Урок-праздник для 1 класса "Спасибо, Азбука!"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Митропольская Марина Владимировна

Урок-праздник "Спасибо, Азбука!" был проведён для трёх первых классов. Песни и танцы готовили учителя музыки и ритмики. Стихи о буквах и сценки распределили поровну между классами, Мальвину, Буратино и Азбуку поручили сыграть ребятам 4 класса. Получилось довольно интересно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-prazdnik_dlya_1-h_klassov_spasibo_azbuka.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-праздник для учащихся 1-х классов

« Спасибо, Азбука!»

Зал украшен шариками, плакатами, красивыми буквами, которые смастерили дети.

Звучит грамзапись «Чему учат в школе», под музыку в зал входят учащиеся 1 «А», 1 «Б», 1 «В» классов и встают около своих мест.

Ведущий:         Над землёй весенним утром

                        Виден свет зари.

                        В школе праздник,

                        Славный праздник –

                        Праздник Русской Азбуки!

                        Первоклассники рядами

                        Дружными идут.

                        Первой книге, мудрой книге

                        Отдают салют!

Дорогие ребята, родители, учителя! В нашей школе праздник! А отмечаем мы нашей большой дружной школьной семьёй первую победу – завершение изучения первой школьной книги – «Азбуки».

Учащиеся исполняют песню «Азбука» и садятся на свои места.

Под музыку входит Азбука.

Азбука:        Здравствуйте, ребята. Я – Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои друзья.

Послушайте, как красиво звучит моё имя! Аз-бу-ка!

А что же оно значит?

Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква «А». Но тогда она называлась иначе – «аз». Вторая буква называлась «буки». «Аз» и «буки» вот и получилось – Азбука.

Азбука – первая книга, с которой знакомится школьник.

В центр зала выходят чтецы, стоит магнитная доска, на ней написаны слоги, слова. Положить указку.

Все буквы до школы мы знали отлично,        

Но в школе мы с ними знакомимся лично.

Нам букву покажут, а мы представляем.

Что мы эту букву ни капли не знаем!

Ежедневно по утрам                                                

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас:

Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные…

Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке ребёнка качать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Дружат гласная с согласной                                

Составляют вместе слог:

МА и ША, а вместе Маша

К нам явилась на урок.

Если слоги встанут рядом –                                

Получаются слова:

ТЫ и КВА, а вместе тыква.

СО и ВА, всего сова.

Ми-ла мы-ла ру-ки мы-лом                                

Ма-ша ка-шу ва-рит нам.

Чтоб скорей и легче было

Всё читаем по слогам.

Соединили мы два слова -                                 

И предложение готово!

Дождь идёт. Гремит гроза.

Улетела стрекоза.

Мы знаем буквы, знаем слоги.                        

Умеем говорить, считать.

И постепенно, понемногу

Мы научились ВСЕ читать.                

Мы учили в букваре                        

Как писать и «А», и «РЕ».

И узнали, например,

Говорят не «РЕ», а «ЭР».

Научились мы писать

И большие фразы,

Можем мы теперь читать

Сказки и рассказы.

Почему мы наш учебник

Азбукой зовём?

А другие эту книгу

Называют Букварём?

Книгу, что знакомит с буквой,

Букварём назвали встарь.

В честь славянских «аз» и «буки»

Назван Азбукой Букварь.

Я с этой книжкой в первый раз

Пришла в свой первый светлый класс.

Я эту книгу полюбила.

Я в ней все буквы изучила.

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!»

Учащиеся исполняют песню «Букварь»

Азбука: Вы молодцы, ребята! А я знаю одного деревянного мальчугана, который свою Азбуку променял на билет в театр.

Скажите, как его зовут?

Дети хором:        Бу - ра - ти - но!        

Звучит грамзапись «Буратино», на сцене появляются Буратино и Мальвина. Сценка как Буратино учился (ученики 4-х классов).

