СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ РАБОТУ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
материал по русскому языку

Бабурина Светлана Анатольевна

В этой статье раскрыты некоторые приемы по ситематизации знаний по русскому языку через еженедельные разборы словарных слов.  Статья опубликована в сборнике материалов научного практической конференции Орского гуманитарно-технологического института 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бабурина С.А.

ОАНО «Мобильная цифровая школа – онлайн школа «БИТ» г. Москва

Фомичева Л.В.

МОАУ «Лицей №1 г. Орска Оренбургской области» г. Орск

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ РАБОТУ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

Актуальной проблемой в настоящее время является не только освоение теоретической фундаментальной базы и применение ее на практике, но и запоминание словарных слов. Вспомним китайскую народную мудрость: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь». Данное высказывание очень точно отражает идею системно-деятельностного подхода в образовании в рамках стандарта 2-го поколения ФГОС.   Задача учителей состоит в том, чтобы научить детей добывать знания самостоятельно, и главное, нацеливать их на применение знаний на практике и помочь осознать, зачем им это надо. Учеными установлено, что только 10% информации ученики запоминают на слух, 20% - через зрительное восприятие, и до 70% информации усваивается ребенком, если он выполняет действия самостоятельно. В связи с этим, мы, учителя, должны направлять учеников на получение   фундаментальных практических знаний и умений.

Стандарты ФГОС 2-го поколения устанавливают следующие требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования по русскому языку: сформированность первоначальных научных представлений о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи [4, 5]. Усвоение перечисленных разделов замеряется и контролируется Всероссийскими проверочными работами (ВПР), поэтому нам необходима систематизация знаний.

          Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение стало меньше читать. Дети, поступившие в 1 класс, не знают русские народные сказки, предлагаемые в азбуке В.Г.Горецкого, подростки часто используют краткое содержание литературного произведения. Поэтому возникает проблема и с запоминанием словарных слов.  Однако, по мнению известного ученого–методиста А. В. Текучева: «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка».

Итак, каждый из нас сталкивается с такими проблемами:

1.Выделение небольшого количества часов на изучение отдельных тем. Материал изучен, затем редко встречается, и дети забывают большую его часть. Так, во 2 классе на темы: «Главные члены предложения» по программе выделяется 2 часа, «Распространённые и нераспространённые предложения» -1 час, «Корень слова и однокоренные слова»- 2 часа, «Перенос слов» - 4 часа. Различные разборы слов во 2 классе не предусматриваются.

2.В словаре учебника даны словарные слова, но не всегда отрабатывается написание однокоренных слов. Мы знаем, как пишется слово берёза, а в контрольной работе встретились берёзовый или берёзонька, и дети не воспринимают однокоренное слово как словарное, ранее изученное. В следствие этого, допускают ошибки в написании этих слов.

3.Низкая орфографическая зоркость. Ученики не всегда умеют идентифицировать слова с непроверяемыми безударными гласными в отдельных предложениях и текстах.

Решением данных проблем для нас стала систематизация знаний через словарную работу, которая проводится на каждом уроке ежедневно по заданному алгоритму.

Каждую неделю берём по три словарных слова. Например, железо, вокзал, багаж. Для словарных слов заводится отдельная тетрадь. Страница в горизонтальном положении делится на 4 колонки.

Понедельник 

В классе: записываем в 1 колонку словарное слово с выделением «опасных» мест и постановкой ударения, в 3-ей колонка – деление слова на слоги (же/ле/зо), в 4-ой все способы деления слова для переноса ( же-лезо, желе-зо).

        /

железо

[ж и лэ з а]

же/ле/зо

же-лезо

желе-зо

         /

вокзал

[в а г з а л]

вок/зал

вок-зал

       /

багаж

[б а г а ш]

ба/гаж

ба-гаж

Дома дети записывают три слова, как в первой колонке, выделяя «опасные» места и обозначая ударение.

Вторник

В классе: в словаре во 2-ой колонке: записываем слова звуками, в транскрипции, отмечаем красным карандашом гласные, синим - твёрдые согласные, зелёным – мягкие. Сверху треугольником (колокольчик) указываем звонкие согласные.

Дома: записать три слова, как во второй колонке (характеристика звуков).

Среда

В классе: к каждому слову подбираем родственные слова и изменяем форму слова, разбираем по составу:

 железо, железный, железяка, железочка, железнить, нет железа.

Дома: записать однокоренные слова и формы слова как в классе, с разбором.

Четверг

В классе: записываем предложения со словарными словами, выделяем «опасные» места. Одной чертой подчеркиваем проверяемые орфограммы, двумя - непроверяемые. Даём характеристика предложения, выделяем главные члены, сверху указываем части речи, выписываем словосочетания с вопросом, подчёркиваем второстепенные члены предложения.

  Пр.            прил.                                  сущ.         мест.         глаг.                сущ.

На железнодорожном  вокзале  мы оставили  багаж. (повеств., невоскл., прост., распр.)

оставили (что?) багаж

оставили (где?) на вокзале

на вокзале (каком?) железнодорожном

 Дома: составить своё предложение с одним из словарных слов и выполнить такой же разбор.

Пятница

В классе: словарный диктант: 3 слова, над которыми работали всю неделю, добавляя ранее изученные слова, в написании которых дети испытывали трудности.

Когда алгоритм работы уже достаточно хорошо отработан, можно в классе разобрать два слова, а третье задать на дом для самостоятельного разбора.

