Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов - ик-, -ек-".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Никешкина Лариса Иосиповна

Данный материал может быть использован при проведении урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание суффиксов -ик-, -ек-" по УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урокарусского языка (3 Б класс)
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
-ИК-, -ЕК-

Педагогические
цели

Создание условия для актуализации знаний учащихся о суффиксекак значимой части слова, ознакомление с орфограммой «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»; способствование формированию общего представления о правописании суффиксов.

Целевая прогрессия

Применение орфографического правила будет использовано при написании проектов в  начальной школе.

Тип урока

Постановка и решение учебных задач.

Планируемые
результаты
(предметные)

Умеют разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, наблюдать за способами образования слов при помощи суффикса.

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной
деятельности на уроке; открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют анализ и сопоставление языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (на электронном приложении, в заданиях, справочном материале учебника).

Коммуникативные: учитывают разные мнения, высказывают свое собственное, аргументируют его; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи.

Основное содержание темы, понятия
и термины

Части слова, суффикс; однокоренные слова; орфограмма, правило «Правописание суффиксов -ик-, -ек-».

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 3 класс».

3. Схема «Правописание суффиксов -ик-, -ек-».

Технологии, формы, методы, методические приёмы

Технологии: ТРКМ, ИКТ (электронное приложение к учебнику, работа с интерактивной доской), проблемно-поисковая.

Методы: словесный, наглядный.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальный, индивидуальный, групповой; интерактивная: учитель – ученик, ученик – ученик.

Приёмы: кластер, таблица, карточка, упражнение, нестандартные задания.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Распределение времени по

этапам урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Аппарат оценивания (рефлексия)

Предметные

УУД

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

1 мин.

Приветствует учащихся.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

И сейчас урок начнем.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Словесное оценивание учителем

II. Проверка
домашнего
задания

2 мин.

– Дома вам необходимо было выполнить задания в рабочей тетради на с. 63. Давайте проверим, как вы его выполнили.

Знают нормы правописания слов с непроизносимыми согласными, применяют эти знания на письме

К – учитывают разные мнения, высказывают свое собственное, аргументируют его.

взаимопроверка в подготовленности д/з

III. Чистописание

1 мин.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа. Выполните по образцу письмо слова «аккуратно».

Выполняют письмо
по образцу и запоминают правописание словарного слова

Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк

Оценивание правильности начертания букв (сами себя)

IV. Постановка учебной задачи

2 мин.

– Молодцы, в ваши тетради приятно смотреть, потому что все вы очень старательные и аккуратные ученики. Нас сегодня ждут новые открытия. Совсем скоро вы сами догадаетесь о том, какие секреты русского языка нам предстоит сегодня узнать. Посмотрите внимательно на слова:

На доске: Замоч_к, луч_ки, ключик, стульчик, сыноч_к, мальч_к.

- Есть ли среди данных слов однокоренные?

В каких частях слова  пропущены орфограммы?

- Что такое суффикс?

– Кто-нибудь догадался, какова
тема
нашего урока?(после ответа учащихся на доске появляется тема урока)

– Молодцы! Теперь осталось понять, какова цель урока.

Слушают учителя. Анализируют слова, записанные на доске, находят критерии для сравнения и классификации слов и орфограмм. Делают выводы: высказывают предположения о теме урока, предлагают свои варианты формулировки цели урока.

П – осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют анализ и сопоставление языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

К – учитывают разные мнения, высказывают свое собственное, аргументируют его.

Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной деятельности на уроке

Соответствие поставленных целей и задач обучающимися с методическими целями педагога

V. Актуализация знаний

5 мин.

- Какие буквы пропущены в данных словах в суффиксах?

– Достаточно ли знаний для решения орфографических задач в суффиксах?

- Ребята, к нам пришло письмо. Давайте прочтём его. (Далее демонстрируется фрагмент м/ф «В стране невыученных уроков»).

Слушают учителя. Принимают учебную задачу. Читают письмо. Смотрят фрагмент м/ф. Делают выводы: высказывают предположения правописания суффиксов –ик-, -ек-.

Правильность вывода правила проверки

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

  1. Работа с электронным приложением.

2. Работа в группах (по карточкам). Упражнение
в узнавании  суффиксов. Воспроизведение сведений о правописании суффиксов –ик-, -ек-.

11 мин.

(Дети слушают правило о правописании суффиксов –ек-, -ик- на электронном приложении).

- Ребята, когда пишем суффикс –ек-?

- Когда пишем суффикс –ик-? (появляется кластер).

- Давайте попробуем помочь Лосям спуститься на землю (работа с эл.Приложением).

– Познакомьтесь с заданием
на карточках. Выполните работу
в группах:1-й ряд выписывает слова с суффиксом –ек-;

2-й ряд выписывает слова с суффиксом –ик-;

3-й ряд выписывает слова с другими суффиксами.

– Каким правилом следует руководствоваться при написании суффиксов? Что сказано об этом в учебнике? Прочитайте материал на с. 125.

Знакомятся с правилом. Выполняют задание эл. приложения «Помоги Лосям спуститься на землю», выполняют работу индивидуально с объяснением.

Работают в группах по вариантам (выписывают слова с суффиксами).Самостоятельно
формулируют алгоритм действий по написанию суффиксов, сравнивают свои действия с рекомендациями, предложенными в учебнике.

Пр. – умеют разбирать
по составу слова с однозначно выделяемыми
морфемами, наблюдать

за способами образования слов при помощи суффикса.

П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу; выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях, справочном материале учебника).

Л – владеют навыками познавательной и личностной рефлексии; проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Использование ЦОРа при оценивании правильности выполнения задания

Оценивание с помощью жестов (аплодисменты)

Физминутка

1 мин.

- Ребята, кто из вас знает разминку с тем словом, которое у нас на доске? (Ключик)

Учащийся проводит физминутку.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются  здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке.

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

Коллективное
(под руководством учителя) выполнение первоначального задания на интерактивной доске, а затем упр. 243 учебника

14 мин.

- Ребята, сможете ли вы теперь вставить пропущенные буквы в слова, которые были вначале урока?

- Что вам поможет?(выполняют задание на интерактивной доске).

– Попробуйте применить правило и выполните упр. 243.

Организует работу с упражнением, контролирует его выполнение

Работают с интерактивной доской, доказывают свой выбор написания суффикса.

Выполняют упражнение по цепочке. Каждый ученик сначала объясняет условия выбора гласной, потом (после одобрения учителя) весь класс записывает слово.

П – осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Р – учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа
решения; контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом

Оценивание с помощью жестов (аплодисменты)

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог)

1 мин.

– Какое открытие сделали
на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на вопросы

Л – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Ответы на вопросы учителя

IX. Домашнее
задание
(с. 125 (правило),
упр. 244.

2 мин.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Дети задают уточняющие вопросы к д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для  3 класса  представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Суффикс" 2 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Суффикс" 2 класс...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Суффикс", УМК "Перспектива".

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия «суффикс» как части слова; умения определять суффикс в слове.Задачи урока:Дидактические:1) Познакомить с по...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Суффикс» - 3 класс

Тема урока «Суффикс» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о суффиксе и его словообразовательной роли, умение находить суффикс в словах...

Технологическая карта урока русского языка "Корень, приставка, суффикс – значимые части слова." 3 класс

laquo;Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Корень, приставка, суффикс – значимые части слова....

Технологическая карта урока русского языка: "Учимся писать суффикс -ок в именах существительных" 3 класс УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Учимся писать суффикс -ок в именах существительных»                                  ...