технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

урок русского языка в  1 классе по теме :"Текст и предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx124.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе

Тема: Текст и предложение.

Класс: 1

Учитель: Батуева Галина Васильевна

УМК: «Школа России»

Учебник: Русский язык 1 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Цель:формирование представление о тексте и предложении как единицах речи.

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Дидактические:

- содействовать усвоению знаний обучающихся о тексте и предложении как единицах речи;

- формировать умения правильно оформлять предложения на письме;

Развивающие:

- развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, устную и письменную речь;

Воспитательные:

- содействовать воспитанию аккуратности при оформлении работы, оказанию взаимопомощи и взаимоуважению при совместной работе;

- воспитывать познавательный интерес и любовь к русскому языку.

Предметные:

- научатся распознавать текст, отдельные предложения из текста;

- выделять предложения из текста;

- научатся оформлять предложения на письме.

Метапредметные:

Познавательные:

- научатся распознавать текст,  выделять предложения из текста;

- научатся оформлять предложения и текст на письме.

Регулятивные:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Коммуникативные:

- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи;

Личностные:

- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к урокам обучения грамоте.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник Русский язык 1 класс В. П. Канакина, В. Г Горецкий; тетрадь на печатной основе (тренажёр для школьников) издательство «Планета», раздаточный материал.

Интерактивное оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Форма организации учебной деятельности:групповая работа в группах сменного состава, работа в парах,самостоятельная индивидуальная  работа.

Этап урока.

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Проверяю готовность обучающихся к уроку, создаю эмоциональный настрой на работу!

- Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

- Повторим правила работы на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … 

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … 

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … 

4. Если хочешь отвечать –

Надо … 

Приветствие учителя.

Эмоциональный настрой на урок.

Слушают и дополняют слова:

…внимательным!

…не перебивая!

…понятно!

…руку поднимать!

Личностные:самоопределение.

Коммуникативные планирование, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение функций участников.

2. Мотивационный этап

- Открываем тетради и записываем дату.

На  доске  картинка:

https://sun9-16.userapi.com/impg/LZURCS_ZsaytKnrsgFdeGxA2o8muEjJFPJW69A/w_FnBJArixU.jpg?size=980x980&quality=96&sign=e4eabfd9f5b9fb360548453652b0889f&c_uniq_tag=WdM9iEB-Zmula_z6ZFVFA-0Kcwr27vR-wY3CEox3wsA&type=album

-Кто это изображён на картинке?

-Назовите  второй  парный  согласный  звук  в  этом  слове. (б)

- Запишите строчную и заглавную буквы, которую  он  обозначает.Продолжитетаким образом ряд до конца строки.

- Охарактеризуй эту букву и ее звуки.

-Назовите  букву, которая  стоит  по  алфавиту  после  буквы «б».

-Выберите  самые красивые буквы и подчеркните их.

Словарная  работа

-Запишите новое словарное слово «собака», используя орфографические словари. Поставьте ударение, разделите на слоги, подчеркните «опасные» буквы в слове.

Составим предложение используя это слово.

Запишем его.

Выделим основу.

Записывают в тетрадь, проверяют и оценивают себя.

Дают ответ.

Называют звук [б].

Прописывают - Б,б.

Дают характеристику.

Называют «В»

Оценивают буквы и подчеркивают только верные.

Записывают  слово, соотносят со словарём, ставят  ударение, делят слово на  слоги, подчёркивают  буквы, обозначающие гласные безударные непроверяемые звуки.

Составляют  и  записывают  предложение  со словом, определяю основу предложения.

Личностные:воспитание любви к родному языку и интереса к его изучению.

Регулятивные:контроль деятельности при выполнении задания, проверка правильности.

Познавательные (синтез –моделирование) развитие умения анализировать познавательный объект.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог,

планирование учебного сотрудничества.

3. Актуализация знаний обучающихся.

Посмотрите на картинку (на экране иллюстрация домика из сказки «Теремок»).

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=e44aba623f31ba0f5d40040c25659a22-6437475-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=150&h=150

-Вспомните начало сказки. Для этого найдите в ваших конвертах слова-помощники и вместе сложите их так, чтобы получилось начало сказки.

- Произнесите, что у вас получилось.

- Как мы назовем, то, что вы сейчас вместе составили и произнесли вслух?

- Из чего мы получаем предложение?

- Запишите предложение в тетрадь!

- Скажите, когда мы только произносили предложение, какой речью мы пользовались?

- А когда мы предложение записали, какую речь применяли?

Поддерживают учебный диалог и отвечают на вопросы. Дают названия предметам, которые появляются на экране.

Раскрывают в парах конверты, достают слова,  складывают из них предложение.

Произносят предложение: Стоит в поле теремок.

Отвечают, что это предложение.

Из слов.

Записывают  предложение  в  тетрадь.

Отвечают: устной.

Отвечают: письменную.

Познавательные:

 структурирование знаний;

умение ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию.

Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

4. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

- Теперь создайте группы по 4 человека по первому принципу соседства пар.

- Сейчас мы вспомним всю сказку «Теремок». На экране рядом с теремком будут появляться герои, и каждая группа будет произносить новое предложение с использованием названия этого героя.

Включаю экран и размещаю по очереди героев сказки:

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1675639714_gas-kvas-com-p-skazochnie-personazhi-zhivotnie-risunki-12.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=e44aba623f31ba0f5d40040c25659a22-6437475-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=150&h=150

По мере того, как дети произносят предложения, они появляются на доске друг за другом, образуя текст.

- Итак еще раз, каждая группа произносила что?...

- Из чего они состоят?...

