Классный час-экскурсия "Путешествие в гимназическое прошлое"
классный час (4 класс) по теме

Плетнёва Марина Семёновна

Классный час представляет возможность совершить виртуальное путешествие в гимназическое прошлое, узнать об истории возникновения первых гимназий в Европе и нашей стране, познакомиться с правилами гимназистов прошедших лет, формой их одежды, учебными предметами  и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Плетнёва Марина Семёновна, учитель начальных классов.

КЛАССНЫЙ ЧАС: Путешествие в гимназическое прошлое гимназии.

Цели: 1.  Познакомить обучающихся с историей возникновения первых гимназий в России, в

                 Томской области.

  1.  Формировать представления младших школьников об особенностях организации

    учебного процесса в первых гимназиях; правилах гимназистов, их   внешнем виде и т. д.              3.  Развивать навыки работы в группе.

4.  Воспитывать патриотизм, любовь к родной гимназии.

Оборудование: электронная презентация, фотографии, рисунки детей, проектор, компьютер,  

                            альбомные листы для групповой работы, фломастеры, краски, книги и т. д.

Участники: учащиеся 2 класса, педагоги, родители.

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые  педагоги и родители. Я рада приветствовать вас на

                   нашем внеклассном мероприятии. И для начала, предлагаю разгадать несколько

                  анаграмм и определить лишнее слово.

1  КАДР  (Презентация)

Учитель: Возможно, вы правы, что лишнее слово: «прощлое». Посмотрим, так ли вы ответите в

                   конце нашего занятия. А сейчас я приглашаю своих помощников – ведущих.

1 вед.  Среди наших гостей, думается, немало гимназистов.

2 вед.  – Я бы сказала, новых гимназистов, то есть учеников и учениц современных гимназий, для которых слово «гимназия» - «не пустой для сердца звук».

1 вед. – В российской истории, как мы знаем, много умного и поучительного…

2 вед. – А уроки истории не стоит забывать. 

1 вед. – И к тому же они так увлекательны!

2 вед. – Для наших современных гимназистов, но, разумеется, не только для них, мы  предпринимаем небольшую экскурсию – путешествие в прошлое, когда в России только появились первые гимназии.

1 вед. – Итак, в путь!

Значение слова «гимназия»

2, 3   КАДРЫ  (Презентация)

Учитель: Действительно, сегодня мы совершим небольшое путешествие в гимназическое прошлое нашей страны. Наше путешествие будет проходить по следующим этапам:

  1. первые гимназии в России;
  2. первые гимназии в Томске;
  3. история гимназии № 56.

4 КАДР  (Презентация)

Учитель: Ребята, каково по-вашему мнению, значение слова «гимназия»?

Ответы детей.

Учитель:        Первые гимназии были образованы в Древней Греции. Мальчики 7-13 лет   учились в школах «грамматиста» и «кифариста». Учителя назывались дидаскалы (дидаска от лат. – я учу). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слова пайс от лат. – ребёнок и агогейн – вести). Дети наиболее обеспеченных граждан поступали в гимнасии, где изучали философию, политику, литературу, для того, чтобы подготовиться к участию в управлении государством.

     В Средние века название «гимназия» было введено для обозначения специальных средних школ, которые готовили учащихся для поступления в университеты. Основным предметом преподавания был латинский язык.

История гимназий в России ведет свое начало с немецкой школы, открытой в 1701г. в Немецкой слободе. Она занимала просторные палаты боярина  В. Нарышкина и получила официальное название гимназии, где учили «языкам и философии мудрости». Программа включала, помимо древних и новых языков, философию, политику, риторику, арифметику и географию. Обучение было бесплатным и состояло из трех классов: начального, среднего и верхнего. Занятия продолжались 12 часов: с 8 утра до 8 вечера с небольшим перерывом на обед. При открытии гимназии в ней обучалось 28 учеников, а в 1711 году уже 77. Впоследствии, в 1715 году она была переведена в Петербург и преобразована в курсы иностранных языков.

Первые гимназии России

5, 6, 7, 8  КАДРЫ  (Презентация)

Учитель – Самая первая гимназия появилась в Санкт – Петербурге в 1726 году при Академии наук. Вторая – 1755 году была открыта при Московском Университете. А третью гимназию открыли в Казани в 1758 году.

Традиции гимназического образования в России.

1 вед. –          Интересно, а как раньше поступали в гимназию?

