Праздник "Русская берёзка"
методическая разработка (2 класс) по теме

Праздник для учеников начальной школы и дошколят

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_beryozka.docx63.16 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                                     МОУ СОШ  п. Тарбагатай

           

                                                                                                        Составила:

                                                                                                        учитель нач. кл.

                                                                                                        Игначенко Г.Г.

                                                             2010г.                                                                  

                                   

Цель. Познакомить детей с традициями, обычаями русского народа, с православным праздником Троица.

Задачи:

  1. воспитывать на примерах высокой нравственности;
  2. развивать чувство ответственности и бережного отношения к природе;
  3. воспитывать любовь к Родине;
  4. развивать творческие возможности детей.

Форма. Костюмированный праздник, сопровождающийся играми, танцами, песнями, хороводами. 

Методы. Организационная  совместная творческая деятельность.

Подготовительная работа. Разрабатывается программа праздника. Изучается литература по теме, готовятся костюмы, реквизит, поделки из бересты, испечь пирог. Разучить песни, танцы.

Технические средства. Магнитофон, записи шумов природы, кассеты с песнями.

                 

                           

 

                                    Ход мероприятия

 Звучит песня «Край берёзовый» ( сл. Резника, муз. Броневицкого). Выходят ведущие. Остальные дети сидят по полянкам.

1-й ведущий.  Начинаем наш праздник, посвящённый русской берёзке. Сегодня вы услышите много признаний в любви к нашей  русской красавице, узнаете много интересного об этом дереве. Приглашаю всех на «Поляну знакомства». Отгадав загадку, вы узнаете, кого мы здесь встретим.

                           Стоит Алёнка,

                           Платок зелёный,

                           Тонкий стан,

                           Белый сарафан!           (Берёза)

2-й ведущий.  В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, жила – была Берёзонька, белая да кудрявая.  Снегом покрытая, всем ветрам открытая. (Берёзка стоит укрытая «снегом» - белой тканью).

3-й ведущий.  Спала она всю зимушку. Но вот пришла весна-красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела.  

2-й ведущий.  Проснулась Берёзонька. Проснулась, на тёплом ветерке прогнулась. (Берёзка просыпается. Снимает ткань, тянется ветками к солнышку).

Берёзка.   Люди добрые, здравствуйте! От меня вам поклон земной. Вас на этом счастливом празднике я приветствую всей душой. Я – берёза – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой тёмными полосками. Своё название я получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде меня звали берзой, а теперь берёзой, берёзкой.

1-й ученик.  (Выходит, руки протягивает к берёзке).  

                           Берёзка моя, берёзонька.

                           Берёза моя белая,

                           Берёза кудрявая!

                           Стоишь ты, берёзонька,

                           Посередь долинушки.

                           На тебе, берёзонька,

                           Листья зелёные,

                           Под тобой, берёзонька,

                           Трава шелковая…

Берёза.  Белый ствол, чуть поникшие ветки,

               Задушевный, задумчивый взор.

               Тихо дремлют родные берёзы,

               Украшая России простор.

1-й ведущий.   Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины.  Кто не восхищался светло-изумрудной зеленью распускающихся  листочков берёзки, изящностью её белых стволов, увенчанных зелёной косынкою. А её осенний золотой наряд так украшает хмурый пейзаж. А какое великолепное зрелище представляет берёза в зимнем серебристом уборе!

2-й ученик. (Выходит, гладит берёзку).     

                          Хороша ты любою порою.

                          И недаром, всем сердцем любя,

                          Богатырского леса красою

                          Называют повсюду тебя.

1-й ведущий.  Образ России немыслим без русской берёзки, в её честь сложено много чудесных песен, стихов. Белоствольная, с развевающимися на ветру зелёными кудряшками, то немного задумчивая, то ясная, кипучая. Приглашаем всех на «Поэтическую полянку».

3-й ученик.      Белолицая, белоствольная,

                         Как невеста, горда и нежна,

                         Словно русская песня раздольная,

                         К небесам устремилась она.

1-й ведущий.  Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений. А из других строк вы узнаете, где можно встретить нашу берёзку.

4-й ученик.     На поляне, на пригорке,

                        Под окном, среди полей

                        Белокурая берёзка –

                        Символ Родины моей.     (М. Ероха)

1-й ведущий.       Прекрасна белая берёза! На территории России произрастает 70 видов берёз. Растёт берёза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Живёт берёза в среднем 100-120 лет.

5-й ученик.   Опять о них – кудрявых и белых.

