Классный час "Хлеб – это жизнь, а не просто еда"
классный час (3 класс) по теме

Мамонтова (Буданова) Светлана Николаевна

 

Форма проведения: творческий отчет-защита проекта

Цель: Формирование бережного отношения к хлебу. 
Задачи: 
1. Углублять знания учащихся о хлебе. 
2. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.

3. Приобщать детей к культуре и традициям русского народа;

4. Расширять кругозор;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

с углублённым изучением отдельных предметов

г. Тамбова

Сценарий классного часа

«Хлеб – это жизнь, а не просто еда»

в 3 классе

Разработала

учитель начальных классов

Буданова Светлана Николаевна

Тамбов, 2012


Классный час «Хлеб-это жизнь, а не просто еда»

Форма проведения: творческий отчет-защита проекта

Цель: Формирование бережного отношения к хлебу. 
Задачи: 
1. Углублять знания учащихся о хлебе. 
2. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.

3. Приобщать детей к культуре и традициям русского народа;

4. Расширять кругозор;

Подготовка к классному часу.

-Разучивание стихов

-Подготовка рисунков

-Поиск  загадок и пословиц о хлебе

-Изготовление сувениров «Каравай» из соленого теста

-Выпекание каравая

-Создание презентации/подготовка иллюсраций

Ход классного часа

Мальчик. Слава миру на земле!

Девочка. Слава Хлебу на столе

Мальчик. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Девочка. С караваем соль подносим

Поклоняясь отведать просим

Дорогой наш гость и друг!

Принимай хлеб-соль из рук.

Обносят гостей караваем.

Ведущий. Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку и изделия от муки. О том, как произошло слово хлеб и какие значения оно имеет, нам расскажет…

(учащиеся представляют собранныё лексический и этимологичекий материал)

Ведущий. Вот такое короткое, но емкое слово «хлеб». А как же приходит этот хлеб к нам на стол начинается рассказ.

Демонстрация презентации/иллюстраций к стихотворению

1 ученик. Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

2 ученик. Под луной блестят поля

Спит кормилица земля

Спит земля. А что ей снится?

Снится спелая пшеница.

3 ученик. Агроном в халате белом,

Чем ты занят?-Важным делом

Проверяю семена.

Агроном сказал «Пора!

Заводите трактора!»

4 ученик. Трактора выходя в степи

Тянут плуги на прицепе

Режьте плуги как ножом

Сочный жирный чернозём.

5 ученик. Сеял сеятель старинный

Из лукошка-решета,

Нынче сеялка-машина

Этим делом занята.

Роет борозды проворно

В них закладывает зерна

6 ученик. Продолжается рассказ

Всходы дружные у нас

Слаб еще росток-ребенок

Только-только из пеленок

А враги уж тут как тут:

Подбираются, ползут

7 ученик. Самолет над полем кружит

Следом вьюга вьется-вьюжит.

Лётчик сверху всюду-всюду

Сыплет белый порошок

8 ученик. Подросла пшеница

Пришло ей время колоситься.

Просит пить у нас пшеница

Хорошо, дадим напиться.

Пустим воду на поля

Пей, кормилица-земля.

9 ученик. Продолжается рассказ

Урожай попел у нас.

Выплывают в степь комбайны

Словно в море корабли.

Хоть и собрано зерно,

Да не хлеб еще оно.

10 ученик. Здесь такое с ним творится

В оборот его берут

И в муку его сотрут.

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты мука.

Там при всем честно народе

Уж нажмут тебе бока

Тесто, тесто-мало места

-Ой, пустите-шепчет тесто

-Ладно, пустим,-в печь, давай

Народился каравай.

Ведущий. Кто же вложил свой труд в хлебушко?

(Дети перечисляют профессии, связанные с выращиванием хлеба)

Ведущий. Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает.

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист, металлург и …(народ).

Ведущий. Хлеб и те, кто работает в поле, у русского народа издревле ценился. Поэтому так много загадок о хлебе.

Группа детей читают ранее найденные загадки о хлебе, хлеборобах, земле.

Ведущий. В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. Его ломали на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди. О хлебе народ сложил много пословиц. Вот некоторые из них.

Работа в группах. Детям предлагается собрать пословицу из двух частей.

