Методическая разработка сценария игровой программы для учащихся 4-х классов "Экологическая тропа - спасём Землю с Хранимирами"
методическая разработка (4 класс)

Сушенцова Елена Михайловна

        Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "Экологическая тропа - спасём Землю с Хранимирами"  в виде сценария игровой программы для учащихся 4-х классов поможет привлечь внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды. С помощью магического народа - Хранимиров ребята, путешествуя по разным зонам, выполняют увлекательные задания и тем самым спасают планету от экологической катастрофы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЩЁЛКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 6» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая разработка внеклассного мероприятия: 

                             

«Экологическая тропа – «Спасем Землю с Хранимирами» (сценарий игровой программы для учащихся 4-х классов)

                                                                             Разработала: Сушенцова Е.М.,      

                                                                             учитель начальных классов

МАОУ «Щёлковская гимназия № 6»

                                                                                           ГОЩ МО

                                                   Щёлково, 2019 г.

                                 Сценарий  

      «Экологическая тропа – «Спасём Землю с Хранимирами»

Цель: Привлечь внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды.

  • Задачи:
  •  Формировать правильное отношение к природе и окружающему нас миру.
  • Развивать у учащихся познавательный интерес.
  • Формировать чувство сплоченности и умение работать в команде.

Плакат: «Человек, помоги мне!» – просит природа.

Рисунки детей на тему: «Береги природу».

                                   ЗОНА «СТАРТ» 

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем экологическом мероприятии, на нашей «Экологической тропе 2020» – «Спасём Землю с Хранимирами»!  И для начала давайте познакомимся друг с другом. Итак, мы начинаем с экологических «приветствий» команд.

                                        Приветствие команд

                   (Название команды, девиз, эмблема)

Ведущий: Друзья! Наша прекрасная Земля разгневана поведением людей и хранимиров, ей больно и плохо, она хочет переродиться, поэтому происходят страшные землетрясения, ураганы, страдает всё живое. И чтобы спасти Землю людям и магическому народу хранимиров нужно объединиться. Исполняя древнее пророчество, пять хранимиров идут к людям с миссией. Хранимиры – магический народ. Они жили на Земле в гармонии с природой и незримо для человека. Они чтили природу и хранили планету. Теперь они вынуждены отправить к людям послов, чтобы вместе спасти планету от экологической катастрофы.

Встречайте их: Леда хранимир из рода Водных, обдаст ливнем. Оглушит громом. Поцарапает льдом. При этом надёжный друг, если смириться с погодными изменениями её настроения.

Дубыня – хранимир Горного рода, внутри крепкого и сильного тела скрыто огромное сердце, широкая душа и сто килограммов доброты. Понимает язык птиц и зверей.

Хруль – хранимир Лесного рода, натура тонкая и впечатлительная. Предпочтет вырастить и обнять кактус, нежели ввязаться в драку. 

Малаша – хранимир рода Вездесущих – самая мудрая и самая загадочная. Владеет магией высшей ступени. Лекарь и травница.

Велияр – хранимир из рода Воздушных. Он в поиске себя и той силы, что поможет «разрушить стены и поставить паруса». Умеет летать, растворяться в воздухе и управлять ветрами.

Мать-Земля – Макошь.

Макошь: Я в ярости! Я в гневе! Я задыхаюсь! Я отравлена! Я у-ми-ра-ю! Я в бешенстве от бесчинства людей! Они решили, что человек – главный на планете! Думают, что им позволено засорять и разрушать, отравлять и жечь, выкачивать и осушать. Даю вам, мои Хранимиры, 50 лет, чтобы объяснить людям то, что они уничтожают свой собственный дом! Если люди не изменятся, я уничтожу всех! Я буду готова переродиться!

Леда: Дорогие ребята! Нашей планете Земля грозит беда! Виновник этой смертельной беды – человек. Человек засоряет реки, моря и океаны.

Дубыня: С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!

Хруль: Он придумал смертоносные яды, чтобы убить насекомых-вредителей, удобрения, чтобы сделать урожай богатым и отравил землю.

Велияр: Созданные им автомобили заполонили улицы и отравляют воздух выхлопными газами.

Малаша: Человек вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю слоем мусора. Наша Земля в опасности!!! Нам всем надо задуматься, что каждый из нас может сделать, чтобы спасти нашу планету!!! И вместе мы сможем предотвратить экологическую катастрофу.

Сценка «Мусорные монстры»

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие по экологической тропе. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу.  Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. А Хранимиры будут помогать вам. (Капитанов просят подойти к столу и получить путеводитель). Итак, в добрый путь! (Организаторы конкурсов на станциях ставят отметку после прохождения задания в маршрутный лист, в путеводителе (наклейку-смайлик, солнышко, звездочка…)

    ЗОНА «ЛЕСНЫЕ»: http://www.lytkarino.com/wp-content/uploads/06.png

Ребят встречает хранимир рода Лесных – ХРУЛЬ.

Оформление зоны: баннер с названием рода «Лесные» и изображением Хруля, названия станций, 2 стола, фигурки зверей из фанеры – лиса, крот, белка, птичка, зайчик, гнездо, нора, домик для белки, карточки с заданиями.

