Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок» (УМК "Школа России" 4 класс)
материал по русскому языку (3 класс)

Павленко Анна Яковлевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся грамматический понятий о правописании суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить с грамматической ролью суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок» в слове и их правописание;

2. Научиться правильно использовать в письменной речи суффиксы -ек, -ик, -ок, -онок.

Предметные:

1. Учиться выделять значимые части слова, объяснять их роль в слове;

2. Учиться определять суффиксы -ек, -ик, -ок, -онок в словах;

3. Уметь применять правило правописания суффиксов.

Развивающие:

1.Способствовать развитию познавательных процессов: внимание, память, мышление;

2.Формировать познавательные умения задавать вопросы, применять знания.

Личностные:

1. Проявлять интерес изучению новой темы «Правописание суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок»;

2. Осознавать важность темы в русском языке.

Воспитательные:

1. Прививать интерес к предмету;

2.Воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах.

УМК: «Школа России», Учебник Русского языка 4 класс 1 часть. Авторы: В. Г. Горецкий; В. П. Канакина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Техкарта73.06 КБ
PDF icon Презентация 2.36 МБ
Файл Карточки154.88 КБ
Файл Карточки48.46 КБ
Файл Карточки14.39 КБ
Файл Карточки14.22 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 10.11.2023 г.

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 4 «Е»

Урок: 1

Время: 13:00 – 13:40

Кабинет: 211

Студент: Павленко Анна Яковлевна

Группа: 45

Учитель: Ашмарина Вера Николаевна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «Правописание суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся грамматический понятий о правописании суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить с грамматической ролью суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок» в слове и их правописание;

2. Научиться правильно использовать в письменной речи суффиксы -ек, -ик, -ок, -онок.

Предметные:

1. Учиться выделять значимые части слова, объяснять их роль в слове;

2. Учиться определять суффиксы -ек, -ик, -ок, -онок в словах;

3. Уметь применять правило правописания суффиксов.

Развивающие:

1.Способствовать развитию познавательных процессов: внимание, память, мышление;

2.Формировать познавательные умения задавать вопросы, применять знания.

Личностные:

1. Проявлять интерес изучению новой темы «Правописание суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок»;

2. Осознавать важность темы в русском языке.

Воспитательные:

1. Прививать интерес к предмету;

2.Воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах.

УМК: «Школа России», Учебник Русского языка 4 класс 1 часть. Авторы: В. Г. Горецкий; В. П. Канакина.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой на уроке.

-  Здравствуйте ребята. Меня зовут Анна Яковлевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверяет готовность к уроку.

 - Откройте свои рабочие тетради, запишите число 10 ноября и классная работа.

Улыбнемся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень! 
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

 -Как вы думаете, какое значение имеет русский язык в нашей речи?

 - На ваших столах лежат карточки с изображением батареек, мы будем их заряжать, т.е. показывать сколько знаний мы приобрели.

Приветствуют учителя

- Русский язык в жизни человека играет очень важную роль, благодаря ему мы учимся, приобретаем знания, развиваем язык, лучше понимаем себя и других. Каждый день мы обмениваемся мыслями со своими близкими, с друзьями.

Р: включение в учебную деятельность

Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный презентация

Словарная работа.

- Обратите внимание на слайд.

Листик, медвежонок, уголок, цветочек, дождик, орешек, голосок, лягушонок

  • Как вы думаете, какое задание я для вас приготовила?
  • А теперь выполните это самостоятельно в листочках.
  • Отлично. Давайте проверим что получилось у Вас.
  • Кто согласен со мной поднимите зеленый карандаш.
  • А по какому принципу вы их разделили?

- А что такое суффикс?

- Какие суффиксы вы выделили?

- Отлично, закрасьте первое деление в нашей батарейке.

1.Участвуют в обсуждении предложенной ситуации, высказывают свои мнения, суждения

  • разделить слова на столбики

(читают результат)

  • по разным суффиксам
  • значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов или его форм

-ек, -ик, -онок, -ок

З: непроверяемые безударные гласные

У: находить непроверяемые безударные гласные в словах и обозначать их

К: выражение своих мыслей с полнотой и точностью.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднени

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

Вы большие молодцы! Справились с заданием.

- Вы уже догадались, какая будет тема нашего урока?

-Какую цель мы поставим на урок?