Ведущий. Любые сладости надоели бы нам, если бы мы ели их каждый день А вот хлеб мы едим всю жизнь, и никогда он нам не надоест. Его едят и дети, и старики, и спортсмены, и солдаты. А как же делают самый главный продукт?

Видеозапись об изготовлении хлеба/ рассказ работника хлебокомбината/ сообщение детей

Ведущий. Но было такое время, когда хлеб был ценой жизни, жизни тысяч людей.

Ученик. Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года,

Хлеб – это жизнь, а не просто еда.

Ученик. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был паек для жителей в зимние месяцы блокады города.

Ученики читают стихотворение О.Берггольц «Казалось, что конец земли…»

Казалось, что конец земли...

Но сквозь остывшую планету

на Ленинград машины шли:

он жив ещё. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

там матери под тёмным небом

толпой у булочной стоят,

и дрогнут, и молчат, и ждут,

прислушиваются тревожно:

«К заре, сказали, привезут...»

«Гражданочки, держаться можно...»

И было так: на всём ходу

машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

«Ну, так и есть — мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта — не угроза,

да рук не разогнуть никак:

их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь — опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасёт

шестнадцать тысяч ленинградцев».

И вот — в бензине руки он

смочил, поджёг их от мотора,

и быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

к хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре —

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнём и кровью пополам.

Ученик. 641803 лениградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы долгие годы всегда было много людей. Они стояли молча и плакали. На могиле среди цветов лежал ломтик черного хлеба. А рядом записка «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…»

Ведущий. Ребята, как  вы относитесь к хлебу?

Дети рассказывают о традициях своей семьи. Делятся рецептами приготовления хлеба.

Ученик. Можно подсчитать: если каждый ученик школы за один день не доест 50 граммов хлеба или выбросит, раскрошит, это составит более 50 кг. А в городе? А в стране?

Ведущий. Хлеб – это украшение нашего стола.  Давайте гордиться этим.

Ученица читает стихотворение В.Т. Дорожкиной

Ученик. Уже не раз мне приходилось видеть,

Как накрывают стол для торжества:

Расставив всё –

                закуски, фрукты, вина –

И приготовив для гостей слова,

Хозяйка ахнет вдруг:

                     «Про хлеб забыла!»...

Бывает это часто – не секрет,

Что на столе для хлеба

                       места нет:

Гостей хозяйка хлебом обнесла

Или пристроила

               на краешек стола.

Конечно, хлеб – не дефицит.

                            Он прост.

Но за него я предлагаю тост.

Без хлебушка застолье –

                        никакое.

Ну, кто без хлеба

                  будет есть жаркое?

Без хлеба и салаты –

                     не салаты.

Икра и та без хлеба не идёт...

Нарежьте хлеба,

               будет стол богатым,

Богатым стол наш будет круглый год.

Ведущий. Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу. 
Ведь ничего дороже нет на свете, 
Чем теплый хлеб, лежащей на столе.

Приглашаем всех разделить с нами хлеб-соль.

Классный час заканчивается угощением каравая. На память гости получают сувенир «Каравай»


Список использованной литературы.

  1. Сценарии школьных праздников: внеклассная работа, 1-4 классы/сост. Е.М.Тихомирова.—М.:Издательство «Экзамен», 2007
  2. Классные часы. 3 класс.1часть/Сост. М.А. Фисенко.- Волгоград: Учитель-АСТ, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Формула жизни"

До 1940 года считалось, что здоровье - это отсутствие болезней. Вы согласны с этим? А вот такой пример: у человека ничего не болит. Но у него плохая память. Или еще пример: пья-ный человек, у ко...

Классный час «Древо жизни» или «Что в имени моем?»

Ежедневно мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых. У каждого человека есть фамилия, которая записана в паспорте, свидетельстве о рождении. Однако,...

Классный час "Добрым быть совсем не просто"

Классный час для учеников 2 класса "Добрым быть совсем не просто"...

Сценарий воспитательного мероприятия - классный час "Хлеб всему голова - не просто слова"

Занятие для обучающихся начальной школы, направленное на расширение кругозора в области профессий и развитие бережного отношения к хлебу, как национальной ценности, и к труду человека....

Классный час "Добрым быть совсем не просто"

На занятии дети учатся эффективному и безконфликтному общению...