1. ИГРА-РАЗМИНКА
Хруль: Ребята, приветствую вас от рода «Лесных». Как вы уже знаете, я – Хруль, Хранимир рода «Лесных». Для начала я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то вы говорите «нет»! 

Если я приду в лесок 
И сорву ромашку? (нет) 

Если съем я пирожок 
И выброшу бумажку? (нет) 

Если хлебушка кусок 
На пеньке оставлю? (да) 

Если ветку подвяжу, 
Колышек подставлю? (да) 

Если разведу костер, 
А тушить не буду? (нет) 

Если сильно насорю 
И убрать забуду? (нет) 

Если мусор уберу, 
Банку закопаю? (да) 

Я люблю свою природу, 
Я ей помогаю! (да)

1.1 «ВОСКРЕСЕНЬЕ В ЛЕСУ» (рассказ с ошибками)

Хруль: - Ребята, послушайте экологический рассказ “Воскресенье в лесу” и найдите в нём ошибки.

Воскресенье в лесу
(Экологический рассказ)

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы всё же решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Коля повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Коля решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.
        Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» — закричал Коля и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, — это уж». «Все равно гадина!» — ответил Коля.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции.
ОШИБКИ:
1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные грибы не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибы-деревья”.
3. Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки.
4. В жаркую погоду разводить костры вообще запрещается, тем более без присутствия взрослых.
5. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается за 220 лет).
6. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
7. Трогать яйца птиц не следует — птица может не сесть на яйца.
8. Брать зверя и птенцов из леса в город не надо; если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова отвезти их в лес.
9. Не следует что-либо проталкивать в муравейник — нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
10. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно — в него может попасть молния.
11. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
12. Луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных цветковых растений недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

1.2 КРЕСС-КРОССВОРД «НАСЕКОМЫЕ»

Найдите в таблице 13 названий насекомых. Названия могут располагаться по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Их можно прочитать как справа налево, так и слева направо, сверху вниз, а также снизу вверх.

М

У

К

Е

С

Ы

В

А

А

Л

Г

Д

Ж

М

У

А

П

А

Р

О

С

К

Н

У

С

Р

Ш

У

Х

У

Р

З

О

Ш

У

Р

С

В

Т

М

В

Г

А

А

Щ

Н

Л

З

Т

Е

Е

Ь

Е

С

О

В

Н

Ш

П

Б

Н

Е

Н

Р

А

Л

К

Ь

А

Ч

Л

А

Щ

Е

П

И

Ч

Л

Ь

Й

Е

В

А

Р

У

М

Ч

И

Ц

О

Е

Р

А

М

О

К

Ц

К

Ь

И

К

А

К

Ч

В

А

П

Р

О

Л

Д

Ж

К

А

Ь

А

П

Й

Ц

П

О

Н

Г

Ш

Щ

З

М

Т

Р

И

Ф

Ы

А

Л

П

А

К

Ч

О

Б

А

Б

И

Я

Ч

В

Д

А

П

Р

Л

Л

У

Ы

И

Т

С

Т

Р

Е

К

О

З

А

Ц

В

Б

Ю

Ж

Ответы: стрекоза, муха, муравей, кузнечик, саранча, гусеница, комар, пчела, шмель, бабочка, сверчок, паук, оса.

1.3 «ПОМОГИ НАЙТИ ДОРОГУ К ДОМУ ЖИВОТНОМУ»

Ребята, в лесу произошёл пожар и животные не могут найти свой дом, помогите найти дом белке, лисе, ёжику и птичке.

ЗОНА «ВОЗДУШНЫЕ»https://hranimiry.ru/upload/resize_cache/iblock/710/1000_1000_1/%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%8B-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE%20(3).jpg

                                     (встречает Велияр)

 Оформление зоны: баннер с названием рода «Воздушные» и изображением Велияра, с названиями станций, 3 стола, баночки с различными запахами, карточки с заданиями, воздушные шарики, пакеты полиэтиленовые, перчатки резиновые.

Велияр: Приветствую вас, ребята, от рода «Воздушных». Я – Велияр. Воздух окружает нашу планету Земля, им дышат люди, животные и растения. Воздух есть вокруг нас и внутри, он не имеет вкуса и цвета, его невозможно увидеть и потрогать. Я предлагаю вам викторину.

1.1 «ЛЕТАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА»

(заготовить вопросы на карточках, подготовить к некоторым заданиям картинки)

Страсть к полетам была у человека всегда. С давних времен люди хотели подняться в воздух. Любым способом. На воздушном змее, самодельных крыльях, воздушном шаре, а теперь на самолетах и вертолетах. Эра воздухоплавания началась очень давно. Позже появилась авиация. Так что же это такое – ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ и АВИАЦИЯ?

  1. Что такое воздухоплавание:

А) Летание на аппаратах легче воздуха;

Б) Летание на аппаратах тяжелее воздуха;

В) Летание на мётлах.