        

Мальвина: - Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь…

Мы займёмся арифметикой. Сейчас будем решать задачу.

И так у вас в кармане два яблока…

Буратино: (Хитро подмигнул.) – Врёте, ни одного..

Мальвина: - Я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко, Сколько у вас осталось яблок?

Буратино: - Два.

Мальвина: - Подумайте хорошенько.

Буратино: (Сморщился – так здорово подумал.) – Два…

Мальвина: - Почему?

Буратино: - Я же не отдам же некто яблоко, хоть он дерись!

Мальвина: - У вас нет никаких способностей к математике… Займёмся диктантом.

(Подняла к потолку хорошенькие глазки.)

                     - Пишите: «А роза упала на лапу Азора».

Буратино: (Он никогда не держал ручку в руках. После слов  «Пишите!» он сунул свой нос в чернильницу и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала клякса.)

Мальвина: - Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

(Девочка увидела жирную кляксу на бумаге, всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы.)

- Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

Буратино: Ещё чего! Ищите дурака! (Отворачивается от Мальвины)

Азбука выходит на сцену.

 Азбука: Здравствуйте, Мальвина и Буратино! Я – Азбука.

                 (Обращаясь к Мальвине)

                - Не расстраивайся, Мальвина. Буратино не хотел тебя обидеть. Я думаю, дело в том, что Буратино не знает букв и не умеет читать.

Буратино: - Подумаешь! Да мне ваши буквы и не нужны совсем!

Азбука:  Как это не нужны буквы?! Буратино, посмотри там, на лужайке твои друзья куклы учат буквы. Они знают, что всем надо быть грамотными. Даже куклам!

Учащиеся исполняют песню «Куклы учат буквы»

Буратино: Бедный я, несчастный (плачет)! Все девочки и мальчики выучили буквы и научились читать! И даже куклы учат буквы! А я обменял свою Азбуку на билет в театр и теперь никогда не научусь читать! А-а-а (плачет)!

Азбука: Буратино! Перестань хныкать! Ребята изучили все буквы и сегодня у них праздник прощания с Азбукой. Хочешь, они помогут тебе запомнить буквы?

Буратино: Ну, если ребята мне помогут, то я постараюсь быть прилежным учеником.

Азбука: Ребята, поможем Буратино?         Дети отвечают: ДА!

                 (Обращается к Буратино)

                Садись и внимательно слушай!

        

Ведущий:         Буквы-значки, как бойцы на парад,                

                        В чётком равненье построены в ряд.

                        Каждый в условленном месте стоит,

                        И называется он Алфавит!

Буквы! Стройся!

Все дети выходят со своими буквами и занимают нужные места.

Гласные здесь?                                                                 - Здесь!

Согласные, здесь?                                                        -Здесь!

Буквы, которые не обозначают звука, здесь?                -Здесь!

Буквы, по порядку рассчитайся!

Инсценировка стихотворения о буквах.

А – начало алфавита,                        Буква Б с большим брюшком,

Тем она и знаменита.                        В кепке с длинным козырьком.

И узнать её легко, -

Ноги ставит широко.

Вот буква В видна вдали –                 Перед нами буква Г

Красивая, витая.                                Стоит подобно кочерге.

Как будто крендель испекли,

Приезжих ожидая.

Вот стоит, дымок пуская                Е – на грядке пригодилась -

Буква Д – труба печная.                 Вместо грабель потрудилась.

Е и Ё – родные сёстры.                Эта буква широка

Различать сестёр непросто.                И похожа на жука.

Но у буквы Ё две точки,                И при этом, точно жук,

Словно в лесенке гвоздочки.        Издаёт жужжащий звук: ж-жж!

З – не просто завитушка,                        Алфавит продолжит наш

З – пружинка, крендель, стружка.                Буква Л – лесной шалаш.

Молоток я раздобыл,        Букву Й зовут «И кратким».