                      А что тут делать, если на Руси

                      У всех дорог встречаются берёзы.

                      Хоть день, хоть вечность колеси.

6-й ученик.  (Подходит к берёзке, гладит её).

                            Ты до того, берёзонька, красива

                            И в жаркий полдень,

                            И в часы росы,

                            Что без тебя немыслима Россия,

                            И я немыслим без твоей красы.

7-й ученик.     Русь моя! Люблю твои берёзы,

                        С первых лет я с ними жил и рос,

                        Потому и набегают слёзы

                        На глаза, отвыкшие от слёз.     (Н. Рубцов) 

1-й ведущий.  Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она – воин. Приглашаем на «Поляну воспоминаний». 

8-й ученик.  (Выходит мальчик в военной форме. Подходит к берёзке. Осматривает её. Звучит песня о войне).

                    За селом, вдали, на перекрёстке

                    Полевых, едва заметных троп

                    Я узнал знакомую берёзку,

                    У которой рыл себе окоп.

                    И невольно вспомнил, как стонали

                    Веточки от взрывов и огня…

                    Возле той берёзки подобрали

                    Чуть живым товарищи меня.

 В грозные годы войны берёза была символом непобедимой Родины.

Берёза.   Затихли военные грозы,

               Свинцовый не цокает град,

               Но горькие раны берёзы

               Как память о прошлом хранят.

1-й ведущий.  Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Зацветает она на исходе апреля и в первых числах мая.

 3-й ведущий. И начинаются Зелёные святки. Это  торжество в честь цветущей природы.

2-й ведущий. Народные обряды и обычаи Зелёных святок идут от глубокой старины и связаны с праздниками православного календаря. Приглашаем на поляну «Праздник русской берёзки».

 3-й ведущий.   Праздник – то на полянке называется «Троица». Да не простая, а Троица Святая.  Четверг перед Троицей – седьмой четверг после Пасхи, называется Семиком. На Семик в старину шли в лес, завивали венки на берёзах. Через эти венки целовались, обменивались колечками, платками. И становились кумушками – подружками. Пели песни.

Выходят девочки в русских сарафанах, на голове венки. Украшают разноцветными лентами берёзку, обмениваются платочками, целуются и поют русскую народную песню «А я по лугу».

2-й ведущий.   Троицу русские люди отмечали в начале лета, через семь недель после праздника Пасхи, всегда в воскресенье. В этот день Лес – именинник. Его нельзя ни ломать, ни рубить. Рано утром украшали дома ветвями берёз, пекли караваи, гостей созывали. На Троицу в лиственных венках водили хороводы.

9-й ученик.  Выходит в русском народном костюме.

                       Благослови, Троица – Богородица,

                       Позволь нам гуляти,

                       Нам  в лес идти,

              Нам венки завивати

                           И цветы сорывати.

                                Люди добрые, гости званые,

                                Приходите в час названный

                                На славный праздник Троицы!

                            Выходи, честной народ,

                            Нынче стройные берёзки

                            Затевают хоровод. 

Исполняется песня «Во поле берёзка стояла». Девочки водят хоровод с берёзкой.

1-й ведущий.   После хороводов возвращались домой с венками, пели песни. И бросали венки в реку, загадывая желания. ( Девочки поют и бросают венки).

                                          Один венок за батюшку,

                                          Второй за матушку,

                                          Третий за саму себя.

А теперь – внимание! Мы на «Полянке умельцев». Здесь вам покажут товары из берёзы.

3-й ведущий.  Всё из берёзы идёт в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают веники, чтобы попариться в баньке. Настоем листьев лечат ожоги. Из берёзы делают фанеру, лыжи, мебель; добывают скипидар. Береста – готовая бумага, дёготь – лекарство. Полезен берёзовый сок. Его пьют при ангине, для укрепления организма.  Даже больная берёза помогает нам: наросты гриба – чаги используют для лечения, делают из него мази, капли. Из бересты народные умельцы мастерят разные вещи.

Выходят коробейники. Демонстрируют товары.

1-й коробейник.   Эй, народ!

                              Товары у меня славные,

                              Занятные и забавные.

                              Есть прехитрые штуки,

                              Позабавят вас от скуки.

                                   Товары дивные,

                                   Изящные, красивые.

2-й коробейник.  Девица, красавица!

                             Гляди сюда! Нравится?

                             Шкатулка просто диво,

                             Изящна и красива,

                             Драгоценности свои

                             Ты в шкатулочке храни.

1-й коробейник.     А вот это – туесок!