Вот в чем их разница! АВИАЦИЯ – летание на аппаратах тяжелее воздуха. Воздушные шары поднимаются в небо из-за нагретого газа, а самолеты – за счет реактивной тяги.

  1. Почему самолёт назвали самолётом?

А) Просто так;

Б) Он сам летает;

В) Он сам падает.

  1. Как вы думаете, что изобрели первым?

А) Парашют;

Б) Воздушный шар;

В) Самолёт.

Думаю, вы удивлены. Я сама не ожидала, но это так. Как я говорила, люди давно хотели летать, и первые их изобретения для полета очень напоминали современный парашют. Например, император Древнего Китая спрыгнул с чердака, подвесившись к двум большим шляпам… и остался жив.

Люди так хотели летать, что придумывали сказки, мифы и легенды о героях, покоривших небо. Один из них знают многие, но все ли?

  1. Кто в Древней Греции построил крылья?

А) Икар;

Б) Геракл;

В) Дедал.

  1. Герой мультфильма «Вокруг света за 80 дней» Вилли Фок летел на…

А) Воздушном шаре;

Б) Воздушном змее;

В) Аэроплане.

  1. В какой сказке человеком, прилетевшим на воздушном шаре, украсили торт?

А) Три медведя;

Б) Три толстяка;

В) Три желания.

  1. На чём летал Алладин в сказке «Волшебная лампа Алладина»?

А) На джине;

Б) На диване;

В) На ковре.

  1.  «ЧЕМ ПАХНЕТ ВОЗДУХ» (свойства воздуха) 

(заготовить баночки с различными запахами)

− Ребята сделайте вдох, через нос, выдох.

− Чем пахнет воздух? Чувствуете какой-нибудь запах?

Итог: воздух не имеет запаха.

− Я каждому раздам баночки, что лежит внутри, вы не знаете, но можете угадать по запаху. (В баночках долька лимона, апельсина, огурца, лука, чеснока и просто пустая баночка.)

  1.  «ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВОЗДУХЕ».
  • Ребята, а вы знаете, что, пятую часть потребляемого воздуха вырабатывают зеленые насаждения, за что их и называют «легкими планеты». Самой крупной «кислородной фабрикой» на Земле считаются амазонские джунгли. Около 20 процентов кислорода, который составляет основу вдыхаемого нами воздуха, вырабатывают леса, большинство из которых произрастает в Амазонии – территории вдоль реки Амазонки.

        Тайгу так же называют «лёгкими планеты». Так что воздух Земле необходим.

  • Воздух в помещении в среднем в 30 раз грязнее, чем на улице.
  • Страна с самым чистым воздухом – Швейцария, а самая грязная – Китай.
  • Что такое воздух?

Воздух — это смесь газов азота, кислорода и углекислого газа. Воздух нас окружает везде: на улице и в помещениях. Воздух проникает во все щели и трещины, он есть под землёй, в почве и в воде. Воздух — это часть неживой природы.

Опыт с задержкой дыхания: без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.

Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании?

Каждой клетке нашего организма нужен кислород. Почти мгновенно без кислорода погибают клетки мозга, останавливается сердце, начинают разрушаться другие органы. Ежедневно человек делает в среднем 22 тыс. вдохов и выдохов. В среднем взрослый человек ежедневно потребляет около 20 кг воздуха.

  • Состав воздуха

https://fs01.infourok.ru/images/doc/99/118252/img4.jpg

  • Можно ли поймать воздух?

А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается, да. Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета или перчатки. Сначала широко раскроем пакет или перчатку. Воздух, ничего не подозревая, заберётся внутрь. Тут-то мы быстро закрутим края пакета. Вот пакет раздулся. Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка всё равно здесь.

  • Океан, которого нет на глобусе и на карте?

Воздушный океан, окружающий нашу планету, называется атмосферой.

Ребята, давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы! Всего вам доброго!!!

              

            ЗОНА «ВОДНЫЕ»:https://hranimiry.ru/upload/resize_cache/iblock/cf7/165_165_2/cf7b6f502e60e28adb27b9b1b793d03e.png

             (встречает Леда)

   Оформление зоны: баннер с названием рода «Водные» и изображением Хранимира - Леды, с названиями станций, столы, карточки с заданиями, ручки.

1.1 КРОССВОРД «ВОДА»

 По вертикали:

1. Очень большой водоем. (Океан)

2. Речной обитатель с клешнями. (Рак)

3. Хищница. (Акула)

4. Суп из рыбы. (Уха) 

5. Знаменитая минеральная вода. (Нарзан)

6. Древнейшее, самое глубокое озеро в мире с самой чистой водой. (Байкал)

https://kladraz.ru/images/vm29.jpg

1.2 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ВОЛШЕБНИЦА - ВОДА». 

По картинкам выбрать правильные ответы на вопросы о свойствах и охране воды.

1.3 КАНАЛ ИМЕНИ МОСКВЫ.

1. Назовите большой ближайший водный объект нашей местности.

2. Как называется канал сейчас? Когда был открыт канал? (15 июля 1937г.)

