Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах" (УМК «Школа России», 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Долгушева Анна Владимировна

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: формирование понятий о написании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в приставках и суффиксах слов.

Задачи урока

Дидактические:

1. формировать понятие правописание гласных и согласных в значимых частях слова;

2. учить орфографическому действию.

Развивающие:

1.Развивать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать через специально подобранные задания.

2. Развивать познавательную активность путём использования занимательных заданий.

Воспитательные:

1.Воспитывать положительное отношение к учебному труду через использование приёмов мотивации.

2.Формировать любовь к русскому языку, культуре речи.

Оборудование: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 1 часть, презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 24.11.2023

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 4 «В»

Урок: 1 (вторая смена)

Время: 13:00-13:40 Кабинет: 212

Студент: Долгушева Анна Владимировна

Группа: 45

Учитель: Кожемякина Ольга Сергеевна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах»

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: формирование понятий о написании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в приставках и суффиксах слов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. формировать понятие правописание гласных и согласных в значимых частях слова;

2. учить орфографическому действию.

Предметные:

1. Учиться определять орфограммы в приставках и суффиксах;

2. Учиться орфографическому действию написания грасных и согласных в приставках и суффиксах.

Развивающие:

1.Развивать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать через специально подобранные задания.

2. Развивать познавательную активность путём использования занимательных заданий.

Личностные:

1.Устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

2. Формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1.Воспитывать положительное отношение к учебному труду через использование приёмов мотивации.

2.Формировать любовь к русскому языку, культуре речи.

Оборудование: УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 1 часть, презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок

- Добрый день, ребята! Меня зовут Анна Владимировна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Мне очень приятно видеть вас сегодня.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Повернитесь ко мне и подарите улыбку мне. Чтобы урок прошёл хорошо, нужно хорошее настроение.

- А чтобы вы могли следить за своей работой, я раздам вам листы самооценивания. Ставьте плюс, если выполнили задание верно и минус, если неверно.

Лист самооценивания

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Самостоятельная работа

Твоя оценка_____

Оценка учителя_____

Подготовка к уроку.

Настрой на урок.

Слушают

Познавательные УУД:

1) Учимся строить речевые высказывания.

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

Повторение изученного материала

- А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Назовите орфограммы.

Двадцать пятое ноября

Классная работа


- Ребята, какие значащие части слова вы знаете?

- Что такое приставка?

-- Что такое суффикс?

Я предложил Вирусу и Вирусинке придумать по два предложения, в которых будут слова с приставками и суффиксами. И вот что у них получилось:

Два зайчонка поутру постучали по пеньку.

Отвалилась от ветки еловая шишка и ударила по лбу косолапого мишку.

Зайчик забежал за кустик. Мы лису туда не пустим.

В норку влез колючий ёжик. Не видать ни головы, ни ножек.

Догадайтесь, какие предложения придумал Вирус, а какие Вирусинка.

Я думаю, что вам это было нетрудно. Ведь, обозначая приставки, Вирус, как обычно, допустил очень много ошибок.

Давайте рассмотрим первое предложение. В слове «зайчонка» нет приставки. «За» - это часть корня. Ведь все однокоренные слова к нему без «за» не употребляются. «Заяц», «заячий» и другие. А вот уменьшительно-ласкательный суффикс -онк- Вирус выделил правильно

В наречии «поутру» Вирус верно выделил приставку, как и в глаголе «постучали». Ну а вот «по пеньку» - это существительное не с приставкой, а с предлогом «по». Между предлогом «по» и существительным «пеньку» вставим имя прилагательное «по трухлявому пеньку». Пишется раздельно. Суффикс -к- Вирус определил верно. Он придаёт слову «пеньку» уменьшительно-ласкательное значение.

Во втором предложении лишь в слове «отвалилась» Вирус правильно обозначил приставку.

«От ветки» - существительное с предлогом. «От еловой ветки».

«По лбу» - тоже существительное с предлогом. «По широкому лбу».

В глаголе «ударила» буква У не приставка, а часть корня.

А вот суффиксы Вирус обозначил верно.

Ну а Вирусинка – молодец. У неё все сделано правильно. Я только хочу обратить ваше внимание на то, что в первом предложении есть слово с приставкой за- и рядом слово с предлогом «за». Проверить это несложно. «Бежал», «забежал», «прибежал» – однокоренные слова без приставки или с другими приставками.

А между предлогом «за» и существительным «кустик» вставим имя прилагательное – «за густой кустик».

Аналогичная пара есть и во втором предложении. Глагол «влез» пишется с приставкой в-. А существительное «норку» – с предлогом «в».

Ну что же, работу Вируса и Вирусинки мы проверили.

- Давайте отметим в листах самооценивания первое задание.

Работа в тетрадях

Приставка, корень, суффикс, окончание

Часть ______, которая помогает образовывать _______ слова

______ слова, которая помогает ________ новые слова

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus4kfgos/14-pravopisanie-pristavok-i-suffiksov-v-slovah.files/image002.jpg

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus4kfgos/14-pravopisanie-pristavok-i-suffiksov-v-slovah.files/image003.jpg

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

3) формируем умение находить ответы на вопросы.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

–Ребята, мы с вами вспомнили, какие бывают значащие части слова.

