Урок русского языка во 2 классе по теме "Понятие о частях речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Исакова Вероника Витальевна

Урок русского языка во 2 классе по теме "Понятие о частях речи". урок открытия нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка по теме

 «Общее представление о части речи»,

который состоится  08 февраля 2024 года

учителем начальных классов

Исаковой Вероникой Витальевной

Общее представление о части речи

Цель – формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2  класса в предметной области «Русский язык» по теме  «Общее представление о частях речи».

Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;
  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:

  • формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;
  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий  для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:

  • развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;
  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;
  • формирование общего представления о частях речи;
  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Оборудование:

Ученики: учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, язык», цветные карандаши, листы с индивидуальным заданием.

Учитель: электронная презентация, учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина,

Ход урока

1. Орг. момент.

Цель – проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.

- Начинаем урок русского языка. Все настроились на плодотворный урок, на получение новых знаний.

-Посмотрите на доску и прочитайте высказывание А.С. Пушкина. (Сказки делают человека добрее.  А.С. Пушкин )

-Как вы его понимаете?

-Это высказывание будет сегодня эпиграфом к нашему уроку, а сказка, которую мы с вами читали на уроках литературного чтения, поможет нам повторить и закрепить пройденный материал и открыть новые тайны русского языка.

2. Чистописание

Цель – умение соотносить свою деятельность с образцом.

-Откроем тетради. Запишем число, классная работа и это высказывание, которое и будет являться нашей минуткой  чистописания. (Повторить правила письма)

- При письме обратите внимание на соединение буквосочетаний ве и ют.

3 Актуализация знаний

Цель – воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания.

-Какую большую тему мы изучили? (Изучили тему «Звуки и буквы»)

-Какие орфограммы мы изучали? (Дети перечисляют изученные орфограммы).

- Давайте проверим, как мы умеем писать слова с этими орфограммами.

 (Один ученик работает на доске)

Писатель, русский, живёт, Пушкин, вечный.

-Посмотрите на слова, подумайте, как  эти слова можно распределить на группы? (Высказывания детей)

СЛАЙД  №2

- Разгадайте ребус. (Части речи)

- На каком уровне ваши знания на данном этапе урока?

- Какую цель поставим на сегодняшний урок? (Узнать, как можно распределить слова, что такое части речи?)

-Открываем учебник на с. 39. Чему мы будем учиться? (определять какой частью речи является слово; распознавать признаки части речи).

4 Усвоение новых знаний и способов деятельности

-Цель - формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению

СЛАЙД  №3

- Посмотрим на картину. Из какой сказки этот рисунок? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Выберите таблички со словами, обозначающие предмет. (море, рыбка, старуха)

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Найдем слова-признаки. (синее, сварливая, золотая)  

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Какие слова остались? (волнуется, бранит, приплыла)

- Что обозначают эти слова? (действие)

- На какие вопросы отвечают эти слова? (что делает? что сделала? …)

- Что мы сделали со словами? (распределили по группам)

- Как узнать, как называется каждая часть речи? (посмотреть в учебнике)

Чтение учителем правила. 

- Как называются части речи? Прочитаем вместе выделенные слова. (с.40)

- Какая группа, как называется? Где найдем информацию? (с.41)

- Давайте назовем наши группы. (Учитель открывает таблички с названиями частей речи.)

- Увеличились ли ваши знания по теме урока, если увеличились, на сколько баллов вы себя оцениваете?

Работа с таблицей

СЛАЙД  №4

- Теперь поработаем с таблицей

- С помощью чего мы общаемся? (с помощью речи)        

- Все слова можно разделить на группы, т.е. на части – на части речи.

- У каждой части речи есть свои признаки.

Слова - названия

предметов

признаков предметов

действий предметов

кто?

какой?

что делает?

что?

какая?

что сделают?

какое?

что делают?

какие?

что делали?

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

-В русском языке принято сокращать части речи на письме

Существительное – сущ.

Прилагательное – прил.

Глагол – гл.

- На каком уровне ваши знания?

-  Есть удивительная сказочная страна «Части речи», её придумала Татьяна Рик. В этой стране живёт часть речи – имя Существительное. Это волшебник, у которого есть волшебная палочка и он может превращаться в разные предметы. Он может стать котенком, партой, пеналом, дождём. Ещё во что он может превратиться?  (Ответы детей). Это всё имена существительные. Предметы, которые отвечают на вопросы кто? или что?

Ещё в этой стране живёт его дочь –  имя Прилагательное. У неё есть волшебная кисточка. И все предметы получают признаки. Если был просто гриб. Имя прилагательное делает его ядовитым, несъедобным, красным. Рыбка. Какая она? (Ответы детей) Эти слова – имена прилагательные. И, наконец, дядюшка Глагол. Он всё время что-нибудь да делает. Что делает? (Ответы детей) Эти слова – глаголы.