3. Какие реки он соединяет? Как назывался вначале канал? (Москва-Волга)

4. Это естественный или искусственный водный объект?

Длина - 128 км. В 1947 г. в связи с 800 – летием Москвы переименован в канал имени Москвы.  Назовите функции канала? Про него говорят «Поит, снабжает и освещает Москву».

4. (дополнительное)

https://voronovairina.files.wordpress.com/2017/05/ovo7ypwptjy.jpg

5. (дополнительное) «Путаница»

- Посмотрите на эти семь слов, в которых перепутались буквы. Какие рыбы в них спрятались?

1. ТОРЁС – осётр;

2. БОВАЛ – вобла;

3. МЛИНА – налим;

4. ГЁМАС – сёмга;

5. ЦЫБЕР – рыбец;

6.ЗНААС- сазан;

7. ДУКСА – судак.

6. Назвать сказки о воде, водных обитателях и т.д. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Садко», «По щучьему велению», «Русалочка», «Сказка о попе и работнике его Балде».) 

   ЗОНА «ВЕЗДЕСУЩИЕ»: http://www.lytkarino.com/wp-content/uploads/06.png

     (встречает Малаша)

Оформление зоны: баннер с названием рода «Вездесущие» и изображением Хранимира – Малаши, с названиями станций, столы, карточки для теневого лото, карточки с заданиями, контейнеры для сортировки мусора, карточки разного «мусора», картинки, ткань, ножницы, нитки.

  1. «ПРИРОДНАЯ АПТЕКА» - «Теневое лото»;
  2. «ГЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКА» - «СОРТИРОВКА МУСОРА»;
  3. «ТАЙНА ТАЛДОМСКОГО КРАЯ» + изготовление журавлика из ткани.  
  1. «Тайна Талдомского края»

Историческая справка

Талдомский район – это самый северный район Московской области, расположенный в 111 километрах от Москвы. Район граничит с Дмитровским и Сергиево-Посадским районами Московской области. Рядом находится город Дубна.

На территории Талдомского района имеются городские поселения Вербилки, Запрудня, Северный, Талдом.

  C:\Users\User\Desktop\Coat_of_Arms_of_Verbilki_(Moscow_oblast).png     C:\Users\User\Desktop\Coat_of_Arms_of_Zaprudnya_(Moscow_oblast).png     C:\Users\User\Desktop\Coat_of_Arms_of_Severniy_(Moscow_oblast).png       C:\Users\User\Desktop\Coat_of_Arms_of_Taldom_(Moscow_oblast).png

Вербилки     Запрудня   Северный      Талдом

По территории Талдомского района протекают реки Дубна и Хотча, которые являются притоками Волги.

          C:\Users\User\Desktop\s1200 (1).jpg               C:\Users\User\Desktop\SOL_5199.jpg

            Река Хотча                              Река Дубна

На границе Талдомского и Дмитровского района проложен в 1937 году канал имени Москвы.

C:\Users\User\Desktop\IMG_1665.jpg

 Канал имени Москвы

Талдомский район небогат полезными ископаемыми, но имеются торфяные разработки.

Талдомский район известен заказником «Журавлиная родина», крупнейшим в Центральной России местом предотлётного скопления серых журавлей.

Журавлиная родина - это государственный природный заказник регионального значения в Талдомском и Сергиево-Посадском районах Московской области. Расположен он на территории Дубненского болотного массива. Этот заказник получил своё название по одноимённой повести Михаила Михайловича Пришвина, написанной об этих местах.

C:\Users\User\Desktop\Пришвин-М.-А.-писатель-892x1024.jpg

 М.М. Пришвин

Сейчас здесь сохраняются места обитания редких видов животных и растений, это места остановок водоплавающих и журавлей на перелёте.

Серый журавль – это та самая птица, чьи курлыкающие, тревожащие душу крики, мы слышим весной и осенью высоко-высоко в небе. Это та самая птица с длинными ногами и длинным клювом, что выступает героем песен, стихов, сказок и народных поверий.

C:\Users\User\Desktop\image.jpgC:\Users\User\Desktop\IMG_9153.jpgC:\Users\User\Desktop\Booklet-Common-Crane-small.jpg

Серый журавль

Вопросы:

1.        Соберите герб Талдомского района.

2.        Какие крупные поселения городского типа имеются на территории Талдомского района?

3.        Какие реки протекают по территории Талдомского района?

4.        Какие полезные ископаемые скрыты в недрах Талдомского края?

5.        Кто автор повести «Журавлиная родина»?

6.        Подумайте и отметьте, кого или что сохраняют в заказнике «Журавлиная родина»?

