Разработка мероприятия "День Зиновия - синчника"
план-конспект занятия (3 класс)

Внеклассное мероприятие "День Зиновия - синичника" или "Синичкин день"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_zinoviya_-_sinichnika.doc618 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лапшинская основная общеобразовательная школа»

Сценарий

мероприятия

для учащихся 1 – 4 классов

                                             

                                             

                                             Подготовила  

                                                                   Скрябина Надежда Владимировна

                                                 

                                                       

Наша Лапшинская школа одна из самых старых школ района. Фасад школы украшают огромные кусты сирени, которые в любое время года привлекают взгляды прохожих: весной - своим буйным цветением, летом -густой зеленью, а поздней осенью и зимой - количеством прилетевших на них птиц.

Учащиеся школы вот уже не один год развешивают на ветвях сирени кормушки, которые сделали сами или совместно с родителями и учителями.           Какова же была радость детей, когда на кормушки прилетели красногрудые снегири, хотя скорее всего их привлекли семена сирени. А в этом году дети еще больше убедились в необходимости подкармливать птиц, когда среди привычных гостей: воробьёв, синиц, сорок -  увидели соек и даже дятлов, которые считаются лесными птицами. Утром до занятий и во время большой перемены дети пополняют птичьи столовые кормом.

Чтобы привлечь большее количество детей к этому важному делу, пробудить у них чувство ответственности перед «братьями своими меньшими», 12 ноября дан старт акции «Поможем птицам пережить зиму», которая начинается праздником «Синичкин день или день Зиновия – синичника».  

Сценарий мероприятия

Цель мероприятия. 

             Привлечь большее количество детей к помощи птицам в трудное зимнее время,                 пробудить у них чувство ответственности перед «братьями своими меньшими».

Задачи мероприятия:

а) образовательные:

  • расширить знания детей о многообразии пернатых;
  • научить выделять признаки сходства и различия у птиц;
  • формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц;

б) развивающие:

  • развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц;  
  • способствовать развитию любознательности и наблюдательности;

в) воспитательные:

  • прививать любовь и бережное отношение к родной природе;
  • воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам;
  • воспитывать положительные качества характера;

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего праздника. Сегодня праздничное заседание клуба «Юный эколог» мы посвящаем дню Зиновия – синичника.

 Как прекрасен окружающий нас мир. Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов.  Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Многие насекомоядные птицы с наступлением холодов улетают в более тёплые края, но не все. Часть птиц остаётся на зимовку. Они продолжают своё полезное дело: извлекают вредных насекомых и их личинок, зимующих в щелях деревянных строений, в трещинах и под корой деревьев и истребляют их. В летнее время основной рацион птичьего питания  состоял из насекомых, семян различных трав и  плодов. Но с наступлением холодов рацион сокращается вдвое, а потребность в еде у птиц, наоборот, возрастает. Особенно трудно, когда после оттепелей наступают сильные морозы. Деревья, кустарники и даже строения покрываются ледяной коркой. Птицы за короткий световой день не успевают добыть себе необходимый корм и гибнут от голода. Долг человека – поддержать птиц в трудное для них время и оказать им посильную помощь.

1 слайд

(Из истории возникновения праздника.)

1 ученик:  С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день. В этот день прилетают с севера в наши края синицы, снегири, чечётки, свиристели, щеглы, подбираясь поближе к теплу, домам людей, корму.

2 ученик: 12 ноября считался раньше и праздником охотников и рыбаков, так как именно в этот день открывалась охота на пушного зверя и зимняя рыбалка.

Если 12 ноября снега не было, то охотники собирались всей деревней в одной избе и отмечали праздник. Ну а если снег припорашивал землю, то вместо празднования охотники шли в лес на травлю зайцев. В этот день было важно затравить хотя бы одного зайца, называемого «именинным», чтобы весь сезон охотников ждала удача и везение. Встретить 12 ноября волка считалось плохой приметой.