5. Первичная проверка понимания нового материала.

Цель -  вербальное фиксирование нового знания.

СЛАЙД  №5-6

- Давайте вернёмся к сказке А. С. Пушкина и вспомним её начало. (Чтение сказки.) Запишите в тетради последнее предложение.  (Один ученик пишет у доски.)

Теперь над каждым словом запишем часть речи.

Чтобы не ошибиться какой частью речи является  надо…

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить,  что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

 Чему учились? (Распознавать части речи). На каком уровне теперь ваши знания?

 

6. Игра «Немой диктант»

Цель – Осознание учащимися степени овладения понятиями и применение полученных знаний

-Посмотрим, как вы это усвоили.

-Что я держу в руке? (карандаш)

-На какой вопрос отвечает это слово?

-Что обозначает?

-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет?

-Подберите к этому существительному прилагательное.

-На какой вопрос отвечает прилагательное?

-Теперь подберите к нему глагол?

-Ну а сейчас возьмите листы с индивидуальными заданиями и найдите задание №1.

Сейчас будет «немой диктант».

-Я вам показываю предмет. Вы записываете  в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие  к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу.

(Учитель показывает предметы: зеркало, яблоко, белка, лебедь)

(По окончании диктанта учитель проводит фронтальный опрос и корректирует ответы учащихся).

7.Физкультминутка.

А теперь все дружно  встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Ещё  руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель – Включение в систему знаний и закрепление.

-Продолжаем работу на листах. Выполним задание №2.

-Прочитайте  задание.

 (В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи).

 

СЛАЙД №7  

- Проверьте и оцените себя по образцу

9. Работа с текстом.

Цель - развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

-Прочитайте задание №3 на ваших листах.

(Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Определите их части речи и запишите в тетрадь)

-Можно ли назвать эти предложения текстом?

-Определите тему текста?

СЛАЙД №8

-  Проверьте и оцените себя по образцу

СЛАЙД №9 

-  Выберите верное утверждение. Сигнализируем цветными карандашами.

  • 1.Имя существительное- это часть речи, которая обозначает:

а)признак предмета;

в) предмет.

  •  2.Имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы:

а)Какой? Какая? Какое? Какие?  

  б Кто? Что?

  • 3. Глагол обозначает:

а) признак предмета;

б)действия предмета.

  • 4.Глагол отвечает на вопросы:

а) Кто? Что?

 б) Что делает? Что сделает?

  • 5. Глагол- это  

 а)часть слова;

 б) часть речи  

  • 6. Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает:

  а действия предметов;

  б признак предмета.

  • 7.Имя прилагательное отвечает на вопросы:

а) Какой? Какая? Какое? Какие?;

б) Кто? Что?

10. Итог урока.

Цель -  Осмысление своих достижений

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему учились?

(Учились определять какой частью речи является слово.

Учились распознавать признаки частей речи)

-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи?

- Достигли ли мы цели нашего урока?

Оценивание работ. (Аргументация).

11. Рефлексия.                                    

 12 Домашнее задание. Упр. 70


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2а классе

Слайд 2

ЧАСТИ РЕЧИ , ти ,, чи

Слайд 4

СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ ДЕЙСТВИЙ ПРЕДМЕТОВ Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что делаем? Что делают? Что делали? ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (сущ.) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (прил.) ГЛАГОЛ (гл.)

Слайд 5

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.

Слайд 6

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.

Слайд 7

Сказка Чудо Золотая Терем Белочка Орешек Добрый Волшебная Сказочный Вкусное Летает Интересный Выдумывать Заколдует Рассказываем Читать Фея Мечтаем СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ

Слайд 8

На уроках мы сказку А.С. Пушкина. Там разные герои. старуха, старик, рыбка. сначала выполняла просьбы старухи, а потом наказала её. учит нас не быть жадными. читали встречаются Жадная безвольный золотая Рыбка Сказка гл. прил. гл. сущ. сущ. прил. прил.

Слайд 9

1.Имя существительное- это часть речи, которая обозначает: а) признак предмета; в) предмет. 2.Имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы: а )Какой? Какая? Какое? Какие? б Кто? Что? 3. Глагол обозначает: а) признак предмета; б)действия предмета . Выбери верное утверждение

Слайд 10

4.Глагол отвечает на вопросы: а) Кто? Что? б) Что делает? Что сделает? 5. Глагол- это а)часть слова; б) часть речи 6. Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает: а действия предметов; б признак предмета. 7.Имя прилагательное отвечает на вопросы: а) Какой? Какая? Какое? Какие?; б) Кто? Что? Выбери верное утверждение.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка во 2а  классе

 МОБУ «Шойбулакская средняя общеобразовательная школа»

Дата проведения:  08.02.2024г.