Конечно, эта работа вводится постепенно. В первом классе уже можно не только выделять опасные места и обозначать ударение, но   и делить слово на слоги и для переноса, подчеркивать гласные, твердые и мягкие согласные. При прохождении темы «Корень слова» можно добавить подбор родственных слов с выделением корня слова. В целях пропедевтики, можно выделить окончание (учитель сам изменяет форму слова), приставку и суффикс. (Дети просто дублируют разбор с доски). Зачастую, к моменту изучения морфемного разбора слова,  большинство легко идентифицируют окончание, часть детей - приставку и суффикс.

Данную работу можно использовать и для отработки изучаемой темы. Например, после прохождения темы «Число имен существительных», при разборе предложения вместо части речи «сущ.» указываем над словом его число. Далее, заменяем число на род, склонение или падеж. То же самое с именем прилагательным. У глаголов, в зависимости от темы, указываем число, время или спряжение.

После изучения главных членов предложения и темы «Словосочетание», учитель может на основе выписанных словосочетаний, опираясь на заданные вопросы, подчеркнуть второстепенные члены предложения. Дети дублируют разбор в тетради. К моменту изучения второстепенных членов, большинство детей могут верно идентифицировать их.

Чтобы ребёнку легче было запоминать словарные слова, мы используем мнемотехнику. Мнемотехники — это приёмы, которые основаны на кодировании информации в виде визуальных образов, звуковых ассоциаций или историй. Человек связывает новый материал с тем, что уже хранится в его памяти. Так мозгу легче формировать нейронные связи и сохранять данные, чтобы потом воспроизвести их в подходящий момент.

Приведем следующие примеры мнемотехники.

1. Вспомним, как кричит ворона, свяжем со звуками КАР слова: КАРтина, КАРтофель, КАРандаш.  

2. Птицы вылупляются из яйца, яйцо похоже на букву О: вОрОна, вОрОбей, сОрОка, сОлОвей.

 Овощи, фрукты и цветы по форме похожи на букву О: ОвОщи растут в ОгОрОде, гОрОх, пОмидОр, Огурец, мОркОвь (если разрезать поперек), яблОкО, яблОня, ягОда, рОмашка, Одуванчик.

 Обводим в овал слова вОкруг, ОкОлО.

ШОфёр держится за круглый руль.

  Показываем соломинку, обращаем внимание, что с двух сторон можно увидеть две буквы О: сОлОма, топорище тот же вариант: тОпОр.

  Такие задания дети с удовольствием выполняют и делают рисунки к изучаемым словам на основе ассоциаций.

 В ходе словарной работы для устойчивого запоминания предлагаем и «проверочные слова»: лИмон- кИслый, бЕрёза- бЕлая, ягОда- я   гОд жду, учЕник, учЕница от слова учЕнье, учИтель- учИт Ель, стОлица- стОльный град, сИрень – сИняя, сАмолёт –сАм летает, пИрог-пИр, берЕг- поберЕжье, гвОздика- гвОздь.

Также для устойчивого запоминания слов мы используем этимологию. 

Например: Автомобиль – в переводе с греческого «авто» – свой, сам; «мобил» – подвижный.

Берёза – лиственное дерево с тонкими веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии – берёза.

Данный алгоритм систематизации знаний через работу со словарными словами, с нашей точки зрения, дал устойчивые знания нашим ученикам, что помогло им в написании ВПР с хорошим результатом. Административные словарные диктанты были написаны с качеством 90 % и выше.

Литература

  1. Савельева Л.В. Система изучения непроверяемых написаний в начальной школе / Савельева Л.В. - Виктория Плюс, 2019– 80 с. - ISBN 978-5-91673-248-1
  2. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах/ Канакина В.П.-М: Просвещение, 2007– 160 с. - ISBN  978-5-09-016071-1
  3. Ераткина В. В. Методика обучения непроверяемым написаниям в начальной школе/ Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / В. В. Ераткина; Рязан. гос. пед. ин-т им. С. А. Есенина. - Рязань: РГПИ, 1989
  4. Требования к результатам освоения программы начального общего образования. образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
  5. ФГБНУ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Федеральная рабочая программа начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/

https://miro.com/welcome/RUVpWks1aXRDc0lVQlkwTm53VWxOcWliZDRTd3RCQVJKaXJSYWw3UXZSNklGY005MmE5SVg4WUZhUTh2QlkxY3wzNDU4NzY0NTcxOTMzNzMzMTcwfDQ=?share_link_id=585762082928


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка являе...

Методы проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе. Безударные гласные в корне слова.

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы сделать ученика не только объектом обучения, пассивно воспринимающим информацию, но и активным суб...

Тема: «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода».

Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий....

Обучение русскому языку в начальной школе через технологию системно-деятельностного подхода.

Как организовать работу на уроке с позиций деятельностного подхода? Основополагающим подходом, выбранном в новом стандарте, является системно-деятельностный подход. Именно с опорой на него разработана...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ

Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений....

Проект "Тренажёр по русскому языку для начальной школы "Безударная гласная в корне слова"

Обучающиеся  начальных классов активнее и эффективнее усваивают программный материал при использовании алгоритмов, схем, а также развернутой информации, сохраненной во времени. Многие темы нашего...

Технологическая карта урока русского языка, УМК "Начальная Школа XXI", 2 класс, тема: "Слово в толковом словаре и тексте"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о способах толкования слов в толковых словарях, умение работать со словарной статьёй в толковом словаре.Задачи урока:Дидактические: 1)дать представ...