Приёмы самомассажа на уроках как элемент здоровьесберегающей технологии
статья по зож по теме

Лысаковская Мария Викторовна

В  статье  раскрывается опыт использования самомассажа на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Применение самомассажа на уроках29.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Приемы самомассажа на уроках как элемент здоровьесберегающего обучения»

В настоящее время проблемы сохранения здоровья учащихся  особенно актуальны. Я работаю с детьми с ограниченными возможностями развития, а в классах СКК обозначенные проблема здоровья детей  наиболее обострена.                                                                                                                           Поэтому большое внимание на уроках уделяю здоровьесбережению.                                  Здоровьесберегающая организация моих уроков включает помимо  эмоциональных разрядок, дыхательных упражнений, релаксаций, самомассаж при помощи «су-джоков», роликовых массажеров, массажных ковриков.                                                                                                                    Приёмам самомоссажа учила ребят на уроках и во внеурочное время.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Су- джок терапия («су» в переводе с корейского означает «кисть», «джок» — «стопа») — это метод лечения с использованием кистей и стоп пациента.                                                                                                                                                                                                                                 На  кистях и стопе человека расположена акупунктура всех его органов. Воздействуя на рефлексогенные точки, мы улучшаем своё здоровье.                            Этот метод  не имеет противопоказаний, а потому исключается возможность  навредить человеку. Су- джок терапия позволяет влиять не только на физические недуги, но и на психическое состояние человека.                               Работу с су-джоками сочетаю с пальчиковой гимнастикой и использую как организационный момент в начале урока, перед работой в тетрадях. Например, упражнение « Колобок» –  помогает организовать детей в начале урока, настроить  на работу. Ученики берут в руки массажер, катают по ладошке со словами: « Колобок, колобок, покатился вдоль дорог, и от бабушки ушел, и от дедушки ушел, и от зайчика ушел, и от волка ушел, от медведя ушел, а от нас не уйдешь, на урок математики (русского языка) попадешь».                                                                                                                              В комплект этого массажера  входят эластичные кольца. (См. рис .1)  

http://biodar.ru/images/cms/data/su_dzhok.jpg

                                                            Рис.1                                         

Массаж при помощи эластичного кольца пальцев рук также чрезвычайно полезен. Не секрет, что сидение  приводит не только к психологическому дискомфорту, но и к онемению области шеи и спины. Во избежание этого, с учащимися, помимо физминуток, выполняем простое упражнение – попеременно надевая кольцо на каждый палец, интенсивно катаем его вплоть до ощущения теплоты и покраснения пальца. Данное упражнение сопровождаем  детскими стишками, таким образом, идёт развитие речи и памяти.                                                                                                                      Ивану-большаку - дрова рубить,(массируем большой палец)
Ваське-указке - воду носить,( массируем указательный палец)
Мишке-среднему - печку топить, (массируем средний палец)
Гришке-сиротке - кашу варить, (массируем безымянный палец)
А крошке-Тимошке - песенки петь.( массируем мизинец )
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!                                                                                       В своей практике использую самомасссж при помощи роликовых массажёров. Для того, чтобы с новым классом приступить к занятиям с роликовыми массажерами выясняю, нет ли у детей заболевания сердечно-сосудистой системы, нарушения кровообращения, гормональных сбоев, опухолей, дерматита и других кожных заболеваний, заболеваний почек, так ка это может быть противопоказанием. Самомассаж с применением роликовых массажеров провожу во время урока после напряженной письменной работы или на перемене после урока, где дети много писали. Воздействие на рецепторы кожи и подкожно-жировой клетчатки, разминание мышц  снимают скованность и спазмы, улучшают питание тканей. У ребят
 снимается усталость, повышается настроение и работоспособность.                                             Также применяю массажные коврики применяю с целью

восполнения  нехватки тактильных ощущений у детей, профилактики и коррекции плоскостопия, развития чувства равновесия и координации движений, а также сохранения и укрепления здоровья детей, формирования привычки к здоровому образу жизни, закаливания организма.

Закаливание - это не обязательно купание в проруби или обливание холодной водой. Закаливание – это  образ жизни. Когда Вы стоите на массажном коврике или играете с ребенком босиком на массажном коврике  - это тоже закаливание. Одновременно происходит массаж стоп, и тренировка сосудов стоп, и тренировка нервной и эндокринной систем организма.[1] Во время урока ребята охотно  снимают обувь и ставят стопы на коврик. Дети с удовольствием выполняют упражнения во время физпаузы, стоя на массажных ковриках.                                                                                                                                         С целью развития воображения, памяти и речи  предлагаю детям самим придумывать упражнения и игры с массажерами. 
При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Массаж ушных раковин - показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.
Игровой вариант массажа ушных раковин.
(после обучения может проводить ребенок)
Подходи ко мне дружок
И садись скорей в кружок!
Ушки ты свои найди
(движения выполняются в соответствии с текстом)
И быстрее их потри
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз,
Ушко ты не отвались.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно (упражнение «Погреем ушки»)
- Раз, два. Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра.
Наступила тишина!                                          
Систематически применяя  приемы самомассажа на уроках пятый год, отмечаю у учащихся снятие эмоционального напряжения, более внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, улучшение координации движений. Ребята начинают относиться к своему здоровью, как к ценности.

Библиографический список                                                                                  1.Байгушева Е. И. Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

2. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208

3.Петрыкина О.В. Использование нетрадиционных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при проведении уроков в 1 классе

С ноября 2011 года наша школа является региональной инновационной площадкой по изучению условий и методов здоровьесберегающей технологии Владимира Филипповича Базарного в условиях образовательног...

ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряж...

Методическая разработка: "Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

В этой статье рассакзываю о использовании валеологичкских приёмах работы на уроках иностранного языка, которые помогают успешно овладеть языковым материалом на уроках и укрепить здоровье учащихся....

Методическая разработка: "Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

В этой статье рассакзываю о использовании валеологичкских приёмах работы на уроках иностранного языка, которые помогают успешно овладеть языковым материалом на уроках и укрепить здоровье учащихся....

Уроки в начальной школе с элементами здоровьесберегающих технологий

Материал - анализ открытого урока содержит в себе некоторые рекомендации для педагогов....

Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).

    В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...