Технологическая карта урока русского языка «Слова однозначные, многозначные и омонимы» (УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Нагорнова Милена Ивановна

Тема урока: «Слова однозначные, многозначные и омонимы»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о однозначных, многозначных слов и омонимов.

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1)  дать представление о лексических значениях слов для классификации однозначности и многозначности слов;

2) познакомить с алгоритмом работы над определением однозначного, многозначно слова и омонимами.

Предметные: научатся:

1)  определять однозначное, многозначное слово или омоним.

2) выявлять в тексте случаи употребления многозначных

слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным

словарям;

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ языкового материала;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности

2)  воспитывать умение работать в коллективе

УМК: УМК «Начальная школа XXI», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. – М.: «Вентана-Граф», 2019.-Ч.2, презентация, раздаточный материал, видеофрагмент с разминкой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 14.02.2022

Школа: Академический лицей №95

Класс: 2-6

Урок: 3

Время:09:50-10:30          Кабинет: 306

Студент: Нагорнова Милена

Группа: 31

Учитель: Полякова Наталья Михайловна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: «Слова однозначные, многозначные и омонимы»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о однозначных, многозначных слов и омонимов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)  дать представление о лексических значениях слов для классификации однозначности и многозначности слов;

2) познакомить с алгоритмом работы над определением однозначного, многозначно слова и омонимами.

Предметные: научатся:

1)  определять однозначное, многозначное слово или омоним.

2) выявлять в тексте случаи употребления многозначных

слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным

словарям;

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ языкового материала;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности

2)  воспитывать умение работать в коллективе

УМК: УМК «Начальная школа XXI», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. – М.: «Вентана-Граф», 2019.-Ч.2, презентация, раздаточный материал, видеофрагмент с разминкой.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное обрудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создание эмоционального настроя.

Учитель говорит:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милена Ивановна, и сегодня урок русского языка, проведу у вас. Рада вас видеть. Занимайте свои места.

- Проверьте готовность к уроку. На партах у вас лежат учебники, рабочие тетради, пенал с канцелярскими принадлежностями.

Начинается урок,

Вам пойдет он только впрок.

Постарайтесь все понять,

Вывод сделать, рассуждать.

- Прочитаем это хором.

- Чем будет для нас являться этот стих?

- Верно, поэтому начнем работать, скорее.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку

Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

Читают хором

- Девизом урока.

УУЛД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация, слайд 1-2

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Актуализирует знания по пройденным темам.

- Вспомним, что вы изучали на прошлом уроке?

- Что такое лексика?

- Что вы узнали?

- Кто был помощником вам в выполнении заданий по этой теме?

- Молодцы, сейчас и узнаем, как вы хорошо поняли прошлую тему.

Организует минутку чистописания.

- Давайте скорее напишем в тетрадях число. Откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «14 февраля». А снизу пишем «Классная работа».

- Начнем минутку чистописания. Для этого посмотрите на предложение на экране. Какое слово выделено?

- Верно, именно с ним мы поработаем. Вспомните по какому плану нужно работать, чтобы узнать значение слова?

- Отлично. Тогда посмотрите, на раздаточный материал, там есть это слово, произведите работу над словами, работая в группе. Быстренько назовите мне правила работы в группе.

- Молодцы, на работу у вас есть буквально 2-3 минутки.

- Сигнализируйте мне о выполнении работы.

- Помните, что пишем аккуратно, красиво, но в тоже время быстро.

- Сейчас, поменяйтесь тетрадками в парах. И сравните работу в тетради с эталоном на доске. Если значение записано верно, и написано аккуратно, то поставьте «+», если есть проблемы, то «±».

- Поднимите руки, у кого «+». А теперь, у кого «±».

- Увидела, все большие молодцы, продолжаем работу.

Организует подводящий диалог к теме урока.

- Что вас смутило, и над чем, вам необходимо было хорошо подумать?

- А почему?

- Верно, ну я заметила, что вы справились.

Отвечают на вопросы учителя.

- Лексическое значение слов.

- Весь словарный запас русского языка.

- Что каждое слово имеет свое значение, и можно его узнать по словарю/тексту.

- Текст, словарь.

Открывают и работают с рабочими тетрадями.

1. Определи, на какую букву начинается слово.

2. Найди слово в словаре.

3. прочитай словарную статью.

4. Запомни главное значение слова.