                                Он не низок, не высок.

                                    По грибы в лесок иди,

                                    Полный туес принеси.

10-й ученик.  На таланты наша Родина щедра,

                       Всюду русские в почёте мастера.

                       Сделать вещь красивую ловко –

                       Всегда нужна сноровка.

1-й ведущий.  Русская берёзка  нам  рассказала о пользе, которую она приносит людям. Но и мы должны к ней относиться бережно. Некоторые виды берёз из-за неразумных вырубок исчезают. Уже занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берёз.

11-й ученик.     Своей красотой неброской

                          Во всех краях, во все года

                          Родные русские берёзы

                          Сердца пленяют навсегда.

                          Красивы при любой погоде,

                          А пуще в солнечные дни.

                          В своём  зелёном хороводе

                          Они лебёдушкам сродни,

                          Белы, стройны и горделивы.

                          Без них и мир не так чудесен.

                          И не слагается мотив,

                          Народ создал немало песен,

                          Берёзкам русским посвятив.

1-й ведущий. А сейчас приглашаем на поляну «Природоохранная». Здесь нас встречает лесник Иван Степанович, который поведает нам свой грустный рассказ.

Иван Степанович.  Стоял летний солнечный день. Дул лёгкий ветерок, он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой берёзы. Зимой берёзу обдували холодные ветры, засыпали тяжёлые снега. Осенью дожди сбивали жёлтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались её ствола, птицы вили гнёзда в мягкой листве. Берёза перешёптывалась с соснами и елями.

      По лесу шёл мальчик и собирал грибы.  (Выходит мальчик с корзинкой. Выполняет все действия). Устал, присел под берёзу, прислонился к её стволу и уснул в тени. Ему понравилось это место, и, желая его запомнить, он достал ножик и на стволе берёзки стал вырезать своё имя.

   Замерла берёзка от боли.  (Берёзка выполняет все действия). Горькие слёзы потекли по её стволу. Затрепетала она от раны, потянулась к мальчику, прося защиты. Но не было помощи. Тогда рванулась она ветвями к соснам, елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Ещё сильнее заплакала она. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва у берёзы, засохли ветки, почернел белый ствол.  Только имя мальчика огромными буквами выделялось на нём.

2-й ведущий.  Задумаемся и вспомним, не приходилось ли вам встречаться с такими «любителями» природы. Помните, любое растение в лесу – живое, не причиняйте ему вреда.

Девушки водят хоровод вокруг берёзы и поют:

                             Берёзка, берёзка,

                             Завивайся, кудрявая!

                             К тебе девушки пришли,

                             К тебе красные пришли.

Встрепенулась наша берёзка. Подняла свои ветки, потянулась к солнышку.

Берёза.    И для малых, и для взрослых,

                Всем на радость каждый год

                Буду стройной, белолицей

                 И веселить всегда народ.

2-й ведущий. Где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет!

3-й ведущий. Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно!

1-й ведущий.   Вот мы и на последней полянке «Прощальная». (Звучит песня «С чего начинается Родина?» М. Матусовский). На фоне песни читают стихотворение.

12-й ученик.  Люблю берёзу русскую,

                       То светлую, то грустную,

                        В белом сарафанчике,

                        С платочками в карманчике,

                        С красивыми застёжками,

                        С зелёными серёжками.

                        Люблю её заречную,

                        С нарядными оплечьями,

                        То ясную, кипучую,

                        То грустную, плакучую…

                                                А. Прокофьев.

 

       

   

       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люблю берёзку русскую.

Открытое мероприятие для учащихся начальной школы. С большой теплотой и любовью дети рассказывали о своём отношении к символу России - берёзке, о бережном от...

"Праздник русской берёзки"

Привлечь детей к изучению и охране леса, воспитывать любовь к родной природе, её красоте и богатству....

Музыкальный спектакль "Берёзка"

Действующие лица в спектакле: Берёзка, Дуб, Ясень, зайчик, Баба - Яга, Жар - Птица, кукушка.В сценарии много песен и хороводов, загадки и народные игры....

Проект "Люблю берёзку русскую"

Материал включает описание проекта и его защиту. Проект реализован с учащимися 3 класса...

Внеклассное мероприятие "Праздник русской берёзки"

Любить природу должен каждый! Прививать любовь к ней необходимо с детства....

Проектная работа "Берёзка - символ Родины моей"

Урок защиты проектов, на котором был представлен итог долгосрочной работы по теме: «Берёзка – символ Родины моей»...