; -— формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения); Метапредметные: — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц; — объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; — находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; — устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. — с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; — выполнять по предложенному плану проектное задание; — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); Личностные: -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; -развитие критического мышления — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; — бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; Используемы педагогически методы 1. Кроссенс - пересечение смыслов. 2. Создание проблемной ситуации (ответ не знают, но задумываются). 3. Исследовательский Технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, оценивания планируемых результатов, здоровьесбережения. Организация образовательного пространства Интерактивная доска. Столы для 4-х групп по 3 человека. Карточки с заданиями и алгоритмом ведения исследования. Ресурсы (оборудование, методическое обеспечение) Презентация Предварительная подготовка педагога к уроку 1. Мастер-класс "Кроссенс" как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления" - https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik... 2. Зубова С.С. Последовательность организации исследовательской деятельности // Исследователь/ Researcher – 2014. - № 1-2. - С. 95-98. 3. Мастер – класс Как построить современный урок в начальной школе с учетом требований ФГОС? Первое сентября, ИД Первое Сентября, Издательский дом Первое сентября, https://yandex.ru/video/preview/14832166850847826810 4. Подбор дидактического материала к уроку. 5. Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rya_pravopisanie_myagkova_m.s.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание мягкого знака (ь) после шипящих на конце   имён существительных ».  

     Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи: 

Образовательная:  познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого     знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
Развивающая: развивать  внимание  и мышление, речь, фонематический слух, ассоциативное мышление, развивать умение работать по алгоритму.
Воспитательная: воспитывать уважение к родному языку, культуру общения,  уважение к  мнению друг  друга при работе в паре, умение слушать и высказывать свою точку зрения;  воспитывать самостоятельность, творческую активность.

        Оборудование:

*   карточки с заданиями для исследовательской работы;

*   карточки с заданиями разного уровня, кроссвордом;

*   опорные карточки с основой кроссенса для формулирования и закрепления правила написания Ь после шипящих на конце существительных;

*   опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.    

Ход работы.

1. Самоопределение к деятельности. «Нужные качества»

-Сейчас мы поиграем в игру «Нужные качества». Я буду вам бросать мяч, а вы мне назовёте какое-нибудь качество человека, которое помогает в учёбе (обычно дети называют внимание, старание, память, умение слушать, хорошо себя вести и т.д.)

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, ваши знания.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека) Подготовим тетрадь для работы: запишем число и «классная работа».   

 2.    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Используется метод кроссенса. Слайд 1.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы видите таблицу из 9-ти квадратов. В верхнем левом вы видите картинки, а в центральном квадрате – Ь. Как вы думаете, что может связывать слова, которые называют эти картинки, и Ь?

(предположения детей; очевидной связи нет). Это изображение называется кроссенс. Мы должны сделать логические шаги по этим стрелкам и по этим стрелкам прийти к Ь. Итак, начнём.

Назовите слова с первой картинки (шило, щётка, Чебурашка, жук).

(Заполнение второго квадрата) Что объединяет эти слова? (это имена существительные). А что их разделяет? (одушевленные-неодушевленные, нарицательные-имена собственные, род).

(Заполнение третьего квадрата) А что ещё объединяет эти слова? (оканчиваются на шипящие звуки). Давайте дадим характеристику каждому из них.

(Заполнение четвертого квадрата) Вспомните, какие правила написания слов с буквами этих звуков вы знаете. (жи-ши, ча-ща, чу-щу)

(Заполнение пятого квадрата) Еще какое правило связано с правописанием слов с шипящими? (чк, чн, нч). Посмотрите, ребята, становится теплее. Мы уже заговорили о Ь…Но мы еще не сделали три шага…

(Заполнение шестого квадрата) Давайте вспомним, а когда в словах пишется Ь. (для обозначения мягкости согласного – дь, сь)

(Заполнение седьмого квадрата) А ещё? (для разделения согласного от гласного – вьи, жьё)

Примечание: в процессе работы идет одновременная работа по чистописанию; дети записывают в тетрадь: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч, сь, дь, вьи, жьё.

(Заполнение восьмого квадрата) Ну, вот. Нас от Ь отделяет только один шаг. Как вы думаете, что здесь должно быть? (может быть, еще одно правило о Ь…) Но с чем это правило должно быть связано? (с шипящими согласными). Посмотрите на картинки, которые появились в этом квадрате. Назовите их словами. Что вы наблюдаете? (это имена существительные с шипящими на конце).

(Центральный квадрат) Какой вопрос задает мягкий знак? (надо ли на конце этих слов писать Ь)

 3.  Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня? (правописание имен существительных с шипящими на конце)

-А какова цель? (выяснить, нужен ли Ь на конце существительных после шипящих)

4. Работа групп. Построение проекта выхода из затруднения.

-Посмотрите на экран. Вы видите, как пишутся эти слова. Давайте понаблюдаем. Печь – звук [ч'] и так мягкий. Надо ли обозначать его мягкость? Ключ – а здесь после этого же звука нет Ь. Ёж – нет Ь. А мышь – есть. Зачем в слове мышь пишется Ь? Ведь звук [ш] всегда твёрдый, его мягкость не обозначишь….