C:\Users\User\Desktop\image.jpg       C:\Users\User\Desktop\s1200 (2).jpg        C:\Users\User\Desktop\DFggZXzXYAApzs2.jpg

C:\Users\User\Desktop\s1200 (5).jpg       C:\Users\User\Desktop\setwalls.ru-80015.jpg       C:\Users\User\Desktop\s1200 (3).jpg

C:\Users\User\Desktop\s1200 (4).jpg           C:\Users\User\Desktop\brusnika-yagodki.jpg         C:\Users\User\Desktop\Volche-lyko.jpg

C:\Users\User\Desktop\Creative_Wallpaper_Factory_tubes_030361_2.jpg          C:\Users\User\Desktop\owl_bird_predator_grass-994281.jpg!d        C:\Users\User\Desktop\1520858421_5.jpg

   ЗОНА «ГОРНЫЕ»:https://recyclecdn-a.akamaihd.net/main/3/36bbe945dc08c7c4daffac3d23d02a69.png

   (встречает Дубыня)

Оформление зоны: баннер с названием рода «Горные» и изображением Хранимира - Дубыни, с названиями станций, веревка, паук, колокольчики, кубики, 5 палок, коробка, лыжи деревянные, чемодан с кодовым замком, записка с шифром, фото с примерами нарушений равновесия в природе (Китай, Норвегия, Аральское море), пазлы с горными видами для «Паутины».

Действие: 
Хранимир представляется, вводит ребят в горную тематику, дает задания на доверие, взаимопонимание, сплоченность.  Прохождение «Паутины» «паровозиком», держась за руки, друг за другом, не задев верёвки, далее в игровой форме предлагает разобрать горный завал, рассортировав горную породу с помощью палок, совместная работа (задание на развитие взаимодействия). Затем ребята встают всей командой на лыжи и проходят определённое расстояние, а затем решают экологический ребус «Чемодан», разгадав который, находят в чемодане экологические принципы.

  1. ОБВАЛ НА ГОРНОЙ ТРОПЕ 

Дубыня: Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, где на Земле можно найти больше всего камней? (в горах).  Правильно, молодцы! И я приветствую вас от рода «Горных». «Лучше гор могут быть только горы…» Ну, разве можно не согласиться с Владимиром Высоцким. Ведь горы являются одним из самых величественных чудес природы на планете Земля. Горы – устраивают проверку человеческим качествам. Они проверяют человека на смелость и выносливость. Горы учат достигать своих целей. В горах ты сразу можешь понять кто – друг, а кто – враг. Поэтому у нас на станциях вы покажете, как вы можете работать командой, дружные вы или нет? И сейчас для вас задание, надо разобрать горный завал, рассортировав горную породу с помощью палок. (Собрать, разбросанные по поляне кубики палками, каждый член команды берет в руки палку и нужно только при помощи этих палок собрать кубики в коробку, работая совместно). 

Дополнительно: Горные загадки

Я гнездо орла искал, 
На вершине острых…(Скал) 

Горной ямы берегись, 
Тут сорваться страшно! 
И легко свалиться вниз,  
Как с высокой башни…(Пропасть)

Выше я, чем все соседки- 
Горные вершины. 
Для меня совсем не редки 
Снежные лавины…(Пик)

Мы шли к ней длинным перевалом,
Завал, штурмуя за завалом.
Потом карабкались на кручу,
Набрав камней в ботинки кучу.
И вот взошли на пик, ура!
Ты покорилась нам…
(Гора).

У подножия вершины, 
Есть зелёные…(Долины) 

Горной ямы берегись, 
Тут сорваться страшно! 
И легко свалиться вниз,  
Как с высокой башни…(Пропасть)

  1.   «ПАУТИНА» + ПАЗЛЫ С ГОРНЫМИ ВИДАМИ (или загадки «Уральские самоцветы»);

 C:\Users\User\Desktop\img_small.jpg

Дополнительно: Загадки «Уральские самоцветы»

  • В нем застыл зеленый камень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивший Урал?      (Малахит)

  • По твердости, по блеску, по всему

Меж самоцветов равных нет ему.

Велик ценой, хотя размером мал.

Скажите, как зовется минерал?         (Алмаз)

  • Он цветами прорастает,

Как искорка, его кристалл сверкает

Он то прозрачен, то слегка с дымком.

Вам с детства самоцвет такой знаком

Похож он с виду чуточку на лед,

Кто без ошибки камень назовет?      (Горный хрусталь)

  • Камень набережных и площадей

Он – фундамент массивных домов

И в руках у умелых людей

Украшенье больших городов.

Он громадами радует взор,

Составляя величие гор,

Этот камень не трудно узнать.

Постарайтесь его мне назвать.          (Гранит)

  • Вот удивительный кристалл

Он зелень всю в себя вобрал.

По всем статьям красив, хорош,

Годится в серьги, перстень, брошь.

В лучах искрится и горит,

Кто камень сей определит?                 (Изумруд)

  1.  ЛЫЖИ+РЕБУС ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ     http://www.divitravel.com/Images/images/team1.jpg

Ребята, вы находитесь в гостях у рода «Горных». А горы – это преодоление трудностей, подчас связаных с опасностью для здоровья и жизни. Ребята, а как вы думаете, с какими трудностями может встретиться человек в горах? (холод, нехватка кислорода, может сорваться). В горах проверяется человек. Может ли он справляться с трудностями, настоящий ли он друг. А вы дружная команда? Сейчас я это проверю, ведь в горах необходимо дружеское плечо, поддержка, умение работать слаженно.