Учитель – Детей 9 – 11 лет в гимназию принимали по итогам вступительных экзаменов: проверялись знания по русскому языку, арифметике, Закону Божьему. Для подготовки к экзаменам детей отдавали в приготовительный класс, при гимназии или пользовались услугами домашних учителей, репетиторов. Учебный год в гимназии начинался16 августа и заканчивался 1 июня. Уроки длились по 60 минут и начинались в 9 часов общей молитвой.

9 КАДР

2 вед. – Я читала, что раньше Закон божий считался одним из самых важных предметов.

1 вед. – А ещё дети заучивали  большие отрывки из Библии.

Учитель - (Рассказ о преподавании Закона божьего в гимназиях).

2 вед. – Бабушка мне рассказывала, что в XVIII – XIX веках у детей было очень много уроков.

1 вед. – Не может такого быть, скорее всего,  у них было так же как у нас по 5 – 6 уроков в день.

10  КАДР

Учитель На самом деле, количество часовых недельных уроков в гимназии равнялось – 109. Обязательными предметами в гимназиях были: Закон Божий, русский, латинский и один из следующих иностранных языков (французский, немецкий, английский).

Приведём пример, как распределялись эти 109 часов в реальной гимназии:

Закон Божий – 6 часов

Русская словесность – 15

Латинский язык – 18

Естествознание с физикой и географией – 19

История – 12

Математика – 16

Немецкий язык – 12

Французский язык - 11

1 вед. – Ничего себе, это значит, что дети учились с утра до вечера.

2 вед. – А вечером, то есть после 7 часов ученики не смели показываться на улице, и должны были готовить уроки.

1 вед. – Опасно было показаться на людях даже с расстёгнутой пуговицей – так строго следили за внешним видом.

2 вед. – А каков был внешний вид гимназиста?

Гимназическая форма

11  КАДР

Мальчик в форме: «Когда осенью я впервые надел длинные брюки и гимназическую курточку, мне было неловко, неудобно и я на время перестал чувствовать себя самим собой. Я стал для себя чужим мальчиком с тяжёлой фуражкой на голове. Я невзлюбил эти твёрдые синие фуражки с огромным гербом, потому что у всех моих товарищей - учеников приготовительного класса всегда торчали из-под фуражек оттопыренные уши. Когда они снимали фуражку, уши у них делались обыкновенными. Но стоило им надеть фуражку, как уши тотчас оттопыривались.

                              Мне купили ещё ранец с шелковистой спинкой из оленьей шкурки, пенал, тетради в клетку, тонкие учебники для приготовительного класса, и мама повела меня в гимназию. Всё время я оглядывался на наш дом, будто меня уводили из него навсегда».

1 вед. – Что – то мне жалко стало этого бедного гимназиста.

2 вед. – Зато посмотри, какая форма была у гимназистов того времени. Сразу видно, что ты уже гимназист!

Работа в группе.

Учитель: Сейчас много спорят о том, нужна ли форма в гимназии; и, если, нужна - то какая? У вас есть уникальная возможность: работая в группах и используя опыт первых гимназистов и свой собственный разработать свою удобную, красивую и современную гимназическую форму. Напомните, правила работы в группе.

Ответы детей.

1 вед – Я знаю, что каждый гимназист должен был не только в форме ходить, но и обязательно соблюдать правила, которые были записаны в уставе гимназии.

2 вед. – Интересно,  какие же были правила у гимназистов, скажем в XIX веке?

Правила гимназистов.

Правила для учеников  Царскосельской   Императорской Николаевской гимназии. 1871 год.

1 ученик. Ученики обязаны ежедневно, за исключением воскресных и праздничных дней, приходить в классы до начала первого урока не позже, как за 5, и не ранее, как за 30 минут. Постоянное и исправное посещение классов есть условие для успешности учения.

 2 ученик. В случае непосещения гимназии ученик обязан, при первой после сего явке  в гимназию, принести от родителей, родственников или тех, кому он поручен, удостоверение о причине своего отсутствия.

3 ученик. Ученики, опоздавшие в класс более 15-ти минут по начатии урока, должны представить на другой день уведомление от родителей, родственников или тех, кому они поручены, о причине опоздания.

4 ученик. Ученики обязаны иметь с собою книги, тетради, перья, карандаши и другие учебные пособия и постоянно держать их в порядке. На книгах, тетрадях, атласах и других учебных пособиях должны быть надписаны имя и фамилия ученика, с обозначением класса, в котором он находится.

