Игра " Шахматная азбука"
методическая разработка (1 класс) на тему

Иванова Татьяна Вячеславовна

Сценарий внеурочного мероприятия с использованием игровых технологий "Шахматная азбука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_t.v._samostoyatelnaya_rabota_no1.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  игры

«Шахматная азбука» ( для учащихся 1-х классов) 

Цели:

  1. Закрепить начальные сведения о шахматной доске, фигурах, умения ориентироваться в простейших шахматных ситуациях.
  2. Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память. Развивать мелкие мышцы рук, умение работать в команде.
  3. Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение друг к другу.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.

Форма проведения: игра.

Оборудование:

  • шахматные  доски,
  • шахматные фигуры,
  • плакаты с высказываниями «великих» о шахматах
  • рисунки шахматных фигур,
  • загадки ,
  • карточки с названиями фигур,

«Петя и Волк» фономатериал

Литература:

  1. В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва «Просвещение» 1991
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). М.: Просвещение, 1996, с. 377 – 386

.

Предварительная работа: учащиеся делятся на 2 команды,

выбираются капитаны.

За каждый правильный ответ в каждом раунде учащиеся

получают по 1 очку. В финале очки суммируются, победители

награждаются.

Ход игры: Ход занятия

- Я рада приветствовать вас и сообщить, что сегодня состоится шахматный праздник. Ребята познали азы гениальной игры, прикоснулись к чарующему волшебному миру деревянных фигур, крепко и надолго подружились с игрой мудрецов .Но сейчас мы поиграем не в шахматы, а в «Шахматную азбуку».Узнаем какая команда лучше изучила основы шахматных  правил. В нашей игре тоже есть правила. Правила нашей игры следующие: нужно быстро и четко отвечать на вопросы, за каждый правильный ответ команда получает по 1 очку, в финале победит команда , которая наберет наибольшее  количество очков.

Раунд 1 .

«Шахматные загадки»


Быть особо защищённым –
У него такая роль, 
Это правило резонно,
Потому что он -…
(Король)
Обитает не в саванне,
И не так огромен он, 
Но такое же названье
У фигуры этой -… 
(Слон)
Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём 
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…
(Канем)
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык неспешно 
И берёт наискосок?
Ну конечно, это –(пешка)
Это правило известно,
Короля нам есть нельзя, 
Но свободно можешь есть ты
Вместо этого…
(Ферзя)

 Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды.
(Пешка)
Кто с G2 на K4
Ходит буквой “Г”?
Через головы скакать
Может он вполне.
(Конь)
Он наискосок идет,
Только прикажи.
В плен противник попадет,
Вставший на пути.
(Слон)
Может он ходить и прямо,
И наискосок.
Высоко его оценит 
Опытный игрок.
(Ферзь) 
Ходит очень осторожно
На один шажок, 
Ненавидит слово “Шах”.
Вот и все, дружок. 
(Король)

Раунд 2.

     «Шахматный «крокодил»»

Представители команд поочередно достают карточки с названиями шахматных фигур и  мимикой и жестами показывают командам . Задача команды – догадаться, какая фигура была задана в карточке .

Раунд 3.

«Шахматный капитан»

Конкурс капитанов. Кто быстрее правильно ответит на вопрос, тот получает бал.

1)Какого цвета поле а1 ?

2)Сколько белых клеток на шахматной доске?

3)На сколько черных клеток больше?

4)Самая сильная фигура?

5)Может ли пешка стать конем?

6)Могут ли столкнуться одноцветные слоны?

7)Можно ли «съесть» короля?

Раунд 4.

« Шахматная  эстафета»

На одинаковом расстоянии от команд на два низких столика

 ставится доска от гроссмейстерских шахмат. В руке у

каждого ребенка  фигура или пешка, которую он

достал вслепую из мешочка. По сигналу ведущего дети

поочередно подбегают, ставят фигуры (пешки) на свои поля

 и бегом возвращаются в свою команду, салят очередного

играющего по руке, затем встают сзади своего товарища

(команды стоят в две шеренги).

Побеждает команда, быстрее и правильнее расставившая все

 фигуры и пешки .

Музыкальная пауза. Сергей Прокофьев –гениально играл в

 шахматы. Слушаем фрагмент из сюиты«Петя и Волк» (шествие)

Подсчитываем очки.

 Происходит подведение итогов.

Все дети награждаются призами ( в том числе утешительными)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука"

Программа внеурочной деятельности составлена для обучающихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного направления "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного направления "Шахматная азбука"...

Внеурочная деятельность «Шахматная азбука»

Цель программы «Шахматная азбука»:создание  условий для достижения необходимого в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для...

Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука,1 класс"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс школа России "Шахматная азбука"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная азбука! 1 класс

Содержание программы «Шахматная азбука»Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» составлена на основе программы «Шахматы -  школе» под редак...

Внеурочная деятельность "Шахматная азбука" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука"...

Внеурочная деятельность "Шахматная азбука" 2 класс

Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука" 2 класс...