 Правила работы в группе.

1.Говори тихо и спокойно.

2.К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3.Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4.Делай замечания тактично, не груби.

5.В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

Оценивают работу одноклассника.

Сигнализируют о своих оценках.

- Над словами «пейзаж», «ключ».

- Надо было проверить значение слова в предложении, со значением в словаре.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Постановка учебной задачи

(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа, учебный диалог

Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися.

- А может у вас появились предположения, какая тема урока, будем сегодня нами обозначена?

- Для формулировки, посмотрите на слоги на слайде, и попробуйте сформулировать тему. (-ва, -много, -одно-, -сло, -значные.)

- Отлично, а чтобы поставить цели урока, используйте опоры:

Узнаем…

Научимся…

- Прекрасно, если есть тема и цели, то не хватает плана. У нас также есть опора, но нужно дополнить ее.

1. Узнать … … однозначные и многозначные … .

2. … в выполнении … .

3. Сделать … по … .

(тема, что такое, тренировать, вывод, слово, упражнения.)

- Здорово у вас получилось, но посмотрите к нам хочет обратиться девочка Мелоди. Кто прочитает, что она хочет нам сказать?

- Поможем?

- «Мне не хватает теплоты», —

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

«Мёрзнешь Ты И в летние денёчки?»

«Ты не поймёшь, ещё мала», —

Вздохнула Мать устало.

А дочь кричит:«Я поняла!»

И тащит одеяло.

- Как вы думаете, почему Мелоди, не сразу поняла свою маму?

Формулируют тему и цели урока.

- Да/нет.

- «Слова однозначные и многозначные».

Узнаем о однозначных и многозначных словах.

Научимся определять их и работать с ними.

- 1. Узнать что такое однозначные и многозначные слова.

2. Тренироваться в выполнении упражнений.

3. Сделать выводы по теме урока.

Читают послание.

«Ребята, я так хочу помочь своей маме, она такая грустная, но немного не поняла ее. Поможете ли вы мне?»

-ДА!

Слушают и вникают в проблему ситуацию.

- Она не поняла, в каком смысле маме использовала, слово «теплота»

УУПД: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

УУРД: Научатся составлять план и последовательность действий

УУРД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы

Презентация.

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа

Наглядный: демонстрация

Практический: работа с учебником

Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение

Открытие детьми нового знания.

- Верно, вот мы потихоньку выходим к теме, которую сегодня буем изучать. Кто мне расскажет, почему так произошло с этим словом?

- А какие значения?

- Значит что в это слове необычного?

- Отлично, вы больше молодцы и сами смогли выйти на правило, которое описано в учебнике на стр. 27, открывайте. Прочитаем это правило про себя. Теперь читаем хором. Обратите внимание на схему.

- Всем ли понятно, это правило?

- Попробуйте привести примеры к этому правилу. Но для того, чтобы это сделать, посмотрите на алгоритм ответа на подобного вида задания.

1. Выделить слово.

2. Подумать какое лексическое значение есть, одно ли оно.

3. Определить многозначное/однозначное.

4. Узнать все лексические значения.

5. Записать ответ.

Например: 1. Мяч.

2. одно лексическое значения

3. однозначное, других значений нет.

4. мяч – предмет в форме шара, предназначен для игр.

(шляпка, ножка, перо, хвост, урок, - мнгз.

Стол, тетрадь, волосы – однз.)

- Потому что, слова теплота имеет два значения.

- Теплота, как физическое ощущение, и как моральное и эмоциональное чувство.

- Несколько значений.

Слова, которые имеют два и более значений, называют многозначными. Слова, которые имеют одно значение, называют однозначными. В тексте слово всегда употребляется в одном значении.

- Да.

Ответы детей. Пробуют применение алгоритма со своими словами.

УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

УУПД: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Презентация, рабочая тетрадь, учебник.

Динамическая пауза

Снижение эмоц. и физ. напряжения

Практ.: выполнение динамической паузы

Организация проведения динамической паузы.

- Встаньте все со своих мест, задвиньте стулья и приготовьтесь.  Повторяем движения по видео.

Повторяют движение за видео.

Видеофрагмент

Первичное закрепление

(9-10 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Организует первичное закрепление.

- Откроем стр.28 упр.1, прочитайте задание.

- Что нам нужно сделать в этом упр.?