-Чтобы добиться цели составим план урока, продолжите фразы:

1. Вспомним …

2. Составим …

3. Научимся …

- Отлично, закрасьте второе деление в нашей батарейке

  • «Правописание суффиксов -ек,

- ик, -ок, -онок»

-научиться правильно писать суффиксы -ек, -ик, -ок, -онок в словах

- что такое суффикс.

- алгоритм написания суффиксов -ек, - ик,-ок, -онок.

- правильно писать суффиксы –ек, -ик, -ок, -онок

У: определять тему и цель урока. П: анализ.

К: достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р:целеполагание.

Презентация

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: 

беседа

Наглядныйпрезентация

Словесный: объяснение

П

Словесный:

Пересказ правила

1. Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности

  • Давайте же вместе попробуем составить алгоритм. Я принесла его вам готовым, но пока мы выполняли задание, алгоритм перепутался. Давайте расставим пункты в верном порядке. Я буду вызывать вас по одному к доске.

Алгоритм:

  1. Читаем слово
  2. Определяем корень слова
  3. Определяем суффикс
  4. Ставим ударение, смотрим, после какой согласной буквы написано слово (если суффикс стоит под ударением, и он написан после шипящей, то пишем суффиксы - онок, -ок)
  5. Если нет 4 пункта, то изменяем форму слова (гласный в суффиксе сохраняется - -ик, исчезает - -ек)
  6. Пишем правильный суффикс
  7. Выделяем орфограмму
  • Хорошо, давайте сверимся с экраном. Молодцы, вы верно выполнили это задание.
  • Откройте учебники на странице 62.
  • Давайте познакомимся с правилом.

-Отлично. А сейчас возьмите листочки. В группах выполните задание по первому примеру (Друг – дружок – дружочек; Нож – ножик – ножичек;

Петух – петушок – петушочек Ковш – ковшик – ковшичек)

  • А теперь первая группа, объясните почему в слове ножичек, мы пишем суффикс -ек?
  • Поднимите зеленый карандаш, если вы согласны с ответом.

-Вторая группа – какой суффикс мы пишем в цепочке к слову петух.

-Поднимите зеленый карандаш, если вы согласны с ответом.

-Третья группа, какой суффикс мы пишем в цепочке к слову ковш Поднимите зеленый карандаш, если вы согласны с ответом.

-Какие суффиксы вы встретили при выполнении этого задания?

-Что еще необычного вы встретили, при выполнении этого задания?

-Молодцы, закрасьте третье деление в батарейке.

 

 

- Дружоч…к

  • -ик,-ек, ок, -онок

-Чередование согласных в корне

З: знать правило об имени прилагательном 

У: определять имена прилагательные, находить их 

К: умение излагать мысли; достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Л: проявление активности в общей работе.

Презентация

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Закрепление с детьми полученных знаний. 

  • А теперь пора поработать в парах. Вспомним правила работы в парах.
  • Вам нужно будет вставить пропущенные буквы в словах в словосочетаниях. Даю вам 3 минуту.

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

Давайте вместе проверим это задание.

- Вы справились!

- Закрасьте четвертое деление в нашей батарейке.

Физминутка

- Встаньте, немного отдохнем.

(Видео)

Выполняют задание.

 

1.Длинный носочек,

2.Детский чулочек

3. Колючий ёжик

4.Белый клубочек

5.Золотой ключик

6.Последний кусочек

7.Чистый коврик

8.Красный веночек

9.Снежный комочек

10. Вкусный   орешек

П:

З: на какие вопросы отвечают имена прилагательные 

У: находить и подчеркивать имена прилагательные   

К: умение слушать и понимать учителя; аргументация своего мнения.

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф Словесный: инструктаж

Практический: самостоятельная работа

 - Теперь, работаете самостоятельно.

 - Выполнить упражнение 104, на странице 53.  

- Приступайте к работе, у вас есть 5 минут.

-Время вышло, поменяйтесь тетрадями и проверьте работы по эталону

Оцените работу:

Без ошибок - «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибок – «3»

- Поднимите руки у кого работа выполнена без ошибок, у кого 1-2 ошибки, у кого 3-4 ошибки.

Самостоятельно работают.

  Маленький, лёгонький, ельник, берёзонька, оленёнок, ежонок, зайчата, пушистый, кораблик, овражек, учитель, сказочка, смелость, утята, библиотекарь, крючок, мячик, билетик.