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Правильно.

- Какая цель нашего сегодняшнего урока?

- Попробуйте поставить цель на сегодняшний урок, опираясь на следующие слова:

Повторить…

-Составим план урока:

1. Повторить…

  1. Узнать…
  2. Выполнить…
  3. Выполнить…

 

-Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах.

-Повторить написание слов с безударными гласными, непроизносимыми согласными и парными согласными в приставках и суффиксах.

1. Повторить что такое приставка и суффикс.

2. Узнать правописание суффиксов и приставок.

3. Выполнить упражнения.

4. Выполнить самостоятельную работу.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

- умение планировать деятельность

- осуществлять самоконтроль по плану

- корректировать и оценивать

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: фронтальная беседа, объяснение

Наглядный: учебная презентация

Форма контроля: самоконтроль

Слайд

Молодцы!

- Ребята, откройте учебники на станице 62. Посмотрите на упражнение 108.

Прочитайте слова и определите в каких словах не приставкаа в каких часть корня.

Выпишите слова в которых не приставка.

Давайте проверим правильность выполнения задания. Для этого выполните взаимопроверку с вашим соседом. Если вы обнаружите ошибку, поставьте галочку, над неправильно выписанным словом.

- Проверили? Теперь посмотрите на доску и посмотрите, у всех ли выписаны такие слова?

- Назовите слова в которых вы допустили ошибку?

Молодцы! А теперь давайте подберем к каждому слову с приставкой синоним и антоним.

- Ребята, давайте посмотрим в слове билетик, какой суффикс? Какая гласная? Выйдите подчеркните букву.

- А в слове ёжик, какой суффикс? Какая гласная? Выйдите подчеркните букву.

- Давайте попробуем изменить слова. Нет чего?

Правильно.

Изменим слово ёжик. Нет кого?

- Что произошло с гласной и в словах билетик и ёжик?

- Давайте теперь посмотрим на слово замочек. Какой здесь суффикс? Какая гласная в суффиксе. Подчеркните её.

- Давайте теперь посмотрим на слово орешек. Какой здесь суффикс? Какая гласная в суффиксе. Подчеркните её.

- Давайте изменим слова. Нет чего

Какой суффикс теперь в этих словах?

Посмотрим на эти слова. Что произошло в словах замочек и орешек?

Молодцы.

- Кто мне сможет сказать, что произошло в этих словах?

- Какой вывод мы можем сделать, посмотрев на изменение форм этих слов?

- Ребята, давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило.

Посмотрите на правило на станице 62. Кто мне ещё раз скажет, как мы будем писать суффиксы –ик- , -ек-.

Правильно.

Посмотрите у нас в правиле есть ещё суффиксы –ок- и онок-. Когда пишутся эти суффиксы?

- Что нового узнали? Что повторили?

- Какой пункт плана выполнили?

- Отмечаем второе задние в листах самооценивания.

Открывают учебники и читают задание  

Как они пишутся согласно правилу.

Есть приставки и суффиксы которые пишутся только так и не иначе

Снежок, слоник, маленький

Приставки:

В-, о-, до-, с-, по-, об-, над-, от-, на-, пере-, про-, при-, за-.

Корень: -бел-, -снеж-, -слон-,-мал-.

Суффикс: -оньк-, -еньк, -н-, -чик-, -ов-, -ев-, -лив-, -очк-, -к-.

Нездоровый, недалеко, невесёлый, небогатый, небольшой, неаккуратный, негромко, неправда.

Проверяют друг друга

Называют

Подбирают антонимы и синонимы устно

-ик-

и

Выходят и подчеркивают

-ик-

и

Выходят и подчеркивают

билетика

ёжика

она сохранилась

-ек, е

Выходят и подчеркивают

ек, е

Выходят и подчеркивают

Замочка, орешка

К

Гласная е выпала.

При изменение слов, гласная и не выпадает. А гласная е выпадает

Если гласная выпадает, то мы будем писать в суффиксе е, а если не выпадает тогда будем писать и

Если гласная выпадает, то мы будем писать в суффиксе е, а если не выпадает тогда будем писать и

После шипящих

2. Узнать правописание суффиксов и приставок.

П: структурирование знания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

К: инициативность в общем поиске нового знания

Учебная презентация,учебник

Динамическая пауза

(2 минуты)

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: задание

Формы организации: внешний контроль

Ребята, посмотрите, на доску.

Посмотрите на слово дружочек. От какого слова оно образовалось? При помощи чего?

А от какого слова образовано слова дружок?

При помощи чего?

Почему в слове дружочек, суффикс –ек? Объясните.

Измените слово

- А кого мы можем назвать другом? Посмотрим в словаре определение этого слова. Какие произведения про друзей вы читали?

Теперь посмотрите на слово ножичек. От какого слова оно образовалось? При помощи чего?

А от какого слова образовано слова ножик?