- Начнем: первый рисунок, это корень дерева. Значение: подземная часть растения. 2ой рисунок – корень зуба. Значение: его опорная часть. 3ий – корень слова. Значение: главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Это слово многозначное, так как мы определили несколько значений.

- Дальше попробует 2 парта, 2 ряда, 1 вариант.

- Молодец! Давайте уделим побольше внимания, вот корень зуба и корень дерева, что есть общего в них?

- Хорошо, ну тогда кисть руки и малярная кисть, что общего у них?

- Так у нас Мелоди в нашу схему добавила еще одну стрелочку и слово – ОМОНИМЫ, и к нему подписала «кисть руки и малярная кисть», давайте подумаем почему так?

- А что такое тогда омонимы?

- Но тогда чем они отличаются от многозначных?

- Верно, схожесть в многознч. может быть, в цвете, характере, в форме и действии. Вот мы с вами заполнили нашу схему до конца.

- Потренируемся все вместе разделять слова на однозн., многозн. и на омомнимы.

- Ведь теперь нам необходимо дополнить наш алгоритм работы над словом. Кто-то попытается это сделать?

- Скажите мне, что самое главное надо знать или уметь, для выполнения такого задания по нашему алгоритму?

- Значит, опять же, кто будет нашим главным помощником?

- Прекрасно, приступим.

( морж, ромб, звезда, математика, хвост, нос, клуб, лук, ручка)

Так же, как на слайде, разделите тетрадь на три столбика,  подпишите их.

- Первое слово «морж», 1 знач. – северное морское животное, 2 знач. – человек, который любит купаться зимой. ЛЗ-схожи в действиях, поэтому это слово ОМОНИМ.

- Всем ли ясно, как мы будем работать?

- Я спрашиваю вас, по поднятой руке, и вы в слух рассуждаете, и в столбик, мы записываем, только слова.

Один читает вслух.

- Объяснить значение слов «корень» и «кисть».

- Кисть руки. Значение: часть руки от запястья до конца пальцев. Кисть винограда. Значение: скопление плодов или цветков на одной ветке, одном стебле. Малярная кисть. Значение: инструмент для покраски и живописи. Это слово многозначное, так как мы определили несколько значений.

- Это начало, на нем держится сам объект, форма.

- Только написание  произношение.

- Наверное, кисть является омонимом.

- Слова, которые имеет одинаковое написание и произношение, но очень разное значение.

- Многознч. хоть и имеют разное значение, но они схожи по форме. А слова- омонимы, которые обозначают предмет, полностью разные и на вид и по ЛЗ.

1. Выделить слово.

2. Подумать какое лексическое значение есть, одно ли оно.

3. Если несколько, то подумать есть ли схожесть в лексических значениях, если да, то это многознч., если нет и слова полностью разные по ЛЗ, то это – омонимы.

5. Записать ответ.

- Знать лексическое значение слова, уметь его находить.

- Словарь.

Работают с тетрадью.

- Да.

- Ромб, 1-геометрическая фигура. Одно ЛЗ, значит слово однознач.,

Звезда, 1 – космический объект, 2 – популярная личность. ЛЗ схожи по характеру - сиять, значит многзнач.

Математика, 1 – учебный предмет. Одно ЛЗ, значит однознач.

Хвост, 1 – часть тела у животных, 2 – собранные волосы, 3 – часть самолета, 4 – конец очереди. ЛЗ схожи, что это конец чего-либо, значит многозн.

Нос, 1 – часть лица, обонятельный орган, 2 – часть самолета, 3 – носик у чайника. ЛЗ схожи, значит многознач.

Клуб, 1 – помещение, для людей собранных по интересам, 2 – клуб дыма, 3 – помещение для дискотек. ЛЗ не схожи значит ОМОНИМ.

Лук, 1 – овощ, 2 – оружие. ЛЗ различны, значит омоним.

Ручка, 1 – канцелярская принадлежность, 2 – часть двери машины, 3 – ручка входной двери. ЛЗ схожи, значит многознач.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Презентация, рабочая тетрадь, учебник.

Самостоятельная работа

(3-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал

Внешний контроль

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Отлично, смотрите к нам снова обращается Мелоди.

- Поможем ей?

- Тогда, сейчас сначала хорошо подумайте, какие предложения составить с этим словом, посоветуйтесь в парах, и вместе запишите предложения, на это у вас есть 2 минутки.

