Праздник "Масленица"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Тюрина Жанна Александровна

Современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.

В связи со сложностью оценки надпредметных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Я полагаю, что предоставляется возможным выделение некоторых параметров уровня сформированности надпредметных понятий, характеризующих субъектный опыт, которые можно реально оценить и заложить в основу управления развитием в образовательном учреждении.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу,был выявлен комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у учащихся. 

В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:

·        уровень сформированности нравственной культуры;

·        уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;

·        уровень развития патриотических чувств;

·        уровень сформированности толерантности.

На мой взгляд, среди выделенных показателей актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника; воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости. Важность рассмотрения проблемы патриотизма в современном обществе определяется девальвацией системы традиционных ценностей и обострением социальных противоречий в обществе; ростом нигилизма, усилением бездуховности, снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.

В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.

Основной идеей  данной разработки является создание условий для достижения успеха каждым учеником независимо от его успешности в учебной деятельности, через формирование надпредметных понятий вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь.

Они также  направлены на развитие у детей 7-10 лет уникального человеческого  дара слова, культуры речевого поведения, через которую проявляется общая культура человека, а также развитие творческого воображения и литературных способностей.

 Данный возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей. Дети в процессе подготовки оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.

Такая деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе подготовки у детей воспитывается чувство коллективизма, способность к  продуктивному творческому общению.

   «Родной язык, - писал Ян Корчак это не нарочно придуманные для ребёнка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребёнок «дышит» воздухом творчества, он хочет рисовать, петь, сочинять, играть и нужно лелеять эту способность его души

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx51.2 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ гимназия №76

Методическая разработка к празднику:            

                 

                      «Масленица»

Составитель: учитель начальных классов

                         Тюрина  Жанна Александровна

                                     

             

                   

              Пояснительная записка

Современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.

В связи со сложностью оценки надпредметных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Я полагаю, что предоставляется возможным выделение некоторых параметров уровня сформированности надпредметных понятий, характеризующих субъектный опыт, которые можно реально оценить и заложить в основу управления развитием в образовательном учреждении.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу,был выявлен комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у учащихся. 

В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:

        уровень сформированности нравственной культуры;

        уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;

        уровень развития патриотических чувств;

        уровень сформированности толерантности.

На мой взгляд, среди выделенных показателей актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника; воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости. Важность рассмотрения проблемы патриотизма в современном обществе определяется девальвацией системы традиционных ценностей и обострением социальных противоречий в обществе; ростом нигилизма, усилением бездуховности, снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.

В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.

Основной идеей  данной разработки является создание условий для достижения успеха каждым учеником независимо от его успешности в учебной деятельности, через формирование надпредметных понятий вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь.

Они также  направлены на развитие у детей 7-10 лет уникального человеческого  дара слова, культуры речевого поведения, через которую проявляется общая культура человека, а также развитие творческого воображения и литературных способностей.

 Данный возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей. Дети в процессе подготовки оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.

Такая деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе подготовки у детей воспитывается чувство коллективизма, способность к  продуктивному творческому общению.

   «Родной язык, - писал Ян Корчак это не нарочно придуманные для ребёнка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребёнок «дышит» воздухом творчества, он хочет рисовать, петь, сочинять, играть и нужно лелеять эту способность его души.

       Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа, через праздник «Масленица».  

      Задачи: 

  • Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям;
  • Формирование классного коллектива, активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности.
  • Развитие творческих способностей учащихся

Основная идея проведения  данного праздника состоит в том , что он рассчитан на всю «масленичную» неделю т.е. каждый день соответствует праздничному названию и его проигрыванию. На мой взгляд такое проведение данного мероприятия, даёт больше возможности запомнить, понять, а главное применить на практике полученные знания. Времени занимает не много, а результат очевиден.

                           Ход    праздника:

День первый

Учитель: 

Ребята, а вы знаете, почему мы сегодня собрались?

Дети: 

Масленицу гулять!

Учитель:

А вы знаете, что это за праздник такой?(ответы детей)

Это старинный народный праздник отмечают в последнюю неделю перед Великим Постом, который продолжается семь недель до Пасхи. Во время великого поста надо воздерживаться от употребления определённой пищи, нельзя предаваться развлечениям. А Масленица самый весёлый и шумный праздник, «блиноеда». Так как по православному обычаю, перед Великим постом мясо уже нельзя есть, молочные продукты можно. Вот и пекут масляные блины. Масленицу называют сырной неделей.

 Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

 Масленица - проводы зимы, встреча весны. Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта. Празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -"встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", четверг - "разгуляй", пятница - "тещины вечёрки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "прощеный день".

За неделю до праздника хозяйка давала блин мальчику 8-10 лет. Он скакал верхом на ухвате или кочерге и кричал.


Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону возьму-
И пахать пойду!

Учитель: 

Понедельник - "встреча". Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково.

1-й ученик:
Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор
На горах покататься,
В блинах покататься.
2-й ученик:
Уж ты, моя Масленица,
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться.
3-й ученик:
Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В городе пировать!

Входит Масленица — нарядно одетая несущая символ солнца, — украшенный лентами круг на палке.

Учитель:
Здравствуй, дорогая Масленица! С тобой мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной! Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?
Масленица:
Всего на семь дней. Мой первый день — встреча, а седьмой — проводы.
4-й учении:
Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали — на семь недель.
Оказалось — на семь дней.
А с чем пришла ты, Масленица?


Масленица:
Встречают меня испокон сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник хозяйственного изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете — тем богаче год будет.
Учитель:
Мы встречаем тебя хороводом — поможем солнцу!

Дети исполняют  танец  «Как на улице Метелица метет».

Учитель:
А кто с тобой пришел, Масленица?


Масленица:

Мои друзья-звери, по весне меня знавшие. Сейчас я о них загадки загадаю. Первым о приходе весны возвещают птицы
.(Слайды с изображением животных)

- Как сажа черна, как сметана бела, люблю всем в лесу стрекотать, где была. (Сорока).
- Видели вы меня не раз, скачу я на двух шагах от вас. Чирик - чирик. Кто к этой песне привык? (Воробей).
- Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног. (Петух).

- Что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кормиться?(Грач)

-Живёт в глуши лесной, и летом и зимой, старательный работник, лесной носатый плотник.(Дятел)

- За деревьями - кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, но ни дыма, ни пожара. (Лиса).

- хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.
(Медведь)

- Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них. В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? (Олень)

Масленица:

Молодцы! Хорошую встречу вы мне подготовили.

Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала — больно я устала.
Кончилось веселице — беритесь за делице,
Направляйте сошенку выехать на пашенку,
А со мной проститеся, блинами угоститеся. (Масленица уходит)

Учитель:

Главным кушаньем были блины, о которых очень много разных песен и пословиц.

Блин напоминал солнце, которое земледелец всячески призывал к себе. В образе блина почитали будущий хлеб, и как бы говорили солнцу:"Вот каким круглым, румяным горячим мы должны быть теперь. Скоро ведь сев."
Блины на Масленницу пекут каждый день.

Каждый день Масленицы имел своё название:
1день - блиница;
2день - блины;
3день - блинцы;
4день - блинчики;
5день - блинки;
6день - блиночки;
7день - царские блины.

(Чаепитие с блинами)

Оформление стола

- скатерть теплых тонов
- желтые салфетки-солнышки
- детская пластмассовая посуда разных цветов

Оформляя стол, лучше взять скатерть теплых тонов, разложить круглые салфетки-солнышки (вырезать их из бумаги(салфеток) и  нарисовать солнышкам глаза и улыбку).

Чтобы почувствовать переход от зимы к весне, с ее яркими красками, воспользоваться лучше разноцветной пластмассовой посудой, приборы тоже могут быть пластмассовыми.

Второй день

Учитель:

Мы продолжаем праздничные гулянья. Вторник называли - « заигрыш»:в этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их (показ изображений украшенной лошади и репродукции картины В. Сурикова "Взятие снежного городка"). А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок.

Широкая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Мы тоже сегодня будем играть в игры. 

Погляди, народ! К нам Весна идёт!

Появляется Весна в красивом платье.

Весна.

– Я – Весна!

Отворяйте ворота!
Первым март пришел.
Всех детей провёл.
А за ним придёт апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как придёт май –
Сколько хочешь гуляй!

Дети:

– Здравствуй, Весна-красна!

Весна.

– Здравствуйте и вы, люди добрые!

Я пришла к вам с радостью, с великой милостью!
С рожью зернистой, с пшеницей золотистой!
С овсом усатым, с чёрною смородиной!
Со цветами лазоревыми да с травушкой-муравушкой!

Появляется зима .

Зима.

– Что это вы тут развеселись, расшумелись, разрезвились?

Весна.

– Потрудилась ты. Зимушка-Зима всласть,

Пора и честь знать!

Зима.

– Ах, вот ты как!
Да, я Зима белая-белая,
В поле снегом сеяла-сеяла.