«Лыжи»

Ребус экологический

Задание «Чемодан»: чемодан закрыт на кодовый замок. К чемодану привязана коробочка с крупами и запиской «Горох, рис, гречка, фасоль». Нужно подсчитать количество крупинок и узнать номер кодового замка. В чемодане главные «экологические законы» - листки с надписью: «Ничто не дается даром». «Все связано со всем». «Все должно куда-то деваться». «Природа знает лучше».

У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну, а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?
Примерные ответы детей:
- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
- В природе всё находится в равновесии, всё связано.
- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.
Ведущий.: Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?
Примерные ответы детей:
- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.
- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.

Дополнительно: Шифровка Цезаря (ключ +2)

ЛЮХЛЖ  П  ПГЯЭ    (НАЧНИ С СЕБЯ)

Шифровка Цезаря (ключ +3)

ЛТНЭКЪПЧ  МНЁНЛБР – ЕКЭФЁП  ЛТНЭКЪПЧ  НЛБЁКР

(ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ) М.ПРИШВИН  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После прохождения всех станций ребята возвращаются к зоне «Старт», где их встречает мать-земля Макошь.

Макошь: Спасибо, ребята, порадовали меня сегодня. Хранимиры рассказали мне, что вы проделали огромную работу, смогли проявить свои знания, продемонстрировать способности. Вы были активными, работали в командах дружно, все старались. Вижу, что вы действительно юные экологи и вот вам мой главный наказ: Берегите природу!

Хочу подарить вам ключи от сундука. Прошу подойти ко мне капитанов команд. Вам нужно подобрать ключи к замкам. Откройте и посмотрите, что там?  Коли у вас каменные сердца, вы увидите там булыжники, коли жадные – пепел увидите, а если чистые и добрые у вас помыслы, то там обнаружите то, без чего на свете жизни нет. До встречи с вами на нашей кухне!!!

 (В сундуке – бутылочки с питьевой водой+медаль-шоколадка, на каждой бутылочке)

Макошь: Ребята, я вижу, что у вас чистые и добрые помыслы. И вы нашли в сундуке то, без чего на свете жизни нет. Это, конечно же – вода. Без воды жизни нет! А медаль - символ солнца. Солнце нам также необходимо.

Ведущий: Вот и подошел самый волнительный момент - награждение. Слово для подведения итогов и награждения участников предоставляется …

Вручение грамот капитанам, наградного кубка, памяток с советами от Хранимиров и карманных книжек-памяток «Сохранение редких видов».  Мы заканчиваем нашу встречу. Я желаю вам хороших знаний по экологии, доброго отношения с природой, и чтобы в вашей жизни не было ни экологических угроз, ни экологических катастроф. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Ваши сердца должны отозваться. Другой планеты у нас не будет! И давайте вместе с вами споем песню «Давайте сохраним!». На этом наше сегодняшнее мероприятие заканчивается. Всего вам доброго! Успехов! До новых встреч! 



Предварительный просмотр:

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

«Спасём Землю вместе

с Хранимирами»

       

        Их не увидеть. Не услышать. Не почувствовать. Если только… они сами не откроются тебе.

        Хранимиры – магический народ. Они появились на Земле задолго до человека. Они чтили природу и хранили планету. Давным - давно они дружили с людьми. Помогали, лечили, делились знаниями и мудростью. Но люди развивались, и в итоге технический прогресс унёс их в шумные и загрязнённые города. Хранимиры же ушли в заповедные леса, просторные степи, голубые льды. Остались верны себе и природе.

        Дороги хранимиров и человека разошлись. И нам бы никогда не узнать об их существовании. Но пришла беда! Наша планета, сама Мать-Земля гибнет! Ей больше невыносимо то, что человечество творит с природой и ресурсами. Она засорена, она задыхается. Сама жизнь на Земле в опасности!

        Исполняя древнее пророчество, пять хранимиров идут к людям с миссией. И теперь только союз людей и хранимиров может уберечь всё живое и спасти нашу планету! 

ЛЕДА – ХРАНИМИР ИЗ РОДА ВОДНЫХ.

КРАСИВАЯ И ДЕРЗКАЯ. УПРАВЛЯЕТ МАГИЕЙ ВОДЫ.

П/П

ЗАДАНИЕ

ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ

1.

Кроссворд

«Вода»

2.

Интеллектуальная игра

«Волшебница вода»

3.

Путешествие по водным артериям Талдомского края

ВЕЛИЯР – ХРАНИМИР ИЗ РОДА ВОЗДУШНЫХ.

ЛИДЕР. УМЕЕТ ЛЕТАТЬ И РАСТВОРЯТЬСЯ В ВОЗДУХЕ.

П/П

ЗАДАНИЕ

ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ

1.

«Чем пахнет воздух»

2.

«Летающая викторина»

3.

«Интересные факты о воздухе»

МАЛАША – ХРАНИМИР ИЗ РОДА ВЕЗДЕСУЩИХ.

САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ, МУДРАЯ И ЗАГАДОЧНАЯ. ЛЕКАРЬ.

П/П

ЗАДАНИЕ

ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ

1.

«Тайны Талдомского края»

2.

«Природная аптека»

3.