3 ученик:  Второе название этого праздника 12 ноября – день Зиновия-синичника – день мучеников-христиан Зиновия и Зиновии – брата и сестры. Даже старинное название синицы (зинька, зинзивер, синюшка) созвучны с именами православных мучучеников. День прилёта синиц совпало с днём Зиновия, епископа Эгейского, и Зиновии, поэтому и церковное наименование праздника изменилось в «Зиноаия-синичника».

«За святую праведную жизнь Господь наградил Зиновия даром исцеления от различных болезней. В 284-305 гг. император Диоклитиан начал гонение христиан, и Зиновий первым попал в плен и был доставлен на суд. На предложение императора отвлечся от веры, Зиновий ответил отказом, и тогда его  и его сестру предали жестокой казни.»

4 ученик:  Изначально Зиновий и Зиновия считались покровителями девушек, а 12 ноября был девичий праздник. В этот день проводились гуляния, устраивались вечёрки и посиделки. Появление в этот день синички рядом с домом девушки сулило удачу и счастье, поэтому птичек обязательно прикармливали. На синичек было принято гадать: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.

В этот день люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

А ещё в этот день отмечают именины Зиновий и Зиновия, Анастасия и Елена.

( Выходят дети, у каждого на голове кокошник Синички)

1. Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.

2.  Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

3. Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или походящих закрытых постройках.

Ведущий:  Ребята, как вы думаете, где синичка вьёт своё гнездо? (глядя на гнездо)

Ответы детей.

Рассмотрире слайд                                 (Слайд2)

Рассказ подготовленных детей:

1.  Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

2.  Синицы - очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.

Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, что у простой синицы есть сестрички. 

Просмотр слайдов с фотографиями данных птиц (с 3по9)

  • Гаичка
  • Московка
  • Лазоревка
  • Хохлатая синица или гренадёрка
  • Длиннохвостая синица или ополовник
  • Буроголовая гаичка
  • Черноголовая гаичка

Ведущий: На дворе сейчас зима. Кроме синиц с нами зимуют прилетевшие с севера птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

Ответы сопровождаются слайдами (с 10 по 16)

  • Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь)
  • Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки.(Свиристель)
  • Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это? (Воробей)
  • Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)
  • Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
  • На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)

А ещё каких зимующих  птиц вы знаете?

Ведущий: А знаете ли вы, что в старину по птичьим приметам определяли погоду?

  1. Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
  2. Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
  3. Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.
  4. Ворона кричит зимой – к метели.
  5. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
  6. Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
  7. Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
  8. Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.
  9. Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.

Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что была в лесу, там птичий бунт, и птиц видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны давно улететь в теплые края. Давайте им поможем улететь.

Игра “Зимующие перелётные птицы”

Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д.

По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Конкурсная игра

 (Все участники делятся на две команды)

1-ый конкурс.  «Разминка».

Учитель задает вопросы командам по очереди. На обдумывание дается 5 секунд. Если одна команда не смогла  ответить, на этот вопрос отвечает следующая команда.

 

Вопросы:

  • Какие птицы прилетают к нам с юга первыми?  Грачи.
  • Какие птицы выводят птенцов зимой?  Клесты.
  • Какие птицы ночуют, зарываясь в снег?  Тетерева, рябчики.
  • Какая из птиц хвойных лесов самая маленькая? Королек.
  • Какая птица делает запасы, накладывая добычу на колючки кустарников? Сорокопут.
  • У каких птиц самцы – красные, а самки – зеленые? У клестов.
  • Какая птица к зиме белеет?  Белая куропатка.
  • Чес сорочье гнездо отличается от вороньего?  Сорочье гнездо плоское, а воронье – круглое с крышкой.
  • Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? Береговая ласточка, щурка, зимородок.
  • Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? Стрижи.
  • Какая птица самая большая в мире? Африканский страус.
  • Какая птица самая маленькая в мире? Колибри.
  • Почему глухаря называют так: глухарь?  Во время токования птица ничего не слышит.
  • Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? Зимородок.

 

2-ой конкурс.  «Птичьи разговоры».

 

Команды получают карточки.

