Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Урок актуализации знаний и умений (урок повторения). Исходя из психологических особенностей детей, в построении урока требуется частая смена видов деятельности. На уроке представлены следующие виды деятельности: работа в тетради, работа с учебником и справочником, рабочие листы, лист с секретными полосками для определения понятия, работа с предложением (конструирование и синтаксический разбор) и работа с текстом, т.е. акцент сделан на овладение учащимися основными видами речевой деятельности. Именно это стоит во главе угла Федеральной образовательной программы начального общего образования: развитие языковой, коммуникативной, читательской, общекультурной грамотности. Со 2 по 4 класс, согласно ФОП, должна быть усилена работа с текстом. В урок она включена. Анализ текста детьми выполнен. На данном языковом материале закреплены понятие «однокоренные слова». В процессе работы проведена валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения Владимира Базарного. (снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата). На уроке использован элемент целеполагания, обучающиеся учатся с помощью учителя формулировать цели урока Задача школы — обучить ребёнка самооценке своих действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни (лист самооценки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_3_klasse_po_teme_odnokorennye_slova.zip | 994.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Учитель Кондрашина Татьяна Валерьевна
Тема: «Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов»
УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.
Цель: углубить понятие «однокоренные (родственные) слова», научить находить однокоренные слова, отличать их от слов с таким же корнем, но другим лексическим значение, развивать умение подбирать однокоренные слова.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
– воспитание чувства гордости за Родину, за родной язык;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
– умение работать с информацией;
– умение добывать информацию;
– формировать умения грамотно строить речевые высказывания.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
– развитие речи, мышления, умение выбирать средства языка;
– освоение первоначальных знаний о грамматике;
– умение грамотно писать, участвовать в диалоге.
Планируемый результат:
Познавательные умения:
– умение выделять корень в однокоренных словах;
– подбирать однокоренные слова.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с правилом.
Коммуникативные умения: формулировать понятия, используя термины.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Сценка - Добрый день, ребята! Если вы готовы к работе, то я прошу вас занять свои места и давайте скорее начнем наш урок Нейрогимнастика «Колечко» - Сядьте удобно. Выпрямите спинку. Выполним гимнастику, подготовим мозг и руки к работе
- Запишите в тетрадях число, классная работа. Минутка чистописания У у ум Конструирование предложения - На доске карточки со словами. Соберите предложение. - Прочитайте, что получилось. - Что это? (пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Запиши эту пословицу, соблюдая правила каллиграфии. - Пусть эта пословица сегодня послужит девизом нашего урока. | Дети с завязанными ленточками глазами бегают, натыкаясь друг на друга. Неожиданно звенит звонок. Они резко останавливаются, замирая на месте, по очереди снимают повязки и произносят: - Я в школе на уроке. - Сейчас я начну учиться. - Внимание моё растёт. - Я как разведчик всё замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. - Я хочу учиться. - Я готов к работе. - Работаю. Здороваются. Гимнастика Записывают в тетрадях число, классная работа Записывают буквы по образцу учителя Конструируют предложение Ум да разум надоумят сразу. Пословица. Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием. | Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие Постановка учебной задачи Цель: сформулировать тему и цели урока | - Рядом с предложением стоит цифра 4. Что она обозначает? - Выполните его. Проверка: одного учащегося с места - Найдите слова, похожие между собой - В чем их сходство? - Выделим его. - Как называются такие слова. - Верно. Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке? - Сформулируйте тему урока - Запишем тему - А теперь определимся с целями нашего урока. У вас на столах лежат листы, на которых записаны цели. Давайте выберем те, которые подойдут к нашему уроку, и обведем их в кружок. (слайд 2) - В конце урока мы посмотрим, удалось ли нам достичь целей. - Для того, чтобы оценить себя на уроке, мы будем заполнять листы самооценки (учитель обращает внимание на листы самооценки) | - Синтаксический разбор предложения Анализ предложения -Ум, разум, надоумят -Одинаковый корень - Однокоренные - О словах с одинаковым корнем «Однокоренные слова» Записывают тему урока в тетрадь Цели: 1. Вспомнить, какие слова называем однокоренными. 2. Углубить знания по теме «Части речи». 3. Углубить знания по теме «Однокоренные слова» 4. Учиться находить однокоренные слова, образовывать их, выделять корень слова. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем. |