Из дощечек букву сбил.        Й, как И, в твоей тетрадке.

Сколько здесь дощечек?                        Чтобы Й не путать с И

 - Три!                                                        Ты ей шляпку подари!

А какая буква?

 - И!

Сигнальщик держит два флажка.        На букве Н я, как на лесенке

С флажками он как буква К.                        Сижу и распеваю песенки.

Взялись за руки друзья и сказали:        Посмотри на колесо

 - Ты да я – это мы!                                И увидишь букву О!

А между тем, получилась буква М!        В старом дереве дупло

                                                                Ну совсем как буква О!

На хоккее, на футболе,

Буква П – ворота в поле.                        Полумесяц в небе тёмном

                                                                Буквой С повис над                                                                                 домом.

Дрожу от страха до сих пор!                Буква Т стоит на крыше.

Воскликнуло полено.                                Телевизор в доме том.

Похожа буква на топор!                        Т – в антенну                                                                                         превратилась

Расколет непременно!                                И на крыше очутилась.

Удобная буква!                                        Х  - забавная игрушка,

Удобно в ней то,                                        Деревянная вертушка.

Что можно на букву                                Деревянная вертушка,

Повесить пальто.                                        Ветра вольного подружка.

Филин, в книжку залетев,                        Вот какая буква Ц

Превратился в букву Ф.                        С коготочком на конце.        

                                                                Коготок-царапка,

                                                                Как кошачья лапка.

Да, вы правильно решили:                        

Ч мы пишем, как четыре.                        Посмотри на букву Ш -

Только с цифрами, друзья,                        Буква очень хороша!

Буквы путать нам нельзя!                        Потому что из неё        

                                                                Можно сделать Е и Ё.

На расчёску Щ похожа.                        Вот топор, полено рядом.

Три зубца всего!                                        Получилось то, что надо.

Ну что же?!                                                Получилась буква Ы -

                                                                Все мы знать её должны.

Ь – мягкий знак живёт беспечно

И без кепки ходит вечно.                        Буква Э на С дивится.

                                                                Словно в зеркало                                                                                 глядится.

А упрямый Ъ (твёрдый знак)                Сходство есть наверняка -

Кепку носит только так!                        Только нету языка!

Чтобы О не укатилась                                Я сказала про себя:

Крепко к столбику прибью.                        Хоккеист известный я.

Ой, смотри-ка, что случилось:                Шайба прямо в цель                                                                         летит.

Получилась буква Ю!                                Гол! Закончен алфавит!

Азбука:         Ну что, Буратино, запомнил буквы? Давай                                         проверим. Составь нам слово ШКОЛА (УЧЕНИК,                                 ДРУЖБА, СОЛНЦЕ, МИР, РЕБЯТА, УЧИТЕЛЬ)

Под музыку Буратино составляет слова, Мальвина помогает (на середину выходят дети с нужными буквами, а Буратино ставит их в нужном порядке)

Азбука:         Мои буквы в Азбуке живут дружно. Но однажды                                 случилась вот какая история!

Инсценировка стихотворения Б. Заходера «Буква Я»

                  Всем известно буква Я

        В азбуке последняя.

        А известно ли кому,

          Отчего и почему?

        Неизвестно?

Хором:         Неизвестно!

        Интересно?

Хором:         Интересно!

            Ну, так слушайте рассказ.

          Жили в азбуке у нас

          Буквы.

           Жили – не тужили,

          Потому что все дружили.

           Где никто не ссорится

          Там и дело спорится.

           Только раз всё дело стало

           Из-за страшного скандала.

          Буква Я в строку не встала

        Взбунтовалась буква Я.

           Я – сказала буква Я-

          Главная – заглавная.

          Я хочу, чтобы повсюду

          Впереди стояла Я!

          Не хочу стоять в ряду!

          Быть желаю на виду!

         Говорят ей: встань на место!

          Отвечает:

         

        Не пойду!

