Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Тема: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Со Ен Дя Тамара Валерьевна

Технологическая карта урока русского языка  в   4  классе. Тема: «Правописание безударного суффикса  в глаголах прошедшего времени»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка  в   4  «Б»

Тема: «Правописание безударного суффикса  в глаголах прошедшего времени»

Цель  и задачи деятельности
учителя

Цель: создание условий для знакомства с правописанием  безударного суффикса  перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени.

Задачи:

Образовательные:

- познакомиться с правописанием безударного суффикса  перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени;

- составить алгоритм определения и написания  безударного суффикса перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к предмету;

- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

- развивать  коммуникативные умения и навыки, культуры выражения мысли;

Воспитательные:

- воспитывать  внимательное  отношение к слову;

- формировать навыки  доброжелательного отношения  к другому человеку;

- воспитывать трудолюбие и  ответственность.

Тип урока

Обобщение знаний

Планируемые
образовательные
результаты

1.Предметные: 

- познакомиться с правописанием безударного суффикса  перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени;

- составить алгоритм определения и написания  безударного суффикса перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени;

- проводить разбор по составу слов, соотносить состав слова с представленной схемой;

- распознавать предложения с однородными членами;

- выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;

2.Метапредметные:

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. Базовые логические действия:

- сравнивать различные языковые единицы;

- находить в языковом материале закономерности.

  1. Базовые исследовательские действия:

- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование;

- формулировать выводы;

     3)  Работа с информацией

- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- проявлять уважительное отношение к собеседнику;

  - конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений.

 Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. Самоорганизация:

  - планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

2) - Самоконтроль:

-  осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

  1. - Самооценка:

- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

Совместная деятельность:

- выполнять правила совместной деятельности;

- ответственно выполнять свою часть работы.

Методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, раздаточный материал (карточки с заданием), презентации, схемы.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации взаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотива

ция
(самоопределение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация знаний.

Подготовка мышления учащихся.

Актуализация опорных знаний, необходимых для восприятия новой информации.

- За  окном весна. А весной природа оживает и все движется. А какая часть речи приводит все в движение?

- Что обозначают глаголы?

- На какие вопросы они отвечают?

- Как могут изменяться глаголы?

- Как образуется начальная форма глагола?

- С помощью каких суффиксов образуется н.ф. глаголов?

Послушайте четверостишие:

Как да кап и не до сна,

Постучалась к нам Весна.

Зазвенел ручей игриво,

Что за чудо, что за диво!

- Глаголы какого времени вы услышали в стихотворении?

- А как могут изменяться эти глаголы?

 Ед. ч.        Мн. ч

зазвенел        зазвенели

зазвенела

зазвенело

- А как образуются глаголы  прошедшего времени?

Фронтальная

П – осознанно и произвольно строят речевые высказывания.

К – выражают мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р – волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

III. Постановка УЗ

IV. Открытие новых знаний

Постановка  цели учебной деятельности, выработка способа и средств ее достижения.

Построение нового способа действия.

Формирование умения его применять.

- Образуйте от глагола в н.ф. таять  форму прошедшего времени -  та…л

Есть несколько вариантов:

Таял, таил, таел

-  А какой же суффикс нам надо написать перед суффиксом Л ? В этом сегодня нам и предстоит разобраться.

-Сформулируйте тему урока.

-Чему хотим научиться?

- Внимательно посмотрите на глаголы.

слушАть – слушАл

сеЯть – сеЯл

веЯл  -веЯть

- Какой суффикс стоит перед формообразующим суффиксом ТЬ ?

Какой вывод можно сделать?

Вывод:

 У глаголов прошедшего времени  перед суффиксом  -Л пишется тот же суффикс, что и перед суффиксом –ТИ в начальной форме.

 

- Как же правильно написать безударный суффикс  в глаголах прошедшего  времени?

Составим алгоритм:

  1. Поставить глагол  в н.ф.
  2. Определить гласный  перед суффиксом  -ТЬ.
  3. Написать тот же гласный перед суффиксом –Л   в глаголах  прошедшего времени.