Учитель: Исакова Вероника Витальевна

УМК «Школа России»

Тема: «Общее представление о частях речи»

Цель – формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2  класса в предметной области «Русский язык» по теме  «Общее представление о частях речи».

Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;
  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:

  • формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;
  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий  для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:

  • развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;
  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;
  • формирование общего представления о частях речи;
  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Оборудование: ноутбук, проектор, учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, язык», цветные карандаши, листы с индивидуальным заданием. электронная презентация

Тип урока:  урок-открытие нового знания.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковый.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

По степени педагогического управления со стороны учителя: метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с помощью источников информации.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, рисунки, таблички

Данный урок является первым в изучении большой темы «Части речи». Урок изучения частей речи - это сочетание трех факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. На данном уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся.

На уроке были использованы различные виды работ: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, дифференцированная. Один вид деятельности сменялся другим.

Мною использованы элементы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное, педагогика сотрудничества, информационно -коммуникационные, здоровьесберегающие.

На уроке были использованы следующие методы  обучения:

по виду источника информации:

  • словесный (объяснение, беседа с обучающимися);
  • наглядный (демонстрация презентации обучающего курса, рисунки обуч-ся);
  • практический (работа с учебником)

по виду учебной деятельности:

  • поисковый метод (поиск решения поставленных задач).
  • контроля (самоконтроль и самооценка)

     Для активизации познавательной активности обучающихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства. Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

    С целью создания условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес к уроку я предложила обсудить высказывание: «Сказки делают человека добрее. А.С. Пушкин».

Начала урок с организационного момента. Настроила детей на урок.

Минутка чистописания тоже была необходима для настроя, т.к. она была эпиграфом к уроку. И задача этого этапа развивать аккуратность, каллиграфическое письмо и умение соотносить свою деятельность с образцом.

На этапе актуализации знаний мы повторили, подытожили материал, изученный на предыдущих уроках и необходимый  для открытия «нового» знаний. Дети написали диктант. Повторили изученные орфограммы. Здесь созрела проблемная ситуация. Учащиеся убедились, что необходимы новые знания для распределения слов на группы.

С помощь игрового момента -- ребуса дети узнали новую тему. Поставили цель урока.

     На этапе совместного открытия нового знания я обеспечила восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий в объекте изучения. При выполнении предложенных заданий и упражнений обучающиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, сравнивали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания.

      Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения я провела физминутку.

      С целью первичного закрепления  предложила дифференцированные задания на доступном для каждого обучающегося уровне и в оптимальном для него темпе работы. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания.

 Рефлексию провела для того, чтобы зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты. Обучающимися был подведен итог урока и сделана самооценка работы на уроке.

      На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все обучающиеся, каждому ребёнку на уроке было комфортно. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе. В итоге урок достиг своей цели,  нам удалось решить поставленные  задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления обучающихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

   



Предварительный просмотр:

Лист индивидуальных заданий _______________________

Задание №1

существительное

прилагательное

глагол

   карандаш

простой

рисует

                                                                             Оцени себя                                                                                                                                                                                                              

Задание №2

В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи                   

существительное

прилагательное

глагол

сказка

добрый

выдумывать

чудо

волшебная

заколдует

золотая

сказочный

рассказываем

терем

летает

читать

белочка

вкусное

фея

орешек

интересная

мечтаем

                                                                              Оцени себя

Задание №3

Прочитайте. Вставьте подходящие  по смыслу слова из справок. Определите их часть речи и запишите в тетрадь.

На уроках мы  …………..…….. сказку А.С. Пушкина.  Там  ……………...………. разные герои. ………….…...старуха, ……………..…...  старик, ……...…….…… рыбка.   …………….……  сначала выполняла просьбы старухи, а потом наказала её.   …………..…………   учит нас не быть жадными.  

Слова для справок:   читали, встречаются, золотая, безвольный, жадная, рыбка, сказка.                                                                                        

                                                                               Оцени себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи

урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Урок русского языка 2 класс "Предлог как служебная часть речи".

1.Организационный момент- Прозвенел звонок, начинаем мы урок.Психологический настрой.Игра «Пожелание» - стоя в кругу, дети говорят своему соседу, что ему пожелают.2.Сообщение темы и целей урокаНа доск...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи.

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи. Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи....

Урок русского языка 3 класс Имя существительное – как часть речи.

МКОУ Тойдинская СОШ    Урок русского языка3 классИмя существительное – как часть речи.  Учитель начальных классов: Гусейнова Е.А.     2018 ...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...

Открытый урок русского языка, 4 класс "Представляем ещё одну часть речи"

Урок русского языка в 4 классе на тему «Представляем ещё одну часть речи» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Тип урока –  «откры...