        Я ведь вам не просто буква:

          Я – местоимение.

                 Вы – в сравнении со мной –

           Недоразумение!

        Тут вся азбука пришла

                  В страшное волнение.

        Фу-фу-фу! Вздохнуло «ЭФ»

                 От обиды покраснев.

          Срам! Сердито «ЭС» сказало.

        «КА» кричит: воображала!

        Это каждый так бы мог!

          Может я и сам предлог!

        Проворчало «ПЭ»: попробуй,

        Потолкуй с такой особой!

        Нужен к ней подход особый

        Вдруг промямлил мягкий знак.

        А сердитый твёрдый знак

         Молча показал кулак.

         Тише буквы! Стыдно знаки!

        Закричали гласные.

        Не хватало только драки!

        А ещё согласные!

        Надо раньше разобраться,

        А потом уже и драться!

        Мы же грамотный народ

        Буква Я сама поймёт:

        Разве мыслимое дело

        Всюду Я совать вперёд?

        Ведь никто в таком письме

        Не поймёт ни «БЕ», ни «МЕ».

        Я затопала ногами:

        Не хочу водиться с вами!

        Буду делать всё сама

        Хватит у меня ума!

        Буквы тут переглянулись

        Все буквально улыбнулись

        И ответил дружный хор:

Хором:       Хорошо!

        Идём на спор:

        Если сможешь в одиночку

        Написать хотя бы строчку…

        Правда, стало быть, твоя!

        Чтобы Я да не сумела?

        Я ж не кто-нибудь, а Я!

        Буква Я взялась за дело

        Целый час она пыхтела,

        И кряхтела, и потела,

        Написать она сумела

        Только

        

         «Я-Я-Я-Я-Я….»

        Как зальётся буква «ХА»:

        Ха-ха-ха да ха-ха-ха

        «О» от смеха покатилась

        «А» за голову схватилась

        «Б» схватилась за живот.

         Буква Я сперва крепилась,

        А потом как заревёт.

        Я, ребята, виновата.

        Признаю вину свою.

        Я согласна встать,  ребята,

        Даже сзади буквы Ю.

        

        Что ж, решил весь алфавит

        Если хочет, пусть стоит.

        Дело ведь совсем не в месте.                

        Дело в том, что все мы вместе!

        В том, чтоб все от А до Я

        Жили как одна семья!

Мальвина:                Азбука, а можно я ребятам дам задания?

Азбука:                        Конечно, Мальвина.

ЗАДАНИЕ 1        Мальвина разворачивает листок, на котором                                         написано                                                                                                                 ПЕРВОКЛАССНИК

Какие слова спрятались в этом слове?

Буратино помогает ей держать и участвует в составлении слов

(один ученик 1-А класса называет слово, потом один ученик 1-Б класса, потом 1-В класса и т.д.)

ЛАК, НОС, КЛАСС, ЛЕСНИК, СОН, СОР, ВОР, ПЕРО, РЕПА,

СЛОН, СОК, СЕНО, САНИ, РОВ, ПОЛКА, ВОЛК, ПОЛК, ПОНИ, КОНИ, КОСА, САНКИ, САЛОН, КИНО…

ЗАДАНИЕ 2                А теперь проверим, хорошо ли вы знаете                                         сказки?

Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке!                                Колобок

Красна девица грустна!                                Снегурочка

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка!

А дорога далека, а корзина нелегка,                Маша и медведь

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок!

Отворили дверь козлята                                Волк и семеро козлят

И пропали все куда-то!

ЗАДАНИЕ 3        Ребята, вы изучили АЗБУКУ, умеете читать. А                                 хорошо ли вы знаете, что необходимо школьникам?