Планирование действий по решению учебных задач | - Давайте посмотрим сценку, которую подготовили нам ребята - Скажите, о каких корнях шла речь? - Давайте еще раз уточним, какое значение имеет корень в русском языке. В этом нам помогут «секретные полоски». Посмотрите на листы и выберите верное утверждение. - Уберите полоски с правильных ответов. (сл.3) - А теперь внимание! (учитель показывает на карточку с изображением знака вопроса) - Что это? (сл.4) - Посмотрите на доску, там расположились слова ГОРА ГОРИСТЫЙ ГОРЕТЬ ГОРНЫЙ ПРИГОРОК -Найдите лишнее - Почему? - Запишите в тетрадь, выделите корень (Одного к доске) - Сделаем вывод | Сценка Встретились однажды корень куста и корень слова - Здравствуй, - говорит один. – Я корень, а ты кто? - Я тоже корень, - отвечал другой. - Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живешь? - А я в словах живу, - ответил второй. - Ну какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. Вот я корень так корень! Посмотри, от меня в земле берут начало ростки, и вырастает целый куст, а то и целое дерево. А от тебя что растет? - Не спорьте, друзья, вы оба нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, которые объединяют слова в одну семью - О корне дерева и о корне слова Выбирают правильные ответы и отрывают полоски - Проблемный вопрос -ГОРЕТЬ -Разное лексическое значение Записывают в тетрадь Вывод: слова с одинаковым корнем, но разные по смыслу не однокоренные | |
Применение новых знаний на основе изученного. Цель: применение нового знания в типовых заданиях Включение в систему знаний и повторение. Практическая работа Самостоятельная работа | Работа с учебником Правило с.61 -Запишите определение в справочник Упражнение 108 Дополнительное задание: дописать однокоренные слова, выделить корень Самопроверка по эталону ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Учебно-познавательная игра «Найди родственника». (Валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения В. Базарного: снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата) В классе развешаны карточки со словами: соль, сахар, сахарница, солить, песок, песочный, берёза, березняк - Сейчас мы проведём игру «Найди родственника» - Встаньте, пожалуйста. Не меняя положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ. - Что лишнее? Почему? Работа с текстом Берёза очень созвучна русской природе и русской душе. В России ее ласково называют берёзонькой. Когда она надевает свой светло-зелёный наряд или осыпается золотой листвой, нет её краше. Весенней порой берёза распускается самой первой. А перед морозами она последней сбрасывает листву. Светом и теплом одаривает она людей. Берёзовые дрова долго горят в печи и не коптят.(4) Жар от них самый горячий. И лучину, которой на Руси освещались крестьянские избы, делали из берёзы. В.сной пылят её с.рёжки. А ос.нью разл.таются с.мена с прозрачными крылышками. В первые годы берёзка растёт медленно, но потом другие д.ревья за ней не посп.вают. Вот почему в березняке нет ёлок и осин. - Прочитайте текст про себя - Прочитаем вслух. Озаглавим - Определим тему. О чем пишет автор? - Главная мысль? - Найдите в тексте ответ на вопрос: чем одаривает людей берёзка -Поясните, опираясь на текст - Почему в березняке нет ёлок и осин? Задание 1вариант Спишите выделенные предложения, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы 2 вариант Выпишите из текста однокоренные слова, выделите корень. (Взаимопроверка по эталону (сл.5) -Заполните листы самоконтроля - Попробуйте себя в роли писателя . - Дополните предложенный вам синквейн про русскую красавицу - берёзку Берёза. Тонкая, ______________. Грустит, __________, ____________. Она созвучна ____________ __________. Берёзонька. - Проверим, что у вас получилось. - Какие однокоренные слова были использованы? - Оцените себя - Сделаем вывод: Однокоренные слова – это слова….. |
Записывают определение. Выполняют упражнение. Выполняют указание учителя, находят однокоренные слова, объясняют Все остальные слова обозначают вещества, а берёза - дерево Читают. «Берёзка» «Русская берёзка» -Береза -Берёза очень созвучна русской природе и русской душе -Светом и теплом Списывают, вставляя пропущенные буквы Выписывают однокоренные слова, выделяют корень Заполняют Сочиняют синквейн Берёза. Тонкая, белоствольная. Грустит, шумит, качается. Она созвучна русской душе. Берёзонька. Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением | Познавательные: действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного. Личностные: самоопределение |
Рефлексия Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания на основе изученного | Листы самоконтроля -Удалось ли вам достичь поставленных целей? Заполните листы до конца, выскажите своё мнение - Завершая наш урок, хочу услышать ваше мнение, что понравилось, что показалось сложным. Перед вами телефоны, напишите смс другу, расскажите впечатления от урока | Записывают впечатления от урока, озвучивают свои сообщения | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности |
Домашнее задание |
На выбор
«Из истории слова «картофель» | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."
В технологической карте предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".
В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...
Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"
В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....
Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)
На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....
Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова».
Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова»....
Технологическая карта урока русский язык 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже" .
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".
Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр"....