5 ученик. Ученики должны соблюдать чистоту, опрятность и приличие как в одежде, так и во всей внешности.

6 ученик. В классе, во время уроков, ученики должны сидеть благопристойно; на ответы без спроса учителя не вызываться; при ответах же на спрос учителя вставать с места.

7 ученик. Разговоры и шептанья учеников между собою во время уроков не дозволяются. Ученики должны внимательно следить за ходом урока, за вопросами, предлагаемыми учителем, и за объяснениями его. Внимательность ученика к классным занятиям есть условие для успешности учения.

8 ученик. Замечания, приказания и требования учителей выслушивать с почтительностью и исполнять беспрекословно.

10  ученик. Запрещается во время уроков подсказывать, или мешать своим товарищам в ответах, иным каким-либо образом.

11 ученик. Во время малых перемен дозволяется ученикам гулять по коридору и в рекреационной комнате и разговаривать, но без крика и толкотни, наблюдая между собою вежливость и дружелюбие. Затевать игры, кататься на ногах и бегать друг за другом в догонку запрещается.

12 ученик. Ученики, не знавшие урока и получившие нуль или единицу, остаются в гимназии для приготовления, под надзором дежурного воспитателя, того урока, которого не знали.

13 ученик. Запрещается порча столов, обоев, классных учебных пособий всякого рода других гимназических вещей. Виновный в таких проступках обязан попорченную вещь исправить на свой счет. Запрещается также в классах, коридоре и реакреационной комнате сорить, бросая бумагу или остатки завтрака не в указанные места.

14 ученик. Ученики гимназии постоянно должны помнить, что они принадлежат к кругу благовоспитываемого юношества, а потому должны везде, как в стенах гимназии, так и вне ее, соблюдать строгую благопристойность и приличие.

15 ученик. Неприлично на улицах собираться в кучки, шалить, кричать, свистать, толкаться и задевать товарищей и посторонних, кидаться песком и снегом, останавливаться и принимать участие в уличных играх.

16ученик. Свободное время, остающееся за приготовлением уроков к классам, стараться проводить с пользою, и преимущественно в чтении книг. Праздность рождает леность, ослабляет умственные способности и вредит благонравию.

1 вед. – А что происходило, если ты не выполнил тех правил, о которых нам только что рассказали?

2 вед. – По-моему, их били!

Наказания в гимназиях

Учитель В женских гимназиях провинившуюся гимназистку переводили за «чёрный» стол в столовой, за которым кушали стоя, или надевали на девочку особый передник, что иногда считалось высшей мерой наказания.Так же применялись следующие виды наказаний:

  1. Ремни, палки, плети, линейки и розги;
  2. Пощёчины, щелчки и кулаки;
  3. «Драние за волосы, за уши и ставление на колени».

1 вед. – Вот, не решишь какую-нибудь задачу – и пожалуйста, подставляй руки или постой на горохе или на соли.

2 вед. – Может кто – нибудь, из наших гостей захочет испытать это на себе?

1 вед. – Нет, давай лучше задачу решим старинную!

12  КАДР

Задача. Решение старинной задачи. Сравнение её с современной.

Задача    Л.Н.Толстого.

Артели косцов надо было скосить два луга, один двое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?

Первые гимназии в Тотске

13, 14 КАДРЫ  (Презентация)

Учитель: Мужская классическая гимназия в Томске. 1838—1919 

Открытие мужской гимназии в Томске состоялось в 1838 году. Гимназия помещалась в частом доме, на углу улицы Миллионной (пр. Ленина) и Приюто-Духовского (Совпартшкольного) переулка, теперь в нем станция скорой помощи. и лишь в 1897 году была переведена в собственное новое помещение. В гимназии было 8 классов с пансионом на 50 человек. При гимназии также была своя церковь. Плата за обучение составляла 20 рублей в год.

Здание мужской гимназии располагалось на Ново-Соборной площади, против городского сада. Внешний вид этого здания, выстроенного в стиле «renaissance», как нельзя более отвечал своему назначению.

Гимназическая библиотека насчитывала до 15 000 томов и считалась одной из лучших в городе. В 1862 году к ней была присоединена городская публичная библиотека. К сожалению, горожане не долго могли пользоваться книгами соединенных библиотек: в 1866 году главный инспектор училищ закрыл для публики библиотеку при гимназии, возвратив городу книги публичной библиотеки. Следует заметить, что университетский город Томск до сих пор не имеет публичной библиотеки.