 

З: что такое синонимы

У: подчеркивать имена прилагательные, подбирать синонимы к именам прилагательным.

П: извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму.

Раздаточный материал

 Презентация

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: инструктаж

Наглядный учебник

Практический: упражнение

-Сейчас, вам представится уникальная возможность побыть  редакторами.

-Ваша задача найти ошибки, исправить их, доказав правильность  своего утверждения, написать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.

-Давайте вместе проверим это задание. … прочитай первое слово.

-Покажите сигнал: зеленый – если согласны, красный – если не согласны.

-Молодцы, поиграем в игру Фотодиктант, вам нужно назвать животных, изображенных на фотографиях, ласково используя суффиксы -ек, -ок, -онок, -ик.

-Медвежонок, ежонок, ослик, барашек, бегемотик, котик, слоник, жирафик

-Каких животных так ласково называют?

-Вспомните произведение, где описано как к животным относится человек?

-Запишите понравившиеся два слова, выделите в них суффикс и орфограмму

- Молодцы, закрасьте 5 деление нашей батарейки.

- Кармашек, слоник, хвостик,           лучик, кузнечик, мячик, вечерочек, орешек

- маленьких

- Белый Бим черное ухо, Заячьи лапы, Дедушка Мазай и зайцы

З: как образовать прилагательные от имен существительных 

У: находить подходящие по смыслу имена прилагательные. 

Р: коррекция

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: осознанное и произвольное по строение речевого высказывания;

Раздаточный материал  

Презентация

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

-Какая была тема нашего урока?

- Какая была цель нашего урока?

- Поднимите руку, кто считает, что мы достигли поставленной цели.

  • Что такое суффикс?
  • Как определить правописание изученных суффиксов?

- Отлично, откройте дневники запишите домашнее задание, стр.53 № 105

Закрасьте последнее деление в нашей батарейке

Самооценивание.

-Поднимите зеленый карандаш, если вам понравилось как вы работали на уроке, а если же нет, то поднимите красный.

- Я надеюсь, что вы получили заряд знаний и он вам очень пригодится

-Спасибо за урок, до свидания.

-«Правописание суффиксов –ик, - ек, -ок, -онок

-научиться правильно писать суффиксы -ек, -ик, -ок, -онок в словах

  • (говорят ответ)

- (читают алгоритм)

 

 Р: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Л: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Презентация

Имя

Ответ на вопрос

Работа у доски

Самостоятельная работа


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч...к

3. Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10. Вкусный   ореш...к



Предварительный просмотр:

Белый Бим Черное Ухо Гавриил Николаевич Троепольский

Жалобно и, казалось, безнадежно он вдруг начинал скулить, неуклюже переваливаясь туда-сюда, — искал мать. Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.

Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего еще не понимал в жизни ровным счетом, а матери все нет и нет, несмотря ни на какие жалобы. Вот он и пытался задавать грустные концерты. Хотя, впрочем, засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.

Но на четвертый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека. Щенки очень быстро начинают отзываться на ласку.

Имени своего он еще не знал, но через неделю точно установил, что он — Бим.

Заячьи лапы Константин Георгиевич Паустовский

К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами…
– Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!
– А вы не лайтесь, это заяц особенный, – хриплым шепотом сказал Ваня. Его дед прислал, велел лечить.

Дедушка Мазай и зайцы  Николай Алексеевич Некрасов

Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
        Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой:
„То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!“


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание НЕ с глаголами" 4 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС

Технологическая карта урока разработана  с учетом ФГОС. Урок открытия новых знаний. Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Зд...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание окончаний имен прилагательных" 3 класс

Тема«Правописание  окончаний имен прилагательных»Класс3ЦельОтработка умений и навыков грамотного написания   окончаний имен прилагательных .Задачи Актуализировать знания об имени п...

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс

Цели деятельности учителя: обобщение знаний о правописании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, формирование навыка правописания букв О и Е в окончаниях существительныхТип ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Глагольные суффиксы" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: закрепление раннее полученных знаний образования глагольных форм и правописания суффиксов в глаголах прошедшего времени....

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание безударных личных окончаний глаголов" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения правильно писать безударные личные окончания глаголов.Задачи урока:Дидактические:1. Повторить изученное о глаголах.2. Развивать умение ра...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах" (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование понятий о написании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в приставках и суффиксах сло...