«Генеральная уборка»

ХРУЛЬ – ХРАНИМИР ЛЕСНОГО РОДА.

НАТУРА ТОНКАЯ И ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНАЯ. МОЖЕТ В

МГНОВЕНИЕ ОКА ВЫРАСТИТЬ ЦВЕТОК.

П/П

ЗАДАНИЕ

ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ

1.

Кресс-кроссворд «Насекомые»

2.

«Помоги зверю найти дорогу

домой»

3.

«Воскресенье в лесу»

ДУБЫНЯ – ХРАНИМИР ГОРНОГО РОДА.

СИЛЬНЫЙ, НАДЕЖНЫЙ И ДОБРЫЙ.

ПОНИМАЕТ ЯЗЫК ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ.

П/П

ЗАДАНИЕ

ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ

1.

«Паутина»

2.

«Горный обвал»

3.

«Лыжи»



Предварительный просмотр:

Советы Леды и рода Водных:  Не загрязняйте водоёмы 🌊. Бытовой мусор, попавший в пруды, реки, озера очень сильно вредит обитателям водоёмов. Канализационные и промышленные стоки нарушают экологическое равновесие и делают условия непригодными для жизни рыб, моллюсков и прочих водных животных. Прочитайте «Хранимиры. Живая вода»  Экономно относитесь к водопроводной воде 💦. Чистая питьевая вода – очень ценный ресурс, к которому надо относиться бережливо. Также не стоит забывать, что в процессе водоподготовки, т.е. доведения воды из природного источника до необходимых гигиенических стандартов, затрачивается много ресурсов. Поэтому нужно использовать минимально необходимое количество для уборки, умывания, душа и пр.  Занимайтесь благоустройством водоёмов. Не отказывайтесь от участия в организованных субботниках по очистке берегов водоемов, благоустройству родников. Чистая и аккуратная территория не только приятна глазу: ваш труд непременно оценят животные, 🐙🦐🐟 заселив водоём.  #хранимиры #живаяпланета #мир #правила #простыеправила #реки #водоемы #береги #берегиприроду #берега #вода #хранимиры #бытьлучше #начниссебя #тызнаешь  #важноСОВЕТЫ ХРАНИМИРОВ

                   СОВЕТЫ ЛЕДЫ И РОДА ВОДНЫХ:

НЕ ЗАГРЯЗНЯЙТЕ ВОДОЁМЫ.  Бытовой мусор, попавший в пруды, реки, озера очень сильно вредит обитателям водоёмов. Канализационные и промышленные стоки нарушают экологическое равновесие и делают условия непригодными для жизни рыб, моллюсков и прочих водных животных.

ЭКОНОМНО ОТНОСИТЕСЬ К ВОДОПРОВОДНОЙ ВОДЕ. Чистая питьевая вода – очень ценный ресурс, к которому надо относиться бережливо. Также не стоит забывать, что в процессе водоподготовки, т.е. доведения воды из природного источника до необходимых гигиенических стандартов, затрачивается много ресурсов. Поэтому нужно использовать минимально необходимое количество для уборки, умывания, душа и пр.

ЗАНИМАЙТЕСЬ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ВОДОЁМОВ. Не отказывайтесь от участия в организованных субботниках по очистке берегов водоемов, благоустройству родников. Чистая и аккуратная территория не только приятна глазу: ваш труд непременно оценят животные, заселив водоём

https://hranimiry.ru/upload/resize_cache/iblock/5b7/165_165_2/5b7e3b136463c389e3546fe3a6757390.png              СОВЕТЫ ДУБЫНИ И РОДА ГОРНЫХ:

НЕ ЛОВИТЕ ЖИВОТНЫХ РАДИ ЗАБАВЫ, И ДАЖЕ РАДИ ИССЛЕДОВАНИЯ (бабочек, кузнечиков, улиток, лягушек, ящериц и пр.). Рассмотрите их в природе, сделайте фотографии или рисунки. Не составляйте коллекций.

ПОМНИТЕ, ЧТО НЕ БЫВАЕТ «ПЛОХИХ» И «ХОРОШИХ» ЖИВОТНЫХ. В природе абсолютно все и животные, и растения, и грибы нужны. Например, «плохой» комар служит пищей для насекомоядных птиц и лягушек, а на мышей охотятся хищные птицы, обликом которых все восхищаются. Не надо стремиться истребить мышей, кротов, муравьев или ос на своем участке: все эти организмы являются звеньями пищевых цепочек.

ПОСЕЩАЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: ЗАПОВЕДНИКИ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ, ЗАКАЗНИКИ И ПР. СОБЛЮДАЙТЕ ПРИРОДООХРАННЫЙ РЕЖИМ. Строго выполняйте правила, предписанные администрацией и законом «Об особо охраняемых природных территориях». Относитесь с пониманием к жестким запретам и ограничениям (например, на разведение костров, или посещения отдельных, «самых заповедных» уголков). Это поможет сохранить природное богатство и видовое разнообразие, поддержать комфортные условия для животных и растений. Прочитайте «Хранимиры. Заповедная земля».  