Весна.

– А я Весна красная, солнечная, ясная, ясная!

          Зима.

– Я тебя снегом вымою-вымою!
За ворота выгоню, выгоню!

Весна.

– А я снежком укроюсь, зеленью прикроюсь
Стану ещё краше на просторах наших!

Зима.

– Ну что же, Весна-красна! Спорить и говорить ты мастерица.

Но без боя я не уступлю своё место! (Бросает в весну снежком)

– А ну-ка, ребята, кто зиму любит, ко мне!

Весна. – Те кто Весну ждёт ко мне!

Игра1 «Снежки».

Зима.

– Да, сильна ты, Весна! Я отступаю!

1 ученик:

– Прощай, Зима, прости ты нас,
Что мы рады Весне сейчас!
Что нынче нам Весна милее,
Что о тебе мы не жалеем!

2 ученик:

– Счастливого пути желаем,
На север с миром отпускаем!
(Машут руками)

Игра 2  «Сковорода» 

5-10 участников игры встают в кружок, берутся за руки. У самых ног чертят круг –«сковороду». Затем все идут или бегут вокруг этого круга. По сигналу ведущего останавливаются и начинают тянуть своих соседей справа и слева на «сковороду», сами упираются ногами. Кто наступил на «сковороду», тот «испёкся». Затем снова все бегут вокруг круга. Игра повторяется пока не останется одного или двух «неиспекшихся» - победителей.

Правила:

  1. Начинать тянуть на «сковороду» можно после сигнала ведущего.
  2. Тот, кто отпустил руку соседа, считается проигравшим - «испёкшимся».

Учитель:

Мужиков, парней, ребят вызываем на канат!

Десять слева, десять справа, только мускулы трещат!

Игра 3 «Перетягивание каната». Команды “Богатыри” и “Силачи”.

(Чаепитие с блинами, угощения)

Третий день

Учитель:

- Сегодня среда – «лакомка». В этот день готовили самые вкусные блюда, и конечно – блины. Пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.

 Ученик: (в руках на полотенце с вышивкой тарелка с блинами)
Блин добро не один.
Блин брюха не портит.
Блин не клин, брюха не расколет.

Песня «Ой, блины, блины»

Учитель:

 В дни праздника дети обходили избы и выпрашивали блины такими словами...

Ученики (хором):
Подайте широкой Масленице!

Ученик:
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!

Учитель:

 А если хозяйка жадничала, ребята убегали со словами...

Ученики (хором):
Паршивые блины по аршину длины.

Учитель:

 Мы сегодня тоже отведаем блинов, которые испекли мамы и проведем несколько игр и конкурсов.«Масленица Зиму прощает, холодную жизнь кончает». В маслену неделю полагалось:

Есть – до икоты,  Орать – до перхоты,

Петь – до надсаду,   Плясать до упаду!

Масленка только раз,    В круглый год гостит у нас.

Ученик:

Продолжаем мы забавы для гостей, друзей, для всех!

Начинаем панораму удивительных потех!

Игры:

Петушки
На площадке чертят круг.
В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.
Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)

Почта
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города...
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.
Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты оказались у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.
Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.
 

Учитель:

А знаете ли вы пословицы о труде? Проверим. Я начну говорить пословицу, а вы оканчиваете:
Ученье свет... (а неученье — тьма).
Готовь сани летом... (а телегу — зимой).
Не красна изба углами... (а красна пирогами).
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Чем дальше в лес... (тем больше дров).
Не сиди, сложа руки... (не будет в доме скуки).
Труд человека кормит... (а лень портит).

Конкурс «Накорми соседа»

Двое участников с завязанными глазами кормят друг друга блинами, кто первый съел, тот и выиграл.

(Чаепитие с блинами)

Четвертый день

Учитель:

Четверг – “Разгуляй”. В этот день народ катался на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки, ребятки возили по деревням гулять Масленицу в санях, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы, чаще всего они были в костюмы цыган, медведя.

Масленица годовая,
Гостья наша дорогая,
Она пешком к нам не ходит,
Все на конях приезжает.
У ней кони вороные,
Слуги молодые.

День четвёртый будем вместе рисовать, лепить из теста.

 Разгуляй – четверг придёт, шутку, песню принесёт!


Игра «Ряженые»
Чучело Масленицы катали на санях ряженые. В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.

Конкурс «Частушки» на самое задорное исполнение

Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.
Девки, масленка идет!
Кто нас покатает?    У Петрушки на дворе
Сивка пропадает.

Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?

Я плясала в 3 ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.

Я на Масленку катался,
Трое саней изломал.
Ворона коня замучил
И милашку закатал!

У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть
Семерым их не поесть.

Сели четверо за стол
Дали душеньке простор.
Друг на друга поглядели…
И блины-то все поели!

Мы с подружкою гуляли
Сыром гору налепляли
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!

Солнце красное зашло,
Возвращаемся в село.

Задание, дописать частушку.

У меня четыре шали,
Пятая пуховая.
Не одна я боевая…
Все мы здесь бедовые!

Конкурс на лучший рисунок Масленицы.

Учитель: У чучела Масленицы лицо не рисовали. Считалось, что, имея лицо, чучело обретает душу, и тогда его нельзя сжигать.

Игра «Встреча»

От каждой команды выбирается один участник. Он должен, пользуясь текстом карточки, поприветствовать свое чучело Масленицы.
Карточка N°1
Душа ль ты моя Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Карточка №2
Моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, ты ж моя перепелочка!

(Чаепитие с блинами)

Пятый день

Учитель:

На пятый день, в пятницу ходят к «тёще на блины».Тёща –это мама жены, в этот день ей полагалось встречать зятя, мужа дочери, и угощать вкуснейшими блинами.

Пятница – тёщины вечёрки!

1 ученик:

Завтра будет день попроще
Если кто имеет тёщу,
Пусть для проводов зимы
К тёще едет на блины!

2 ученик:

К тёще на блины идём
И друзей с собой ведём!
Развесёлая Масленица,
Мы тобою хвалимся!

3 ученик:

Как на маслену неделю
Блины по небу летели,
Их была большая стая,
Только мы их не достали!

Ролевая игра –танец «Барыня»(«зять» приглашает «тёщу» на танец)

4 ученик:

– А в субботу не безделки – золовкины посиделки!

– Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте!

Учитель:

На шестой день Масленицы родственники ходили друг к другу в гости, а «заловка» - это ближайшая родственница, родная сестра мужа, и поэтому к ней шли первой.

Вот и наступил последний день Масленицы – воскресенье!

“Прощённый день”, “Проводы Масленицы”

Со словами: “Простите Христа ради” все просят друг у друга прощения и обмениваются подарками.

5 ученик:

Прости меня!

6 ученик:

И ты прости меня! (Целуются) 

5 ученик:

В воскресенье мы с Масленицей прощаемся,
В воскресенье слезами умываемся

 6 ученик:

– Мы катались с горы от зари до зари,
А сегодня в воскресенье наше кончилось веселье.

7 ученик:

 Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост.
На деревне все проели,
Подают селедки хвост!

8 ученик:

Сидит кошка на окошке,
Вышивает себе хвост.
Широка Масленица проходит.
Настает великий пост.

Песня « Прощай Масленица» 

Учитель:

Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы - символа ухода зимы и наступления весны. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду, как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за селоего топили в проруби или сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю. Иногда вместо чучела по селу возили живую "Масленицу". Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.

Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через костер.

В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же, например, у реки. В костры также помимо дров бросали старье. Бывало, что сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали па жердь и устанавливали ее посреди костра.
Учитель:

Вот и закончился весёлый и радостный праздник в жизни земледельца. Да, у наших предков было, что вспомнить, что-то оставалось в их душе - то, чего, возможно, никогда не испытаем. Мы разучились радоваться жизни, как это делали наши предки. И не дай Бог, чтобы это перешло к нашим потомкам.

1 ученик:
В небе словно от побелки
Засиял уж Млечный путь.
Отшумели посиделки,
Путь домой не позабудь!
Час общенья - к делу века
Полуночничать всяк рад.
Славно будет, коль в потехе
Не потратим весь заряд.
Мы делились тем, что знали,
Попытались всех увлечь
Не прощаемся мы с Вами,

Все: Словом: всем до новых встреч!

2 ученик:

А на прощанье готово угощенье всем на удивление!

 Вот румяные блины
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем

Разбирайте, хватит всем!

3ученик:

– С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,

Ученики вместе:

– А за праздник всем – Спасибо!

Список литературы:

1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2.

2.  Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г. Москва.— М.: ИСМО РАО, 2004.

3. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2

4.  Н.Ф. Дик Начальная школа от А до Я. // Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006

5. О.Е. Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В. Киселёва Я – гражданин России!// Москва: «Вако»,2006

6. Алтарёва С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные, тематические праздники.// Москва: «Вако»,2006

7. Использование сайтов интернета.