- А теперь посмотрите вот сюда (показываю на соседнюю доску). Все ваши предложения. Посмотрите, они все, словно наши герои, поселились в один теремок. Как вы думаете, если объединить вместе не просто слова, связанные между собой, а объединить уже целые предложения, что получится?

- О чем же мы будем сегодня говорить, ребята? Проверьте свои предположения при помощи учебника на странице 10.

Поворачиваются к соседним партам, образуют группы.

Смотрят на доску и составляют в группе предложение.

…предложения.

…из слов.

Предлагают разные варианты: рассказ, текст и другие и выбирают верный на их взгляд ответ.

Открывают учебники и сверяют свои ответы с темой урока.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные:развитие готовности к сотрудничеству.

Познавательные: формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

совместное определение цели.

5. Открытие нового знания.

- Итак, ребята, вы правы. Тема нашего урока: «Предложение и текст».  Сегодня мы будем учиться составлять тексты, отличать разные тексты друг от друга и научимся находить предложения в тексте.

- Смените состав групп по второму принципу соседства пар и приготовьтесь к работе.

- Прочитайте слова на карточках.

пришла весна заблестели сосульки на солнце снег стал грязным и рыхлым листья на деревьях пожелтели

- Могу ли я сказать, что здесь записаны предложения?

- Почему? Что не так, ведь все слова о весне и о природе?

Обсудите в группе, что не так и дайте ответы.

- Попробуйте расставить границы, чтобы получились предложения.

Пришла весна. Заблестели сосульки на солнце. Снег стал грязным и рыхлым. Листья на деревьях пожелтели.

Запишите.

- Объясните, почему вы поставили именно такие границы?

- Так что же такое предложение?

- Могу ли я сказать, что это текст? И поясните почему. Используйте материалы учебника.

- Какое предложение будет лишним и почему?

- А если я уберу наоборот другие предложения и оставлю только это, получится ли текст? И почему?

Листья на деревьях пожелтели.

Поддерживают учебный диалог.

Создают новые рабочие группы.

Читают слова.

Отвечают.

Обсуждают в группе и называют требования к предложениям: заглавная буква, точка, связь слов.

Отрабатывают на карточках требования к предложениям.

Дают пояснения.

Дают ответы.

Записывают текст.

Работают с учебником на странице 10-11 и дают ответ, что в тексте предложения связаны между собой.

Отвечают, что последнее, оно не связано с другими.

Ориентируясь на правило отвечают, что в тексте должно быть несколько предложений.

Регулятивные: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, поиск и оценка альтернативных способов.

Регулятивные: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

6. Решение частных задач

-Что  же  такое  текст?

-Из чего состоят все тексты?

-Из чего состоят предложения?

-Из чего состоят слова?

-Сегодня мы будем  работать  с  текстом.

Поддерживают учебный диалог

Рассуждают

Коммуникативные:

 взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи.

7.Физминутка

8.Первичное закрепление.

А теперь, ребята, встаньте и повторяйте движения по ходу стихотворения. Я читаю стих, а вы выполняете движения

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем друзья размяться.

2-нагнулись до земли

И не раз, а раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раз, два.

6 – за парты нам пора.

-Работа с текстом в тетрадях на печатной рснове  стр.48.

Сторож

   У  утки  были  пушистые  утята. Однажды   лисица  утащила  утку. Мы  научили  собаку  водить к  реке  утят. Вот  собака  важно  идёт  к  реке. Утята  спешат  за  ней. Утята  ныряют  в  воде. Потом  они гуляют  на  лугу. Собака  сидит  и  зорко  охраняет  утят.

-Что мы прочитали?(текст)

-Из  чего  состоит  наш  текст?

-Сколько  предложений  в  тексте?

-А что такое предложение?

-Как мы выделяем предложения в устной речи?

-Как правильно будем оформлять предложения при письме?

-Что именно помогло определить это?

-Можем ли мы сказать, что предложения связаны между собой по смыслу?

-В тексте все предложения связаны по смыслу.

Подвожу  учащихся к выводу,что такое текст, из чего он состоит, из чего состоит предложение.

Наводящими вопросами обращаю внимание на продукт собственной активности, осмысление деятельности.

Повторяют по ходу стихотворения

Работают с текстом в тренажёрах

Поддерживают учебный диалог

Мысленно отвечают на вопросы, по желанию делятся своими мыслями.

Личностные: проявление познавательной инициативы на основе имеющихся знаний.

Регулятивные: коррекция, выбор действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, поиск и оценка альтернативных способов.

9. Итог урока

- Прочитайте правила в учебнике еще раз.

- Что нового узнали вы сегодня?

- Чем предложение отличается от текста и что общего у текста и предложения?

Работают с учебником.

Высказывают свои заключения, выводы.

Дают ответы, что текст и предложение состоят из слов. Но в тексте несколько предложений. Одно предложение текстом быть не может.

Коммуникативные:

 взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи.

10. Рефлексия

Возьмите свои лестницы достижений (у каждого ребенка есть магнитная карточка с изображением лестницы

https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-12/1670643579_51-kartinkin-net-p-stupenki-kartinki-pinterest-61.jpg

и фигура человечка, символизирующая самого обучающегося)

https://i2550-static.my-sellios.ru/t/images/fa/09/c9b99ff2010614e525bde043abe6-scf-m.jpg

и поместите себя на ту ступеньку, где вы думаете, что вы находитесь после изучения новой темы.

Достают карточки и помещают фигуру человечка.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

11. Рекомендации для закрепления нового.

Выучить новое словарное слово «собака».

Прочитать правила в учебнике на с.10-11

Потренироваться дома находить тексты в разных источниках.

Регулятивные: выбор действия в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...