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=097d946d5ac233f0664058c8e2c1991c&n=13СОВЕТЫ ХРУЛЯ И РОДА ЛЕСНЫХ:

БЕРЕГИТЕ ЛЕС ОТ ПОЖАРА! Леса – это наше богатство. Не только непотушенный костёр, спичка или окурок могут стать причиной лесного пожара. В сухую, жаркую погоду выброшенная стеклянная бутылка может служить линзой, сфокусировать солнечные лучи и привести к возгоранию.

ПРИХОДИТЕ В ЛЕС, КАК В ГОСТИ.  Соблюдайте правила поведения в лесу. Не нарушайте покой хозяев – обитателей леса громкими звуками.

https://hranimiry.ru/upload/resize_cache/iblock/710/1000_1000_1/%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%8B-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE%20(3).jpgНЕ ПРЧИНЯЙТЕ ВРЕДА РАСТЕНИЯМ. Не собирайте букетов – любуйтесь красотой и сохраняйте её для других. Не ломайте ветки на деревьях и кустах – вы наносите им травму, особенно опасно это для молодых растений, которые только формируют крону. Не повреждайте кору деревьев – через повреждённую поверхность может попасть инфекция, так же как и у людей через рану.

СОВЕТЫ ОТ ВЕЛИЯРА И РОДА ВОЗДУШНЫХ

НЕ ПОДЖИГАЙТЕ СУХУЮ ТРАВУ, ЛИСТЬЯ.  Пал травы очень опасен, поскольку может привести к пожару. Кроме того, прошлогодняя сухая трава и листья, разлагаясь обогащают почву органическими веществами, повышая её плодородие. На выгоревших участках земли погибают от высоких температур почвенные обитатели и сгорают хранившиеся до весны семена растений.

НЕ ЖГИТЕ БЫТОВОЙ МУСОР.  В бытовом мусоре много синтетических материалов, которые при сгорании выделяют токсичные вещества. Некоторые из них очень опасны.

ВЫБИРАЙТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ пешею прогулку ЧИСТЫЙ ТРАНСПОРТ: если у вас есть выбор, отдайте предпочтение велосипеду или работающему на электричестве транспорту. Или совершите пешую прогулку.

  https://hranimiry.ru/upload/resize_cache/iblock/5c6/165_165_2/5c60acf47749f901c3b103d65ab115c0.pngСОВЕТЫ ОТ МАЛАШИ И РОДА ВЕЗДЕСУЩИХ

ИЗУЧАЙТЕ ЭКОЛОГИЮ: ставьте эксперименты вместе с учителями и друзьями, проводите исследования. Старайтесь постоянно углублять свои биологические и экологические знания: они помогут вам принимать грамотные и экологически обоснованные решения.

ПРОПАГАНДИРУЙТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: делитесь своими знаниями с друзьями, с родственниками, соседями. Вы можете, например, подсказать родителям, как наладить дома раздельный сбор мусора и найти в Интернете адрес пунктов сбора сырья для вторичной переработки. Помогоай своим близким вести экологичный образ жизни, вы поможете природе.

САМЫЙ ВАЖНЫЙ И САМЫЙ СЛОЖНЫЙ СОВЕТ: в мире более 7 милиардов человек, а ресурсы планеты ограничены. Вспоминайте об этом, всякий раз, когда просите у родителей что-то новое, остромодное. Ведь когда у вас появляется новая вещь, например, телефон или одежда, старое вы выбрасываете. Наша задача не донести мусор до помойки, а уменьшить его количество, снизив нагрузку на природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка познавательно-игровой программы "Как на Руси Новый год отмечали"

Данный материал позволяет в игровой форме учащимся начальной школы познакомиться с традициями встречи Нового года на Руси....

Методическая разработка познавательно-игровой программы "Как хорошо, что есть театр!"

Данное мероприятие позволяет в игровой форме познакомить детей с историей создания театра и с театральными профессиями....

Методическая разработка спортивно-игровой программы "Хотим быть здоровыми"

Данная спортивная программа включает в себя 6 конкурсов - эстафет ,развивающих быстроту,ловкость,формируют здоровый образ жизни,воспитывают чувство товарищества....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Познавательно-игровая программа «Школа юного космонавта» (для учащихся 1-3 классов)

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); }   МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Познавательно-игровая...

Методическая разработка сценария игровой программы для школьников "Осенняя сказка"

Данный сценарий игровой программы подходит для классных руководителей , педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования. Материал рассчитан на возраст начальной и даже основной школы....

Методическая разработка сценария игровой программы "День рождения в кругу друзей"

День рождения самый любимый праздник каждого человека с детства. Долгожданные подарки и поздравления, сюрпризы и  волшебство ждут именинника в этот день. Вашему вниманию предлагается цикл ...

Методическая разработка сценария выпускного праздника для учащихся 6 лет, прошедших обучение по комплексной программе «Планета творчества»

Ежегодный праздник выпускников отдела – это кульминация учебной деятельности, которая ведется в течение четырех лет. Приходя к нам несмышлеными малышами – плохо говорящими и плохо понимающими даже г...