 

Гуси                     крякают

Соловьи               кричат

Журавли              гогочут

Утки                     свистят

Вороны                ухают

Ласточки              воркуют

Голуби                 каркают

Синицы                щебечут

Совы                    пищат

 

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

Ведущий: А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

3й- конкурс « Угадай по признакам»

Команды получают карточки.                                                                     

Ответы:

 

Птица-плотник дятел. Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

 

Птица-акробат поползень. Поползень лазает по деревьям вниз головой. 

Ночной хищник сова. Совы глотают мышей целиком.

 

Легкомысленная мамаша  кукушка.

Итог викторины:  Награждение команды дипломом «Лучшие знатоки птиц»

Игра “Птичий концерт” (На внимание)

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:

  • Воробьи – чирик – чирик
  • Синицы – тинь – тинь
  • Ворона – кар – кар
  • Дятел – тррр – тррр
  • Снегирь – дю – дю – дю
  • Клёст – цок – цок – цок
  • Свиристель – тюр –тюр – тюр

Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке.

Ведущий: Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Синичкино”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки.

1ученик: О зимнем корме для птиц необходимо позаботиться заранее. В сентябре и октябре можно собирать семена сорных растений, как пастушья сумка, лебеда, крапива, подорожник, конский щавель, сурепка и др. А также семена клёна, жёлтой акации и сирени. Все семена хорошо высушиваются и раскладываются по отдельным пакетикам. В зимнее время семена смешиваются и высыпаются в кормушки. Птицы сами себе выберут корм.

2 ученик: Снегири, дрозды и свиристели любят полакомиться ягодами рябины, можжевельника, бузины и калины. Гроздья ягод вместе с небольшими веточками, примерно восемь-десять сантиметров, срезают незадолго до их созревания и просушивают в тени.

3 ученик: Арбузные и дынные семена, которые заготавливаются также осенью, едят большие синицы и поползни. Любят они и семечки подсолнечника. Полезны для всех птиц просо, овёс, горох, чечевица. В птичий рацион можно включить и мелко порезанные корнеплоды: морковь, свеклу, репу; различные виды каш; хлебные крошки. Некоторые птицы, например синицы, галки, вороны, сойки, обожают сало.

Ведущий:  А чтобы наше кафе всегда работало, я предлагаю создать бюро дежурных по кафе. (Выбирается 3 человека ответственных за наполнение кормушек)

Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.

Закончим наше мероприятие стихотворением. (Читают подготовленные дети)

«Берегите птиц».

О птицах много знаем мы

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам, и нам, -

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережём

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведём

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых,

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала;

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды,

И зацветут кругом сады.

Среди зелёной той листвы

Их песенку услышишь ты.

Т. Евдошенко

Ведущий: Ребята, вот вам домашнее задание: Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелётных птиц, весной, изготовить скворечники, продолжать в кругу семьи знакомиться с произведениями детской литературы о жизни птиц.

Итог мероприятия: Что нового узнали?

                         Какой вывод сделали для себя?

А сейчас все оденьтесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыплем корм. (Когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки).

Используемая литература:

  1. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе 1-4 клсссы. Автор: Е.Н. Арсенина.
  2. Настольная книга классного руковадителя 1-4 кл. Автор: Л.И. Саляхова.
  3. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. Автор: О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва.
  4. Спутник классного руководителя 1-4 кл. Автор: Н.А. Максименко.
  5. Ресурсы Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зиновий синичник

сценарий праздника для 1,2 классов, посвященный дню синиц...

Сценарий праздника “Зиновий – синичник”

Сценарий совместного праздника  обучающихся 1-2 классов. Цель: создать условия для ознакомления  с условиями жизни птиц зимой....

Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»

Разработка рабочей программы по  курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Зиновий синичник (внеклассное мероприятие для начальных классов)

Данное мероприятие поможет ребятам узнать, как правильно изготовить кормушку для птиц, каким кормом кормить  птичек. Цель мероприятия: привлечь внимание детей к проблеме зимней подкормки птиц....

Классный час: Зиновий синичник

К вашему вниманию прдоставляю классный час "Зиновий синичник"...