Я всех знаю, всех учу,

А сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться

Нужно грамоте учиться.                         (Книга)

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Что такое я?                                  (Тетрадь)

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком,

Он раскрасит мне альбом.                 (Карандаш)

Я люблю прямоту

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.                                 (Линейка)

Если сломан карандаш

Я помощник первый Ваш

Я как врач, его лечу –

Быстро, остро заточу.                         (Точилка)

Мальвина:    Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились.

Буратино:     А мне даже понравилось. Я теперь обязательно буду                         читать книги!

Азбука:        Я – Азбука, учу читать.

                        Меня никак нельзя не знать.

                        Меня изучишь хорошо –

                        И сможешь ты тогда

                        Любую книжку прочитать

                        Без всякого труда.

Ребята, кто из вас читает самостоятельно, без помощи мам и пап, бабушек и дедушек?

А какие знаки помогают вам читать тихо и громко, с остановками, восхищаться и задавать вопросы?

Конечно, знаки препинания!

Инсценировка стихотворения С. Маршака        «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ»

У последней 
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Прибежал Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура! Долой! 
Караул! Разбой!

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
– Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие...

Заявили запятые:
– Мы – особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

– Если нет над нами точки,
Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,
Закричало: – Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,

– Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.

– Нет... – сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,–
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...

Вопросительный знак
Удивился: – То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: – То есть как!

– Так, – сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

Азбука:                За ребят я очень рада!

                        Вижу: учатся всему –

                        Счёту, грамоте, письму.

                        Хоть малы ещё на вид,

                        Знают русский алфавит.

Ученик        В книгах знания и свет,

В книгах память веков,

В книгах мудрость людей –

Наших дедов и отцов.

Нам без книг, как без хлеба,

Даже дня не прожить,

Так давайте же будем

Всегда с книгой дружить!

Учащиеся исполняют песню «Если с книгой дружишь ты» (на мотив песни «Когда твои друзья с тобой»).

Ведущий:         Дорогие ребята! Мы все поздравляем вас с «Праздником окончания Азбуки»!  Желаем Вам быстрее научиться хорошо и с удовольствием читать книги, чтобы узнавать из них много нового и интересного.

Мальвина:        Позади нелёгкий труд

                        Слогового чтения:

                        Вам сегодня выдают

                        У – ДО – СТО – ВЕ – РЕ – НИ – Я!

Буратино:                В том, что Азбуку прочли,

                        Полный курс наук прошли.

                        И теперь без передышки

                        Вы прочтёте  любые книжки!

Мальвина, Буратино и Азбука провожают детей в свои классы и выдают  там удостоверение читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - праздник "Спасибо Азбуке!"

Урок чтения в 1 классе. Прощание с азбукой....

Урока - праздник "Прощание с Азбукой"

Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка....

Урок-праздник "Прощай, Азбука!"

Цели: привить любовь к книге и её создателям; в игровой форме повторить и закрепить знания детей по курсу "Азбука".Королева Ленивия и Клякса похитили принцессу Азбуку. Ребята выполняют задания, спрята...

«Прощание с Азбукой ».Урок-праздник.

«Прощание с Азбукой ».Форма проведения: урок-праздник.Цель:- формировать интерес к урокам чтения, развивать мыслительные операции, речь,творческие способности учащихся,-  воспитывать умение...

Урок-праздник "Прощай, Азбука"

Тема: «Прощай, Азбука»Тип урока: закрепление пройденного материалаФорма урока – урок – праздникЦель: создать условия для развития у учащихся умения читать слова и предложения со всеми буквами ру...

Урок-праздник "Прощание с Азбукой" 1 класс

Урок – праздник  обучения грамоте в  1 классе по программе «Школа России»Учитель  Канькова Е.А.Тема: «Прощание с Азбукой. Проект: «Живая Азбука»»Цель: обобщить знания учащихся о з...

Урок- праздник "Спасибо, Азбука, тебе!"

Цели: Воспитывать любовь к школе, к школьным традициям;Развивать творческие способности, умение держаться на сцене;Способствовать сплочению коллектива....