- Время вышло, мы послушаем 3 пары, кто хочет сказать, что у них получилось?

- Все согласны, что эти предложения подходят, для описания значения слова «корень»?

- Хорошо, вы отлично поработали.

( у вас в самом начале прозвучало слово «корень», помогите получше с ним разобрать, я бы хотела узнать, какие предложения, можно с ним составить)

- Да.

Работают в парах, записывают предложения

- У меня болит зуб, мама сказала, что нужно лечить корень. У этого дерева очень большие корни. Корень слова, самая важная часть.

- Да

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных   знаний.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Презентация, рабочая тетрадь.

Включение в систему знаний

(3-5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Самоконтроль

Организует связь между новой темой и пришлого урока.

- Прочитаем упр. 5, всем ли ясно, что необходимо сделать в этом упр.?

- Хорошо, но поскольку, мы с вами очень умные, знаем и умеем больше, то вам еще нужно будет определить, это слово многозначное или омоним.

Упражнение выполняется в группах, на листочке, обсуждайте и записывайте, я проверю как вы работаете.

- Время вышло

- Золотой, 1 – как дорогостоящий материал, 2 – как драгоценное умение, 3 – как окрас перьев.

ЛЗ схожи, значит слово многознач.

- Если у вашей группы получилось также, то хлопните 3 раза. Если есть проблема, то 1 раз.

(герой благодарит за работу и помощь ей)

Один читает задание в слух.

- Написать в каких значениях использовано слово «золотой»

Осознают учебную задачу, работают над ней в группах.

Проверяют свою работу с эталоном.

Оценивают работу.

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: формирование уважительного отношения к иному мнению

Учебник, презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.
Проводит работу по самооценке.

- Чтобы знания были впрок.

Давайте повторим урок.

- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?

- В чем отличие многозначных слов и омонимов?

- Где вы можете посмотреть значение слова?

- Вспомните цели план урока, всё ли мы выполнили?

- Заполните опору

Раньше я думал…

Теперь я знаю…

- Посмотрите на экран, перед вами 3 острова, 1 – радости, 2 – знаний, 3 – грусти.

- Поднимите руки, кто по завершению нашего урока может сказать, что он на 1ом острове/на 2ом/на 3ем.

- Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

- У которых одно ЛЗ.

- У которых 2 или несколько ЛЗ.

- Многознач. имеют схожесть в форме, цвете, характере, действие, а омоним совершенно разные по ЛЗ.

- В словаре.

Узнаем о однозначных и многозначных словах.

Научимся определять их и работать с ними.

- 1. Узнать что такое однозначные и многозначные слова.

2. Тренироваться в выполнении упражнений.

3. Сделать выводы по теме урока.

- Да.

- Раньше я думал, что есть слова только мног/одно-значные, теперь я знаю, что еще есть омонимы.

Ответы детей.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

УУЛД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

УУПД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Вспоминаем правило употребления прописной буквы" (УМК "Школа XXI века")

Тип урока: рефлексияЦель урока: фиксирование и преодоление затруднений обучающихся в правописании прописной буквы в именах собственных.Задачи урока:Дидактические:1)    обобщить и систем...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание местоимений с предлогами" (УМК "Начальная школа 21 века", 3 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с правилом правописания местоимений с предлогами.Дидактические:1 познакомить обучающихся с правилом правописания местоимений с предлогами;2 форм...

Технологическая карта урока русского языка " Корень с чередованием согласных" (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: создание условий для наблюдения за чередованием согласных в корне словаЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1. организо...

Технологическая карта урока русский язык "Правописание местоимений с предлогами" (УМК "Начальная школа 21 века" 3 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с правилом правописания местоимений с предлогами.Дидактические:1 познакомить обучающихся с правилом правописания местоимений с предлогами;2 форм...

Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия лексического значения слова и умения определять лексическое значение слов.Задачи урока:Дидактические: 1) дать представление о том, как определить л...

Технологическая карта урока русского языка "Слова исконные и заимствованные" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о заимствованных и исконных словах, умения находить и определять значения заимствованных слов, пользоваться толковым словарём.Задачи урока:Дидактиче...

Технологическая карта урока русского языка «Учимся писать изложение-письмо» (УМК: «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Мои методические разработки:Цель урока: формирование умения писать письма и поздравительные открытки.Планируемые результаты:Предметные:Знать правила оформления письма и поздравительной открытки.У...