Мариинская женская гимназия была открыта в Томске в 1863 году на проценты с капитала, пожертвованного Томску купцом А.Я. Поповым. Первоначально размещалась в одном двухэтажном здании. В конце XIX века к нему было пристроено второе здание - трехэтажное, из красного кирпича (Приюто-Духовской переулок, ныне Совпартшкольный). Гимназия имела семь общеобразовательных классов и восьмой - педагогический. Большая часть выпускниц работали учителями городских и сельских школ. С 1864 года при гимназии был открыт пансион на 25 человек. За обучение взималась плата - 40 рублей в год, с пансионом - 200 рублей.

Многие учебные заведения для русских барышень, в том числе гимназии, официально именовались по всей стране Мариинскими в честь императрицы Марии Федоровны, второй супруги Павла I и матери Александра I и Николая I. Вместе с другими женскими заведениями, гимназии входили в состав Ведомства учреждений императрицы Марии.

1 вед. – Вот мы все про историю других гимназий говорим, но ведь у нашей гимназии есть уже своя, хоть и небольшая история…

2 вед. – А я даже знаю, человека, который её очень хорошо знает. Это Вера Дмитриевна Козловицкая, которая работает в нашей школе со дня её основания.

Истории нашей гимназии.

15 - 19 КАДРЫ

: Рассказ  Козловицкой В. Д. об истории нашей гимназии.

20  КАДР  (Презентация)

Учитель:  «Всякое дитя родится неучёным. Долг родителей есть дать детям учение». (Екатерина

                    II, русская императрица). Долг ребёнка… Поработав в группе, постарайтесь ответить

                     на вопрос: в чём состоит долг ребёнка, то есть ваш долг?

Работа в группе

Ответы детей.

1 вед. Сколько нового и  интересного я узнала о родной гимназии! Как жаль, что подходит к концу наше путешествие.

2 вед. – Это путешествие заканчивается, а славная история самой замечательной гимназии продолжается!

В любимую гимназию мы с радостью идём,

Пятерки получаем и весело живём!

Хорошие детишки читают в классе книжки,

И школьные уроки не любят пропускать,

Ведь умненьким ребятам всё хочется узнать.

Проказники мальчишки намажут клеем Мишку,

А модненьким девчонкам всё хочется поспать.

Учителя нас учат, чтоб мы умнее стали,

И были мы хорошими и добрыми людьми,

Гимназию любили и их не подвели!

                                            (Анна Щербинина, ученица 4 «Г» класса)

УНКЕИЧ

АУНАК

ЯИНМГАЗИ

ШПОЛРЕО

НАУКА

УЧЕНИК

ГИМНАЗИЯ

ПРОШЛОЕ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимназическое образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы

В статье описана модель гимназического образования младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Данная модель реализуется в нашей школе с 2006 года. Результаты обученности учеников гимнази...

Классный час "Частичка нашего великого прошлого"

Классный час проходит с использованием презентации "Часичка нашего великого прошлого". Цель данного классного часа направлена на воспитание париотизма, любви и гордости за свою Родину.....

Среднесрочный творческий гимназический проект

Единый среднесрочный творческий  гимназический проект на тему: «Течет река Волга… (Поиск ответа на вопрос: Вода в Волге источник хозяйственного потребления или всенародное достояние?)» В ...

План-конспект открытого классного часа: "Город Сызрань-прошлое и настоящее"

Тема занятия:« Сызрань: прошлое и настоящее»Форма проведения: устный журналЦели и задачи:- ознакомление детей с историей возникновения и развития г. Сызрани, с его первыми жителями, культурной и общес...

Классный час:"Герои Отечества: прошлое и настоящее"

Классный час "Герои Отечества: прошлее и настоящее"  содержит материал, который позволит повысить интерес к истории своего  Отечества, способствует воспитанию уважительного отношения к истор...

Гимназические задачи

Гимназические задачи составлены на историческом материале гимназии. Их можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время....

Классный час "Без понимания прошлого нельзя понять будущее"

В разработке классного часа использованы различные тесты, в котором дети могут выбрать правильный ответ, игра "Автора", "Хочу к своим друзьям" - всё это приобщает детей к познанию и чтению книг....