При помощи чего?

Почему в слове ножик, суффикс –ик?

Измените.

А почему в слове ножичек суффикс –ек? Объясните. Измените

Ребята, посмотрите, у нас получилось, что слово дружочек образовалось от слова дружок, а слово дружок от слова друг. Почему так получилось?

Правильно, при изменении слов возможно чередование.

Так же чередование произошло в слове ножичек. Оно образовалось от слова ножик. Здесь к чередуется с ч.

А теперь давайте, посмотрим как образовывались слова в 3 и 4 строчки.

Кто выйдет к доске и объяснит, какое слово от какого образовалось в 3 строке.

Правильно. А почему мы написали петушочек?

А есть ли чередование в этих словах?

Кто выйдет к доске и объяснит, какое слово от какого образовалось в 4 строке.

Правильно. А почему мы написали ковшичек?

А есть ли чередование в этих словах?

Молодцы! Ребята а теперь давайте обратим внимание на правило, написанное ниже. Прочитайте его.

Ребята, а где у нас в слове может происходить чередование?

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Снова обратимся к листам самооценивания.

 От слова дружок

При помощи суффикса –ек-

От слова друг

При помощи суффикса –ок-

При изменении гласная выпадает

Нет дружочка

От слова ножик

При помощи суффикса –ек-

От слова ножик

При помощи суффикса –ик-

При изменении гласная не выпадает

Нет ножика

При изменении гласная выпадает

Нет ножичка

Согласные чередуются.

Петушочек образовалось от слова петушок, при помощи суффикса –ек. А слово петушок образовалось от слова петух.

При изменении нет петушочка. Гласная е выпала из суффикса.

Да к чередуется с ч в словах петушочек и петушок

Ковшичек образовалось от слова ковшик, при помощи суффикса –ек. А слово ковшик образовалось от слова ковш.

При изменении нет ковшичка. Гласная е выпала из суффикса.

Да к чередуется с ч в словах ковшичек и ковшик

Читают правило

Чередование может быть в суффиксе и в корне

Выполнили упражнения.

П: работать по предложенному плану;

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Эмоциональный термометр, учебник, учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: выполнение заданий (самостоятельная работа)

Форма: самоконтроль

- Сейчас я раздам вам листочки. Вам нужно будет выполнить самостоятельную работу. У вас есть 5 минут.

- Обменяйтесь и проверьте работу соседа.

-Проверка по эталону
- Если всё правильно – поставьте «5», если есть 1 – поставьте «4», если 2 – «3».

- Обменяйтесь карточками обратно. И отметьте в листах самооценивания свою отметку.

- Встаньте те, у кого нет ошибок.

- Молодцы!


Выполняют самостоятельную работу

Выполняют взаимопроверку

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

 

Маленький, лёгонький, ельник, берёзонька, оленёнок, ежонок, зайчата, пушистый, кораблик, овражек, учитель, сказочка, смелость, утята, библиотекарь, крючок, мячик, билетик.

Орфограммы пропущены в суффиксах.

крючок [кр’уч’ок] - 2 слога
к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
р [р’] - согл., звонк., непарн., мягк. парн.
ю [у] - гласн., безуд.
ч [ч’] - согл., глух. непарн., мягк. непарн.
о [о] - гласн., ударн.
к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
6 б., 6 зв.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

- умение планировать деятельность

-осуществлять самоконтроль по плану

корректировать и оценивать

учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

Подводит итоги

-Какая тема урока сегодня была? Какую цель ставили?  

-Кто запомнил и может повторить правило.

-Поднимите руки те, кто всё понял и теперь сможет применять полученные знания?

- Поставьте себе отметки в листах самооценивания.

- Мне ваша работа на уроке очень понравилась.

За работу на уроке оценки получают…(оценивание учителем)

- Спасибо за урок!

Анализируют свою работу на уроке. Проводят эмоциональную рефлексию.

- Тема: Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах

-Цель: Повторить написание слов с безударными гласными, непроизносимыми согласными и парными согласными в приставках и суфиксах слова

Ответы детей

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

Учебная презентация, эмоциональный термометр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Удвоенные буквы согласных в корне слова" 3 класс Школа России

Урок открытия новых знаний. Разнообразные приёмы, используемые на уроке, позволят учителю активизировать работу учащихся, провести самостоятельную работу и самоконтроль....

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)

Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...

Технологическая карта урока по русскому языку «Род местоимений 3-го лица единственного числа». УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока: общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для формирования умений определять род местоимений 3-го лица единственного числаЗадачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока по русскому языку «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного»(3 класс)УМК Школа России"

Цель урока: формирование умения точно употреблять имена прилагательные в речи с точки зрения их рода, правильно писать их родовые окончания.Задачи урокаДидактическиеформировать умение  согласовыв...

Технологическая карта урока по русскому языку " Правописание слов с безударным звуком в корне" ( УМК "Школа России" , 2 класс)

Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корнеЦели деятельности учителя: формирование умения подбирать и проверять безударные гласные в корне слова; формирование навыка проверки без...