«Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ. ЩН,»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Бондаренко Ирина Васильевна
Цель:  создать условия для ознакомления обучающихся с правилом написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт,щн. Тип урока: открытие нового знания. I. Организационный момент. Начинается урок. • На уроке будь старательным, • Будь спокойным и внимательным. • Всё пиши, не отставая, • Слушай, не перебивая. • Говори всё чётко, внятно, • Чтобы было всем понятно. • Если хочешь отвечать, • Надо руку поднимать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 1

Предмет: Русский язык УМК: Школа России (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Тема: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ. ЩН,» 

Цель:  создать условия для ознакомления обучающихся с правилом написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт,щн.

Тип урока: открытие нового знания.

I. Организационный момент.

 Начинается урок.

• На уроке будь старательным,

• Будь спокойным и внимательным.

 • Всё пиши, не отставая,

 • Слушай, не перебивая.

• Говори всё чётко, внятно,

 • Чтобы было всем понятно.

• Если хочешь отвечать,

• Надо руку поднимать. 

II. Актуализация  знаний. Минутка чистописания

-Открыли тетради, записываем число и классная работа.  

 1)Запишите красиво на первой строке буквы Ч заглавную и ч строчную, чередуя их,
2) На второй строке буквы Щ заглавную и щ строчную, чередуя их.
- Для каких звуков придуманы эти буквы? Охарактеризуйте их (Согласный, глухой непарный, мягкий непарный).

- Послушайте стихотворение и запомните слова, в которых встретятся эти звуки.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

-Назовите эти слова ( тетрадочка, ручка)
-Запишите эти слова на третьей строке. ( На доске пишет учитель)
– Что общего вы заметили при прочтении и написании этих слов? (Сочетание ЧК)

III. Определение темы урока

.- В этих словах скрыта тема нашего урока .Кто догадался? Сформулируйте тему урока.
-Как вы думаете, почему между буквами Ч и К не нужен мягкий знак? (Звук Ч всегда мягкий).
Аналогично комментируется правописание сочетаний ЧН, ЩН.
Что будем учиться правильно писать?

-Какие буквосочетания пишутся без мягкого знака?

- Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое. На урок русского языка вы должны приготовить самое главное – свой ум.

V. Физкультминутка

1 2 3 45

пошли пальчики гулять

этот пальчик в лес пошёл

этот пальчик гриб нашёл

этот пальчик жарить стал

этот пальчик помогал

ну а этот только ел

оттого и потолстел

VI. Работа по теме урока.

1.Замените словосочетания одним словом и запишите их через запятую.

Суп, который готовится на молоке. (молочный)

Порт на реке. (речной)

Суп из овощей. (овощной)

Животное, которое питается мясом других животных (хищное)

Она ставится в конце предложения. (точка)

У каждого человека есть …(мечта)

Урок, на котором читают. (чтение)

Человек, который бьёт в барабан. (барабанщик)

– Какую ошибку можно допустить? (После ч написать мягкий знак.) – Подчеркните сочетание в этих словах?Взаимопроверка

2.Упр 1 стр 4

-Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

-Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками. (помощник, улочка, курочка)

Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (ЩН, ЧК)

Упр 2 стр 4

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

-Выполните задание самостоятельно. ( А у доски работают 4 человека для последующей проверки)

-Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ?

-Можно ли сказать, что это опасные места в слове?

-В чем заключается опасность? (слышится, но не пишется мягкий знак)

-Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограмма)

-Прочитайте правило.

VII. Рефлексия.

 Наш урок подходит к концу. - Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке? (буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ,ЩН,НЧ)

-Кто из вас считает, что запомнил буквосочетания , которые пишутся без ь?

 - Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой? (пишем без ь знака) Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ЧА, ЧУ».

Урок по программе "Школа 2100", интегрированный, с применением деятельностного метода, коллективной и групповой формы работы. ...

Тема: "Речевая ситуация : дружеские отношения людей. Повторение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу."

Составление проекта в 1 классе на уроке русского языка. Задачи урока: дать характеристику настоящей дружбы; моделировать ситуацию общения, в которой нужно рассказать о своих друзьях, о том, че...

Правило правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

"Школа России", УМК В.П.Канакиной в соответствии с требованиями  ФГОС второго поколения....

Конспект урока русского языка "Применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3 класс "Школа России"

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Школа России" "Применение правил сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу"....

Конспект урока русского языка "Применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3 класс "Школа России"

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Школа России" "Применение правил сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу"....

Письменная речь: объявление. Постановка знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний ЖИ-,ШИ- (повторение)

Письменная речь: объявление. Постановка знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний ЖИ-,ШИ- (повторение)...

Конспект урока урока по русскому языку. Тема: «Применение правил правописания: буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу под ударением» УМК «Школа России» . 2 класс

Цели:формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развивать речь, внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес, умение работать в паре.Планируемые результ...