Образуют форму прошедшего времени

Формулируют тему и цель урока.

Проводят наблюдение. Формулируют выводы.

Составляют алгоритм.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

П – развитие мыслительных операций;

- осознанное  и произвольное построение  речевых высказываний.

 - самостоятельное  выделение  и формулирование  познавательной цели;

Р – волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

П – развитие мыслительных операций;

- установление причинно-следственных связей;

– самостоятельное создание алгоритма деятельности;

- использование знаково-символических средств;

Р – волевая саморегуляция; познавательная инициатива;

 ориентируются

в текстовой информации;

- осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи;

- принимают
и сохраняют учебные задачи.

Л – смыслообразование;

– проявляют интерес к предмету;

V. Первичное закрепление

Первичное закрепление полученных знаний.

Усвоение учащимися нового способа действия

- Образуйте форму прошедшего времени:

Строить – строил

Надеяться – надеялся

Почуять – почуял

Увидеть – увидел

Зависеть – зависел

Верить – верил

Выполняют задания с комментированием

Фронтальная

Парная

П – развитие мыслительных операций;

- выполнение действий по алгоритму;

Р – осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают
и сохраняют учебные задачи.

VI. Включение в систему знаний

Включение нового знания в систему знаний

-  Прочитайте текст.

Однажды старушка Зима со своими спутниками Морозом и Ветром  решила не пускать на землю Весну, но один смелый цветок  расправ…л     лепестки  и попросил защиты у Солнца. Солнце замет…л…   его    согрел… землю    и открыл…  дорогу  Весне.

Задание:

Исправить ошибки в тексте.

Запишите последнее  предложение.(гр 1)

Спишите текст (гр 2)

Работают с деформированным текстом.

Групповая

П – развитие мыслительных операций;

- осознанное и   произвольное построение речевого высказывания;

К – формулиование и аргументация своего мнения;

Л – осознание ответственности за общее дело;

VII. С/Р  с самопроверкой

Интериоризация  учащимися нового способа деятельности

Задание:

1.Составьте из слов нераспространенные предложения, употребляя глаголы в прошедшем времени.  

2. Вставьте пропущенные буквы. Запишите предложения.

3. Выделите окончания глаголов.

С_рень, расцвести. Со_нце, сесть.

Такси, под_ехать. Мыш_, проб_жать.

Друз_я, приехать. Веч_р, наступить.

Самостоятельно выполняют задание с  самопроверкой.

Индивидуальная

Р - сличение способа действия  и его результата с  заданным эталоном;

- волевая саморегуляция.

П – выполнение действий по алгоритму.

VIII. Итоги урока. Рефлексия

Д/З

Оценка своей деятельности

Организует рефлексию  и самооценку учениками своей  учебной деятельности на уроке.

- Какова была тема урока?

- Что нового узнали?

- Какие были трудности?

- Как же правильно писать безударные суффиксы у глаголов прошедшего времени?

Упр. 240 с. 113

Оценивают свою деятельность на уроке

Фронтальная

П – ориентируются

в своей системе
знаний.

- контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Л – самооценка  на основе критерия успешности.

К- формулирование и аргументация своего мнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик 3 класс УМК "Школа России"

карта составлена для урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик" для 3 класса УМК "Школа России" (изучение нового материала)...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

Технологическая карта урока русский язык по теме Правописание суффиксов -ек-, -ик-

Технологическая карта  урока русский язык по теме Правописание суффиксов -ек, -ик-. 4 класс УМК Перспектива...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов - ик-, -ек-".

Данный материал может быть использован при проведении урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание суффиксов -ик-, -ек-" по УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение по родам глаголов прошедшего времени" УМК "Перспектива" 3 класс

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: создание условий для закрепления знаний и умений изменять глаголы прошедшего времени по родам Задачи урокаДидактические:1. Знать определение поняти...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание глаголов прошедшего времени", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для совершенствования умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов прошедшего врем...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударной гласной в корне слова" - 3 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствовать умение видеть орфограмму, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова, про...