         Вывод: Ь в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо.

-Ребята, возьмите на столе карточки, на которых записан алгоритм исследования. Обсудите в своей группе эту проблему. Попробуйте догадаться, почему эти слова пишутся именно так.

Алгоритм исследования:

  1. Прочитайте слово.
  2. Определите часть речи.
  3. Какие звуки слышатся на конце слова?
  4. Определите грамматические признаки слов.
  5. Определите, на какие группы можно распределить слова.
  6. Запишите слова, распределив их в группы.
  7. Понаблюдайте, где пишется Ь, где не пишется.
  8. Сделайте вывод.

Ответы детей.

Обобщение. Слайд 2.

Вывод: Ь после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед.ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце Ь не пишется. Это орфограмма.        

-Какова же роль ь знака в этих словах?  (Грамматическая, он   указывает на род). Есть Ь после шипящего – ж. р., нет Ь – м.р. .      

-Давайте обратимся к учебнику и проверим свои выводы стр … . Работа с учебником (правило).

- Правы ли были мы с вами?

Составление алгоритма рассуждения.

- А теперь давайте выявим цепочку рассуждений, используя кроссенс. Слайд 3. Этот кроссенс более простой, состоит из 4-х шагов. Вот у нас есть слово. Что нужно сделать вначале? (определить часть речи). Затем? (посмотреть, есть ли шипящий звук на конце). Далее? (определить род). Далее? (если слово м. р. – Ь не пишем, если ж. р. – пишем).

5.      Физкультминутка.

6. Первичное закрепление.

1) Фронтальная работа.

Слайд 4. Словарно – логические упражнения:

-Замените одним словом, запишите слова, используя составленный нами алгоритм.

Образец дает учитель (1): «грач» - сущ., м. р. – Ь не пишется.

Дале названный ученик называет слово и дает объяснение.

  1. Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
  2. Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
  3. Без него не откроешь замок (Ключ)
  4. Его надевают в дождь  (Плащ)
  5. Маленький ребёнок  (Малыш)
  6. Добыча охотника. (Дичь)
  7. Середина ночи. (Полночь)
  8. Мелкие деньги. (Мелочь)
  9.  Горчица оставляет во рту …. (Горечь)
  10.  Морской, речной бывает он  (Пляж)

Проверка: прочитаем слова с Ь; почему они так пишутся; прочитаем слова без Ь; почему они так пишутся.

2) Работа в  паре.

- Сейчас в паре вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как  научились писать слова с новой орфограммой.  Допишите, если необходимо, мягкий знак. В каждой строчке по горизонтали есть «Лишнее» слово. Вычеркните его. Объясните свой выбор.

Карточка.

ночь                 чиж                              манеж                     морж

пейзаж            экипаж                         ландыш                    дич

ключ                реч                               рож                       мелоч

помощ            чертёж                         гараж                    москвич

 Проверка   самостоятельной  работы.

  - Как выполняли работу?
(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)

Момент контроля.

- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).

- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?

  1. Включение в систему знаний. Слайд 5.

Составление предложений.

- Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске).  Второе предложение разберите по членам предложения.

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

на, веселилась, площадке, молодёж(?).

плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Разгадывание кроссворда (у каждого карточка).               

                             

 Загадки.

  1. Если хорошо заточен,  все легко он режет очень.  ( Нож).
  1. Утка в море, хвост на заборе.  (Ковш).
  2. Зимой дрова ест, а летом спит.  (Печь).
  3. Под полом таится, кошки боится.  (Мышь).

Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:

Подходить к дому стала, с неба солнце украла.    (Ночь.)

6. Итог урока.  Рефлексия.

-Мы с вами хорошо потрудились. Понравился ли вам урок?

- Что на уроке было знакомым?

– Что нового узнали сегодня на уроке?

Продолжите мои предложения:

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

- Я научился …( писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце  после шипящих).

-  Кого из учеников могли бы отметить за помощь, за хорошую работу на уроке?

                               Оценки.

 Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.

Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:

1.        Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую  (самую яркую).

2.        Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа –  розовую.

3.        Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.

- Молодцы! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку Тема: Правописание мягкого знака в глаголах 2 – го лица. Система Л.В.Занкова.

Урок изучения нового материала. На уроке проверяются знания учащихся о глаголе с помощью теста....

урок русского языка Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих" 4 класс 21 век

на уроке отрабатывается способ действия при выборе написания мягкого знака после шипящих, развивается умение сопоставлять, анализировать, развивается орфографическая зоркость....

Мягкий знак(ь)после шипящих на конце имён существительных

Данный конспект содержит полный ход урока по русскому языку в 3 классе по теме"Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных"...

"Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода".

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода"...

Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме "Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода"

Данный урок поможет учителю создать условия для работы учащихся с существительными мужского и женского рода с шипящими на конце. и решить следующие задачи:1. Создать ситуацию, способствующую само...

Технологическая карта урока по Русскому языку "Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (закрепление)"

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (закрепление), 3 класс...

Презентация к уроку «Правописание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имён существительных ».

Цифровое сопровождение к уроку русского языка по теме «Правописание мягкого знака (ь) после шипящих на конце   имён существительных »....